Имена

Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется»

Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Народный артист России, председатель российского Союза театральных деятелей, обладатель многих других постов, чинов, званий, названий, а прежде всего великолепнейший наш артист, любимец публики сразу двух веков, — все это и есть Александр Александрович Калягин. Шла к нему и думала: конечно, он устал, конечно же, надоели ему все эти фото-, теле-, кино-, газетно-журнальные корреспонденты, бесконечно спрашивающие об одном и том же: а почему прославленный актер нагрузил себя еще и неактерским трудом, а что собирается играть, а видел ли какой-то спектакль, а будут ли платить ветеранам сцены дополнительные пенсии? А встретил меня удивительно приветливый человек, будто жаждавший услышать все те же вопросы. Может быть, слишком хороший артист: что ему стоит сыграть радушного хозяина?

Ф. И. О. : Калягин Александр Александрович

Дата рождения: 25 мая 1942 года

Место рождения: г. Малмыж, Кировская обл.

Образование: Театральное училище им. Б. В. Щукина

Место работы: Союз театральных деятелей РФ

Должность: председатель

— А мне и действительно приятно говорить с вами. Возможно, вы не помните, когда-то, на заре актерской моей карьеры, вы написали первую обо мне как об актере вообще статью в газете «Правда». О том, что на современную сцену вышел, мол, серьезный и яркий артист, у которого, несомненно, замечательное будущее. Помню, как обрадовалась моя мама: значит, сын правильно выбрал профессию. 

— Видите, и «Правда» говорила правду! А что, Александр Александрович, когда вам жилось спокойнее, уютнее — при «развитом» социализме или «недоразвитом» капитализме?

— Спокойнее мне, естественно, было тогда. Отвечал я только за себя. Знал свои репетиции, спектакли, свою гримерную, свой столик, свой диван. Все сводилось к сцене, к друзьям, иные из которых были одновременно и учителями-наставниками. Творчески-тревожно и по-человечески стабильно было с Ефремовым, с Эфросом. Мне было уютно, дружно, где-то набирали силу внутритеатральные, серьезно-политические потрясения, а мы готовили новые роли, новые спектакли, читали статьи о себе и думали, что так будет всегда. Но и горячими мы были: не хотели примиряться с фальшью, могли осудить товарища, если он уж очень опускался до официальной лести, до восхваления того, чего хвалить было никак нельзя, до прислуживания властям вместо служения искусству. И все казалось, что «старшие», уже занимающие высшие этажи в театральном руководстве, ошибаются, сдают позиции благородного вкуса, чистой морали. Так и казалось, что, будь мы на их месте, не позволили бы себе такого бесстыдного отказа от идеалов, от особой Гиппократовой клятвы художника. Она, эта клятва, назову ее Апполоновой, ведь тоже, как видно, пусть и не прилюдно, но дается нами при вступлении на театр. Ну, к примеру, никогда не забуду я того потрясения, тех горьких мыслей, которые пришли на спектакле Олега Ефремова «Сталевары» во МХАТе. Мой ужас был настолько велик, что я даже запомнил точный год, когда получил этот сильнейший душевный удар — 1971-й. Нет, этого не может быть, думал я в течение всего спектакля. Не может замечательный артист, тончайший художник, мой учитель Ефремов допустить, чтобы такая глупая агитка шла во МХАТе, чтобы на сцене поток стали вместо потока мыслей затмевал будто и впрямь ослепшие зрительские глаза. Там новатор предлагал снести пивной ларек около завода, чтобы не соблазнять рабочих, а консерватор требовал ларек оставить, мол, рабочий имеет право и на «внефабричную» жизнь. В висках у меня стучало, сердце билось, обида горела, я шел по улице Горького и мысленно сочинял письмо к Ефремову, где хотел высказать и удивление и разочарование в нем. Письмо уже сложилось в голове, но я, однако, оставил эту попытку, что-то подсказало, что все не так просто?

Прошли годы и годы. И вот теперь я председатель Союза театральных деятелей, на мне лежит огромная ответственность уже не только за себя, но и за то, как я помогу людям, мне доверившимся, мне поверившим. И часто-часто вспоминается мне тот драматический вечер, когда увидел этих жутких «Сталеваров», полагая, что Ефремов тяжко ошибся. Только сейчас видится это мне по-другому, так как и меня, отныне руководителя процесса, а не только его участника, нередко обвиняют в ошибках, в уступках, в компромиссах, в хитроумных уловках интриги вместо мощного улова в искусстве. Нет, не ошибался Ефремов. Он был не только актером и режиссером, но еще и отличным стратегом, иначе не построил бы «Современник», не переломил бы на какое-то время труднейшую, шедшую под откос судьбу МХАТа. Он ставил «Сталеваров», чтобы получить возможность показать очередную пьесу Рощина «Старый Новый год» или другие труднопроходимые пьесы. Так и я подчас совершаю вдруг странные на первый взгляд поступки: где-то соглашаюсь с тем, с кем соглашаться не нужно, где-то не слышу слов, на которые надо бы резко возразить. Но ошибки эти — вроде бы непременная техника безопасности так называемого руководящего лица. Без компромисса не получишь и победы. Без необходимых иногда уступок не добьешься и торжества справедливого дела. Так что есть и у меня свои «Сталевары» — душевные трагедии на пути к преодолению личных человеческих драм.

