Имена

Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища

Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
К восьмому классу мои отношения со школой окончательно зашли в тупик, и я послушался уговоров мамы, которой хотелось, чтобы у меня была хоть какая-то профессия, — пошел в медицинское училище № 14. И я его благополучно окончил. Меня переводили с курса на курс в медучилище не потому, что я был гордостью по линии фармакологии, анатомии и прочих предметов, но потому, что у нас был лучший коллектив художественной самодеятельности среди медучилищ. Меня переводили как его лидера. Учеба в медицинском училище меня раскрепостила. До этого я был зажат, закомплексован в отношениях со своими сверстниками, с учителями. А в медицине сталкиваешься с настоящими несчастьями, болью, бедами, трагедиями, и для мальчика шестнадцати лет это переворачивает все представления о жизни.
Я всегда сопрягал актерскую профессию с профессией врача. До сих пор наблюдаю за медиками (у меня есть друзья-врачи) и вижу: что-то общее есть. Прежде всего отношение к жизни: легкий цинизм, юмор, ирония, самоирония, святое и тут же нигилизм, а главное — существование рядом со смертью. То, с чем врач сталкивается все время, каждый день. И с чем сталкивается актер, если он действительно настоящий актер.
Мог бы я остаться в медицине? Врач — потрясающая профессия. Я два года проработал на «Скорой помощи», где человек должен быть ко всему абсолютно готов. Больные, разбитые люди, которых рвет, которым надо подставлять судно… А то и собирать части человека после автомобильной катастрофы… Были страшные эпизоды, были смешные, были страшные и смешные одновременно. Например, когда мы приехали к мужику, у которого был проломлен череп. Он сидел на кровати и выяснял отношения с женой, которая ему череп и проломила. Она ушла в кино с дочкой, а сеанс отменили. Неожиданно вернувшись домой, жена застала своего мужа с ее сестрой в кровати… Недолго думая, женщина взяла туристический топорик, и… Как они говорили, какие интонации, какой накал страстей! И на все это с каким-то тупым безразличием смотрела дочь, сидевшая тут же в комнате. А как меня чуть не убила другая женщина! Я вынул из петли и откачал ее мужа. Спас меня от ее ярости фельдшер.

«Скорая помощь» позволила мне увидеть жизнь с дистанции, с которой редко кому удается разглядеть ее изнанку. Станиславский говорил о том, что актеру необходимо узнать жизнь. «Скорая помощь» дала мне такой шанс. Я убежден и всегда повторяю студентам, что «зигзаги» в актерской судьбе — вещь необходимая и полезная. Если твой кругозор ограничен стенами сначала театрального училища, а потом театра, где ты работаешь, — что в этом хорошего?
Мне не казалось, что медицина — моя стезя. Меня упорно продолжало тошнить, когда я сталкивался с разнообразными отправлениями больных. И в какой-то момент, когда мы откачивали пьяного на Киевском вокзале, я понял, что больше не выдержу. Его рвало. А я держал таз. Этот мужик с трудом стоял на ногах, его все время качало в разные стороны. Помню, как подвигал ногой этот таз, чтобы вся гадость туда попадала. Меня начало мутить, и я окончательно понял, что не смогу быть медиком: не приспособлен физиологически? Тогда я решил поступить в Щукинское училище и смутил комиссию своей, как они определили, «неярко выраженной внешностью» и, главное, хрипловатым, «с песочком», голосом. Они заподозрили узелки на связках и велели провериться в поликлинике, принести справку. А узелки на связках для актера смертный приговор. И я так испугался, что не стал никуда ходить. Только на следующий год, пройдя медкомиссию, со спокойной душой пошел поступать в училище еще раз.
По-моему, первые годы в институте были одним из самых тяжелых периодов в моей жизни. Ни одного друга на курсе. Постоянное ощущение, что ты тут не нужен, что ты безразличен всем: товарищам, педагогам. Как так получилось? Вроде пришел даже с некоторым заскоком, с убеждением, что я всех чуть-чуть опередил: опыт в самодеятельности, эстрадные выступления. На вступительных экзаменах нам дали задание изобразить фотоателье. А я должен был изображать фотографа, перед которым все крутятся. Все что-то бурно вокруг делают, а я замялся, стою в сторонке, наблюдаю, меня теребят, и я, вспомнив любимого Чаплина, стал разыгрывать пантомиму, комиссия рассмеялась. В общем, поступил как-то заметно. И поначалу казалось, что мое самодеятельное премьерство продолжается. Скажем, по сценречи я был лучшим. В Доме культуры медработников был очень хороший педагог — Нина Адамовна Буйван. Она-то и убедила мою маму, что у меня есть способности. Она готовила со мной к вступительным экзаменам «Двух братьев» Лермонтова и рассказ Чехова «Мальчики». Она научила меня работе с текстом: найти логику, эмоциональную точку в абзаце, сделать ударение на прилагательном, глаголе — все это я уже умел. В институте Варвара Алексеевна Ушакова даже отпускала меня с занятий: подготовь самостоятельно, например, «Осень» Пушкина. Я готовил. А потом гонял в футбол.
Не ладилось с главным предметом — мастерством актера. Там моей главной бедой были этюды. Они не получались совсем, абсолютно. Это был гроб с большими гвоздями. Скажем, задан этюд «Встреча». Давайте придумайте этюд: вы встретились. А как сочинить, что дальше? Как себя вести? Что говорить? Кто я на этом свидании? Ничего не складывалось. Ничего не сочинялось. Кто-то брал наивностью или такой «милотой». Вот он покраснел. Как органично! Но я же видел, что покраснел-то он не от переживаний встречи, просто не знал, что делать дальше. Покраснел от ужаса: что говорить-то? А педагогу показалось: «неплохо покраснел, живой».
Я потом с разными режиссерами обсуждал: нужны ли такие этюды на первых курсах? Для того чтобы по-настоящему такую встречу сыграть, я должен за плечами иметь что-то. Я должен многое сыграть, многое прожить, набраться и актерского, и человеческого опыта, чтобы из пустоты создать характер, событие. Этюды, грубо говоря, импровизация. А это уже высший пилотаж. Этюдные упражнения хороши для актера, если он абсолютно раскрепощен.
Потом, годы спустя, я полюбил этюды, особенно в начале репетиций, когда еще не выучен текст. Репетируем сцену, примерно зная канву, что в начале, что в середине, что в конце: где сцепились, где разругались, где помирились, где обнялись. И мы начинаем фантазировать: встань ты сюда, ты сядь сюда. Текста-то мы не знаем. Получается такой кентавр: ситуация задана автором, а слова твои собственные. И куда все повернется — неизвестно. Куда поведет партнера, куда занесет тебя самого. Все ситуативно, все здесь и теперь. Вот он кинет тебе «мячик»: я не хочу сейчас с тобой разговаривать. В тексте этого нет, а тебе надо реагировать. На его коленце ответить своим, сохраняя правду ситуации, правду характера… Самые увлекательные, самые неожиданные и самые полезные репетиции именно те, при которых мы идем этюдным методом. Но в театральном институте этюды для меня были пыткой. Ни расслабиться, ни тем более получить удовольствие в таких «заданных импровизациях» мне не удавалось. А как иначе, когда задание: ложитесь на ковер и погрузитесь в то, что сейчас весна. А ты в это время думаешь: какая весна. в желудке совсем другое — пить хочу с утра. Но все лежат, все делают вид: о, весна! Вот в таких этюдах я был стеклянный, оловянный, деревянный. Притом что в молодости у меня была прекрасная эмоциональная актерская память. Я мог уловить какие-то малейшие изменения человеческого настроения, тут же их скопировать, выразить внешне. Но этого было недостаточно для этюдных упражнений. 
И когда все кидались делать этюд, я думал об одном: только бы не назвали мою фамилию, только бы сегодня пронесло. Дошло до того, что со мной репетировали этюды. Репетировать этюды — это же нонсенс!!! На меня уже смотрели как на прокаженного, я ловил на себе эти жалостливые и злорадные взгляды и начинал прятаться, уходить в себя, замыкаться. А в искусстве прятаться в собственную скорлупу — последнее дело. можно просто никогда себя не вытащить. Сокурсники перестали меня звать в самостоятельные работы, боясь провала. А это безошибочный показатель твоего рейтинга на курсе. Я чувствовал абсолютное равнодушие педагогов к своей судьбе. Никто не пытался вызволить меня из этого состояния, никто не разбирался со мной, не пытался вникнуть, что там со студентом Калягиным происходит. И я махнул рукой: ну и не надо.
Сейчас я понимаю педагогов. взяли мальчика: вроде глазки ясные, пухленький. .. Но куда его приспосабливать, этого двадцатилетнего оболтуса? Кого он, уже сейчас лысеющий, будет играть? Отцов? Внешне очень невыгодный. Нет ни ярко выраженной характерности, как у Савелия Крамарова или Юрия Никулина. Нет никакой социальной типажности. Ничего героического. При всем том этюды не умеет делать, на мастерстве актера зажат, ничего не предлагает. Бездарен во всем. Второй курс — контрольный. У нас должны были двух-трех человек отчислить. И мою фамилию должны были обсуждать на кафедре актерского мастерства, все было решено, ждали только из отпуска Бориса Евгеньевича Захаву.
А тем временем подошла пора самостоятельных работ. Я мельтешил, не знал, что выбрать, и товарищ мне посоветовал:"Есть хороший рассказик у Чехова «Свидание, хотя и состоялось, но…». Это такая история восемнадцатилетнего гимназиста, который собирается вечером на свидание, а с утра его начинает колотить от страха перед девушкой, перед свиданием, предстоящим вечером. Он покупает десять бутылок пива, начинает выпивать, чтобы немного расслабиться… Приходит пьяный на свидание. 
Я начал предлагать на курсе девочкам сыграть со мной на пару. Одна отказывается, другая объясняет, что очень занята… Я понимаю, что не хотят брать отрывок с отстающим, не хотят проваливаться, не хотят, как бы сказать, мараться. Тогда я пошел к первокурсницам. Им же невдомек, что со мной на моем курсе играть никто не хочет. Им лестно — старшекурсник зовет. Начали репетировать… И откуда что взялось! Пить — никогда не пил, но все стадии опьянения мне как-то удалось найти, показать. Может, опять-таки память пригодилась, наблюдательность. Но все получилось, все сошлось. И этот отрывок меня спас. Его показали Борису Евгеньевичу Захаве, и он меня оставил в институте. Поставили мне за мастерство проходной балл — «3». Вообще, по-моему, по мастерству актера у меня и в дипломе не гордая пятерка, а скромная четверка. И диплом у меня отнюдь не красный.
Когда я начал преподавать, часто вспоминал этот свой опыт. Я смотрю на отстающего студента и пытаюсь понять, что с ним происходит. Чем же он меня пленил на вступительных экзаменах и почему сейчас ничего не получается? В чем я виноват и в чем он виноват? И как с этим справляться, не задев самолюбие, которое нигде так не обострено, как в театральных школах? Оно пышно цветет в театральном мире, а в институте это все взращивается — амбиции, тщеславие: там они поливаются показами, экзаменами, зачетами. Кто-то может расти «вопреки»: меня душат, а я поднимаюсь как на дрожжах. Конфликт обостряет способности, воспитывает волю. А другой растет, только когда его лелеют, поощряют, «окучивают любовью».
Чеховский рассказ повернул мою судьбу. Как у Золушки — пришедшиеся впору туфельки вдруг резко изменили ее социальный статус. Все вокруг стали доброжелательны, все хотели со мной работать. Я становился лидером курса, и я это видел, чувствовал. А этот рассказ потом показывали на всех концертах щукинцев как своего рода «гвоздь программы». Настя Вертинская вспоминала, как они с сокурсниками бегали смотреть мой чеховский рассказ при каждой возможности.
Потом были еще две работы, которые со мной готовил мой педагог — Александр Исакович Сабинин. Они сделали меня актером, дали ощущение профессии. Александр Исакович тогда был одним из самых молодых педагогов Щукинского училища, стройный, красивый, подтянутый, счастливо влюбленный. Он репетировал со мной небольшую пьесу Эдуардо де Филиппо и рассказ Чехова. И в этих работах наметил мой дальнейший актерский путь. В них я впервые почувствовал наслаждение властью над зрительным залом. Если актер не получает удовольствия от своей профессии, от контакта со зрителем, не ощущает дыхание зала — это не актер. Я выхожу на сцену еще и для удовольствия, чувствуя, что могу делать со зрителем, что хочу. Для меня власть над залом — почти мания, наркотик. 
Любовь зрителей стала для меня своеобразным допингом. Оттого что на меня сбегались, от меня ждали чего-то особенного, все стало получаться. Я становился лучше и в институте, и в жизни. Началась любовь, и довольно скоро я женился. На однокурснице. Повернулось колесо Фортуны.
Что же произошло? Ведь я ничего особенного не сделал. Я не отрастил третью руку и не открыл третий глаз. Просто в какой-то момент я остался совсем один. Сумел на все наплевать и просто прислушаться к себе. Я послал всех советчиков и попытался идти от себя, сделать все так, как я видел. Я не пытался кому-то что-то доказать, сделать что-то небывалое, просто как бы «забыл» о том, что меня должны выгнать, о мече, который висит над головой. Оставшись один, я стал собой.
Я на своей шкуре испытал этот парадокс: профессия у нас публичная, а актер, как правило, одинокое существо. Он хранит и оберегает свое одиночество. Одиночество при публичности, при общении, при улыбках, при том, что ты как бы с каждым знаком, поскольку он столько раз видел тебя в своем доме на телеэкране. Это часть твоих профессиональных обязанностей: быть на публике. Это твоя работа. Спортсмен на соревнованиях представляет свою страну. Актер каждый день на публике представляет свой театр, представляет самого себя. В силу профессии, в силу занимаемых должностей председателя СТД, руководителя театра я должен быть там, присутствовать здесь: на вручении премии, на открытии выставки, на юбилее, в кабинетах, на презентации. Но страшно раствориться в этой публичности, когда не останется ни одного спрятанного от чужих глаз потаенного уголка: всё — на публику, всё — на продажу.
И все это вступает в противоречие с внутренней потребностью спрятаться в свою скорлупу, забиться в свою щель. Но работа, настоящая работа, происходит только наедине с собой. В одиночестве у меня рождаются какие-то фантазии, мечтания, желания, сюжеты. Во мне все время живет страх, что в толпе расплещется что-то самое главное, может, там и расплескивать нечего, но даже если на донышке осталось, то в толпе могут так толкнуть, что ты кончишься и как актер, и как человек.
Говорят, что дети растут во сне, когда летают. Вот мне кажется, что я расту в одиночестве. Когда удается спрятаться, отключить телефон, отоспаться, выключить в голове какой-то счетчик, который все время напоминает: надо-надо-надо. И побыть наедине с книгами, с музыкой. И главное — с самим собой. Просто полентяйничать, посибаритствовать, снять с полки любимую книгу. Есть люди, которые не могут быть одни, а есть другие, которые не могут долго оставаться среди людей. Одиночки по натуре. Я такой одиночка. И при любых возможностях (раньше чаще, теперь реже) прячусь в щелочку. Считается, что Калягин капризничает, что Калягин ленится. О моей лени даже легенды складывают. Никита Михалков любит рассказывать, как я прячусь даже от работодателей, не подхожу к телефону или, изменив голос, сообщаю, что Калягин отсутствует. И я действительно очень ленив. Но тут другое. Побыть в одиночестве — моя первейшая жизненная потребность. Очиститься одиночеством, почерпнуть в нем силу и энергию существовать дальше.
Иногда мне кажется, что эта особенность моего характера спасает меня в тяжелых ситуациях. Я никогда не понимал, как, скажем, непоступление в институт может стать трагедией, так, чтобы травиться или вешаться. Когда меня должны были отчислить, я как-то примерял, что делать дальше: возвращаться в медицину не хотелось. Я прокручивал в голове варианты, в какой еще институт я смогу податься. Но ни на минуту не было ощущения, что жизнь кончилась.
Тяжелым ударом был отказ Вахтанговского театра зачислить меня в труппу. Я знал, что мою фамилию дебатировали на художественном совете театра и не взяли. И дальше было то, что испытывают многие студенты-актеры: унижение показов. Чемодан в руки — и ходи по всем театрам. Меня пригласили в Театр Станиславского, в Театр на Таганке, в Театр Гоголя и еще куда-то. Я пошел в Театр на Таганке, куда поступила и моя жена — Татьяна.
Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета