Имена | Из жизни новых старых русскихЛюбовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 Похоже, во МХАТе имени Чехова попали в «десятку», обратившись к пьесе Александра Островского «Последняя жертва»: билеты на этот спектакль распроданы на месяц вперед. Певец Замоскворечья со своими оборотистыми купцами отлично вписался в нашу рыночную действительность, где деньги являются мерилом всего, а жертвенная любовь считается чуть ли не роскошью, поскольку это могут позволить себе лишь слишком богатые женщины.Не могу сказать, что режиссер Юрий Еремин решил потрафить «новым русским», сделав ключевой фигурой спектакля богатого купца Флора Федулыча, а не молодую вдову Тугину. Но ведь это он пришел ей на помощь, когда любовник промотал все ее состояние, значит, ему и карты в руки, он герой. Конечно, господин Прибытков воспользовался безвыходным положением обманутой женщины, предложив выйти за него замуж, так ведь и этому есть свое оправдание его давняя любовь к ней. Еремин знал, что делал, когда назначал на эту роль Олега Табакова, ибо обаяние этого артиста безмерно, и поэтому его герою хочется верить, как бы мы плохо ни относились к современным олигархам. Еще режиссер понимал, что если хрупкую Юлию сыграет Марина Зудина, это будет беспроигрышный вариант, потому что Табаков невольно станет защищать свою жену на сцене, помогать ей, и поэтому возникнет та самая подлинность чувств, выше которой уже не прыгнешь. Тонкий режиссерский расчет сполна оправдал себя. Как только Табаков (под аплодисменты зрителей) появляется в доме Тугиной и на правах дальнего родственника начинает спрашивать о делах, с первых минут становится понятно, насколько он неравнодушен к этой особе. И она тоже чувствует это, но делает вид, что не замечает, хотя тревожно, ой, как тревожно ей? Когда же наконец является долгожданный любовник ничего, кроме дежурных объятий не происходит, ибо внутренне Дульчин пуст: ему бы только заполучить нужную сумму денег и быстренько бежать туда, где карты, развлечения, вино, женщины. Ну скажите, чем не водевильный сюжет, поскольку и при Островском, и теперь таких альфонсов пруд пруди. Ситуация, может быть, и водевильная, только ведь Юлия думает, что любима по-настоящему и ради этого готова на любую жертву ради возлюбленного, даже встать на колени перед Флором Федулычем, чтобы он ей одолжил нужные 6 тысяч рублей. А это уже серьезно! Таким образом, в этом любовном треугольнике самая незавидная роль у добытчика богатых невест Дульчина (Сергей Колесников). Внешне он, конечно, хорош собой и одет по последней моде, но есть в его манере поведения что-то плебейское, прогибающееся, поэтому молодой красавец явно проигрывает немолодому, но достойному во всех смыслах Прибыткову. Одним словом, Еремин, не слишком мудрствуя, возвел его на пьедестал (благо Олег Павлович и сам находится там в своем театре), а по левую руку от него поставил голубую героиню Тугину. Всех же остальных персонажей режиссер превратил в мелких людишек, благо они того заслуживают. Это действительно смешно, когда его племянник Лавр Прибытков (Валерий Хлевинский) без гроша в кармане, надуваясь как пузырь, делает вид, что богат, а сам потихоньку приглядывает богатого женишка для своей дурехи-дочери (Дарья Юрская). Общая картина купеческой Москвы была бы неполной, если бы в конце первого акта на сцене не появились гуляющие с размахом русские миллионщики. Заранее предупреждаю тех, кто не видел спектакль: в этих жанровых картинках, поставленных с опереточным размахом, вы не увидите купцов с окладистыми бородками и необъятных размеров кустодиевских купчих. Скорее, это деловые люди эпохи модерна: холеные, надушенные, с туго накрахмаленными воротничками. Дамы и вовсе разгуливают в нарядах «от кутюр». Это совершенно новая поросль российских предпринимателей-меценатов, благодаря которым и было выстроено здание Художественного театра. Собравшиеся здесь господа хоть и держат ухо востро, чтобы никто не проник в коммерческие тайны, умеют ценить прекрасное: слушают граммофон с ариями известных певцов и даже смотрят синематограф. Самое интересное заключается в том, что режиссер не слишком тиранил артистов своими четко выверенными композициями, предоставив им полную свободу передвижения по сцене. Исполнители распределялись в пространстве так, как им подсказывало их внутреннее чутье. В этой спонтанной импровизации было столько естественности, что казалось, события развиваются сами по себе, без указующего режиссерского перста. Не потому ли в финале спектакля, когда под чарующие звуки вальса стал падать большими белыми хлопьями снег, а на дальнем экране возникли проекции старых видов Москвы, то зрителям показалось, что стерлась грань времен и рядом с ними в зале сидит Островский. Наверное, он все-таки предвидел, что в России вновь возродится предпринимательский дух, появится новое купечество и все вернется на круги своя. Пресса Видео прощания с народным артистом Валерием Хлевинским растрогало до слез, Московский комсомолец, 11.01.2021 В Москве простились с народным артистом России Валерием Хлевинским, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2021 Церемония прощания с актером Валерием Хлевинским началась в Москве, РИАМО, 11.01.2021 В Москве простились с Валерием Хлевинским, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2021 В Москве простились с актером Валерием Хлевинским, ТАСС, 11.01.2021 Прощание с актером Валерием Хлевинским: скорбные кадры. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 11.01.2021 Умер народный артист Валерий Хлевинский, Театрал, 8.01.2021 «Вечный зов» народного артиста. Ушёл из жизни Валерий Хлевинский, Филипп Марков, Babr24.com, 7.01.2021 Телеверсия спектакля Юрия Ерёмина «Последняя жертва» (запись 2004 года), телеканал «Культура», 16.06.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Валерий Хлевинский: кумир прошлого века, Филипп Марков, Babr24, 14.11.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Фоторепортаж Екатерины Цветковой с открытия выставки к 90-летию И.М. Смоктуновского «Космический актёр», 27.03.2015 Мэр Москвы поздравил актера Валерия Хлевинского с 70-летним юбилеем, В Москве (РИА Новости), 14.11.2013 Медведев поздравил Валерия Хлевинского с юбилеем, РИА Новости, 14.11.2013 Фоторепортаж «Московский Художественный театр имени Чехова открыл новый сезон», Московский комсомолец, 3.09.2013 В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012 Байки под огурец, Мария Костюкевич, Московский комсомолец, 25.07.2012 Михаил Шишкин увидел, как его произведение воплотили на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 16.12.2011 Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011 Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011 Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Сентиментальный роман, Итоги, 23.12.2003 Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 «Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003 Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 «Провинциальные анекдоты» в театре Табакова, Александр Вислов, Театральная афиша, 02.2003 Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002 |