— Все-таки, Александр Александрович, когда жилось вам лучше — прежде или теперь?

— Сейчас труднее, взял на себя огромный груз. И вы знаете, не жалею, быть может, еще и потому, что я по знаку Лошадь — так и тяну лямку. Вот все спрашивают: зачем нужно было успешному артисту оказаться в служебном кресле? А я здесь затем, что кто-то же должен именно «возлюбить ближнего». И действительно не жалею, что трачу здоровье, силы, потому что вижу — стало не хуже, а лучше. Набирает темпы пенсионная система для артистов России. Достали наконец деньги на реконструкцию нашего ялтинского дома. Создан Театральный центр России. Дружески-прекрасные у нас отношения с Министерством культуры, с московским правительством, с мэром Лужковым. Надеемся, что вновь заработают наши фабрики. Словом, хуже не становится. Конечно, всеобщая ныне проблема — добыча денег — остается, но в чем-то, хоть помалу, решается.

— Зачем вам еще оказался нужен свой театр? Сколько забот! Ведь вы сами актер замечательный, если так можно сказать, актер щепкинской складки, когда подвластны комедия и трагедия, публицистика и психология, гротескная театральность и житейская правда, зачем вам еще рядом целый театр?

— А свой театр мне затем, что хочется хоть как-то преодолеть кризис современного театрального процесса. Это ощущение кризиса, надвигающейся беды, какого-то нетеатрального существования театра преследовало меня давно, еще со времен ефремовского МХАТа, где сложилась тогда великая актерская команда. Но постепенно она стала редеть, один за другим умирали друзья — Евстигнеев, Богатырев, ушла из театра Настя Вертинская, ослабевала рука уже больного Ефремова, и как-то сильно стало поскрипывать запущенное театральное хозяйство. Неясной становилась и судьба школы-студии. Молодые артисты были растерянны, и тогда они просили меня не бросать их в пути на сложной дороге первых решений, первых успехов. Так возникла мысль о новом театре. И поначалу было страшно тяжело, я взял на себя огромную ответственность за молодые судьбы, за совсем начинающих, и работы все приумножалось, приумножалось. Теперь стало вроде полегче, какие-то видны перспективы, нам ведь, как вы, наверное, знаете, строят сейчас дом на Мясницкой улице, и я часто с нежностью и любовью думаю об этом здании, которое, вероятно, войдет в работу где-то через год.

— Но ведь главное все равно не стены, а актеры! Возможно, сделаю вам больно, но не все молодые актеры в вашей труппе представляются мне блистательными, а тем более в сравнении с вами?

— Да, такое слышать больно? Кто-то из них в конце концов овладеет профессией, кто-то сойдет с дистанции? Поневоле вспоминаю замечательных актеров, шедших со мной рядом по жизни. Назову хотя бы Татьяну Доронину, какой видел я ее в незабываемых спектаклях Товстоногова. Надежда Монахова в горьковских «Варварах»! Это было актерское чудо. Сегодня не так уж много таких актеров, таких театральных побед, но хочется верить, что и мои молодые подрастут, выйдут на сцену не только развлекать, но и волновать, не только повторять, но и удивлять.

— Насколько я знаю, вы очень интересуетесь современными новыми пьесами, так называемой новой молодой драмой. Многие прославленные актеры, руководители театров бросают на нее свой благожелательный, любопытствующий взгляд. На вашей сцене даже идут некоторые такие пьесы. Но не кажется ли вам, что это еще не драматургия, а всего лишь разрозненные зарисовки из области беспросветного быта?

— Да, меня занимает эта драматургия, думаю, без нее не может обойтись наш театр. Каким бы гением ни был Шекспир, через его пьесы мы все равно не расскажем полно, глубоко и тревожно о собственной жизни. Все-таки нужны сегодняшние голоса, мысли, наши тревоги? И вот я читаю и читаю эти пьесы. Хотите, покажу вам их? Они лежат у меня стопками на рабочем столе, мне присылают их с надеждой, с ожиданием — а вдруг да пойму, вдруг да сыграю, вдруг да и приму к постановке? И вот я читаю эти пьесы, пытаюсь понять — кто же эти молодые люди, что движет ими, каков этот современный драматургический язык? Пока до конца не понял, понял только, что мало в этих пьесах живого страдания, а значит, и сострадания, которое и поистине может восстановить, а то и спасти мир. В связи с молодой драмой скажу и о молодой режиссуре, и не только молодой. По-моему, она работает во многом без руля и без ветрил. Берется какая-то своя, преимущественно отдельная от пьесы концепция, и она всплывает, как масло поверх драмы, поверх актера, такая вот агрессивная режиссура. Ну, скажем, почему не «Король Лир», а просто «Лир» в любимейшем моем Вахтанговском театре, с этим очевидным насилием над прекрасным, от которого только обидно за великих? Или, например, очень понравившийся мне спектакль у Арцибашева «Женитьба», играют все отлично, мастерски, а все же хотелось бы и чуть боли, чтобы острее звучал гоголевский нерв, зримее делались гоголевские слезы.

— А как вы думаете, не слишком ли узко поняты сегодня задачи Союза театральных деятелей? Это, конечно, важно, необходимо и правильно, что вы занимаетесь материальной стороной дела в жизни театрального мира, но не пора ли вмешаться в проблемы эстетические, что, думается, нисколько не умалит ни свободы слова, ни разнообразия мнений? Ну, к примеру, что делается сегодня в критике, какая здесь царит разнузданность, неприличная хлесткость, глубокое неуважение к актерам, а главное, желание опустить отечественный театр на самое дно горячечной эротики, темного абсурдизма, мрачного подсознания! Отчего вы не реагируете?

— Но я же не могу подходить к каждому критику и объяснять ему его промахи и мои обиды. Обо мне самом пишут такое — и наглое, и развязное, будто я не царь сцены, а раб критики. Один умный человек дал мне совет: не связывайся, затопчут, загрызут. И хотя, читая те или иные статьи, я иногда даже плачу от горечи грубых попреков, но все равно делаю вид, что меня это не затронуло. Вот если бы вы вместо того, чтобы спрашивать меня, как быть, сами бы помогли своим профессиональным авторитетом. Созвали бы такое собрание, такой симпозиум, где бы выступили все — и видные режиссеры, и ведущие актеры, и активно действующие критики, — и откровенно поговорили бы друг с другом по сердцу, а не по «стебу», на русском языке, а не на расхожем отупляющем сленге.

— И еще, Александр Александрович. Неужели вы можете спокойно смотреть наши многие телевизионные передачи, кстати, очень часто с превосходными актерами, когда глумятся над собой и над зрителем создатели этих кошмарных «шоу», все эти постыдные «аншлаги», «комнаты смеха», где русский народ представлен полупьяной бандой, а заграница — всеобщим раем! Смотрите спокойно? Ведь вы председатель Союза театральных деятелей, а значит, как вы говорили и сами, отвечаете за все.

— Конечно, я, как и вы, как и все интеллигентные, думающие люди, в отчаянии еще и потому, что именно такое «искусство» властно, без спросу входит в наши дома. Мы пытались кое-что сделать. Так, в частности, на одном из советов по культуре при президенте поднимали этот вопрос, говорили о своем глубоком и гражданском и художническом беспокойстве за дела телевизионные. Нас поддержали, разногласий не было, планы наметили, но воз и ныне там. Вероятно, надо еще активнее, еще громче говорить о бедах нашего телевидения, может, и на самом телевидении, и по самому телевидению. Тут ведь что еще получается? Те же игры, скажем, в которые играют на телеэкране, все эти «кто хочет стать миллионером» и прочая и прочая и прочая, куплены на Западе, за них немало заплачено, чтобы получить огромные же деньги взамен. Кто же уступит это? Кто будет слушать наши проповеднические речи?

— И все-таки не сдавайтесь! Здесь ведь полная взаимозависимость искусств — каково телевидение, таков и театр. Ну и под конец, расскажите что-нибудь веселенькое, так сказать, «без галстука».

— Могу и «без пиджака»? Может быть, знаете, что я начинал свою жизнь с получения медицинского образования. Однажды нас, молодых врачей, пригласили на открытый урок к знаменитому хирургу Спасокукоцкому. Сидим амфитеатром, слушаем, смотрим — учимся. Приводят к нему очень чиновную даму, у нее незаживающая язвочка на колене. Знаменитый мэтр надевает очки, мельком смотрит на колено и громко объявляет — сифилис! Все обмерли, дама падает в обморок. Потом его спросили: как же так, без осмотра, без анализа, без изучения так беспощадно вы поставили диагноз? Доктор объяснил: а я не на ее колено смотрел. Просто видел ее блудливое лицо! Профессор, правда, употребил более народное словцо на ту же букву?

— Это вы к чему?

— Образно хотел сказать. Не надо глубоко изучать творчество иных наших «неозвезд» — достаточно посмотреть на лица?

— И последнее, отчего так редко видно вас на тусовках? Видно было бы сразу: фигура заметная и по физическим параметрам, и по духовным.

— Во-первых, спать хочется, во-вторых, не надо мне вес набирать.

Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета