Александр Александрович Калягин
Народный артист РФ, Лауреат Государственных премий СССР, Лауреат премии города Москвы
Актер, режиссер, театральный деятель.
Народный артист РСФСР (1983).
Родился 25 мая 1942 года в селе Матлыж, Кировской области.
Окончил медицинское училище, два года работал на “скорой помощи”. Поступил в Театральное училище им. Щукина. После окончания работал в Театре драмы и комедии на Таганке (1965—1967), Театре им. Ермоловой (1967—1970).
В 1970 г. на короткое время оказался в “Современнике”, откуда в 1971 г. перешел за О. Ефремовым в Художественный театр.
На Таганке сыграл Галилея (вслед за В. Высоцким), в Театре им. Ермоловой — “Записки сумасшедшего” Гоголя. Гоголевский герой проявил глубину и драматические возможности дарования Калягина. Непосредственность и правдивость в любых ситуациях, артистизм и взрывной темперамент Калягина определили неправдоподобно широкий диапазон его ролей.
Протеизм свойствен артисту в высшей степени — он одинаково убедителен в фарсовой “тетке Чарлея” (телефильм “Здравствуйте, я ваша тетя!”) и в патетическом Ленине (“Так победим!”,1981), в трагическом Феде Протасове (“Живой труп”,1982) и в неуловимом Чичикове (кинофильм “Мертвые души”).
Поворотным для актерской биографии Александра Калягина стал фильм по мотивам Чехова “Неоконченная пьеса для механического пианино” (реж. Н. Михалков), где он сыграл трагедию бесхарактерного человека, доживающего жизнь в ситуации исчерпанного сюжета.
В репертуаре Калягина и русская классика (кроме Чехова и Толстого он играл и Горького — Шалимов в “Дачниках”, и Гоголя — Швохнев в “Игроках”, Кочкарев в “Женитьбе”), и классика западная (Оргон в “Тартюфе” Мольера,1981). Ему охотно поручают роли современные драматурги: у Р. Ибрагимбекова играл Мурада в “Похожем на льва” (1974), у М. Рощина — Петра Полуорлова в спектакле “Старый Новый год” (1973), отца Алеши в комедии “Муж и жена снимут комнату” (1976), Табака в “Перламутровой Зинаиде” (1987), у А. Гельмана — Фроловского в “Заседании парткома” (1975) и Леню Шиндина в пьесе “Мы, нижеподписавшиеся” (1979), у А. Галина — Симона в “Тамаде” (1986), у В. Арро — Чугуева в “Трагиках и комедиантах” (1991).
Калягин столь же восприимчив к разнообразию задач, которые ставят авторы пьес, как и к индивидуальности режиссера (кроме Ефремова с ним в спектаклях МХАТ работали Анатолий Эфрос, Кама Гинкас, Николай Скорик, Роман Козак).
Творческий поиск неоднократно побуждал Калягина к участию в новых антрепризах: Арт-Артель, “Игроки” Гоголя в постановке
С. Юрского, “Чешское фото” (пьеса и постановка А. Галина). С 1993 г. А. А. Калягин создал собственное театральное дело — театр “Et cetera”.
Преподавал в Школе-студии, в училище им. Щукина, а также за рубежом.
На III съезде СТД (1996) избран председателем Союза театральных деятелей России.
Из энциклопедического издания «МХАТ. 100 лет» (1998).
Народный артист РСФСР (1983).
Родился 25 мая 1942 года в селе Матлыж, Кировской области.
Окончил медицинское училище, два года работал на “скорой помощи”. Поступил в Театральное училище им. Щукина. После окончания работал в Театре драмы и комедии на Таганке (1965—1967), Театре им. Ермоловой (1967—1970).
В 1970 г. на короткое время оказался в “Современнике”, откуда в 1971 г. перешел за О. Ефремовым в Художественный театр.
На Таганке сыграл Галилея (вслед за В. Высоцким), в Театре им. Ермоловой — “Записки сумасшедшего” Гоголя. Гоголевский герой проявил глубину и драматические возможности дарования Калягина. Непосредственность и правдивость в любых ситуациях, артистизм и взрывной темперамент Калягина определили неправдоподобно широкий диапазон его ролей.
Протеизм свойствен артисту в высшей степени — он одинаково убедителен в фарсовой “тетке Чарлея” (телефильм “Здравствуйте, я ваша тетя!”) и в патетическом Ленине (“Так победим!”,1981), в трагическом Феде Протасове (“Живой труп”,1982) и в неуловимом Чичикове (кинофильм “Мертвые души”).
Поворотным для актерской биографии Александра Калягина стал фильм по мотивам Чехова “Неоконченная пьеса для механического пианино” (реж. Н. Михалков), где он сыграл трагедию бесхарактерного человека, доживающего жизнь в ситуации исчерпанного сюжета.
В репертуаре Калягина и русская классика (кроме Чехова и Толстого он играл и Горького — Шалимов в “Дачниках”, и Гоголя — Швохнев в “Игроках”, Кочкарев в “Женитьбе”), и классика западная (Оргон в “Тартюфе” Мольера,1981). Ему охотно поручают роли современные драматурги: у Р. Ибрагимбекова играл Мурада в “Похожем на льва” (1974), у М. Рощина — Петра Полуорлова в спектакле “Старый Новый год” (1973), отца Алеши в комедии “Муж и жена снимут комнату” (1976), Табака в “Перламутровой Зинаиде” (1987), у А. Гельмана — Фроловского в “Заседании парткома” (1975) и Леню Шиндина в пьесе “Мы, нижеподписавшиеся” (1979), у А. Галина — Симона в “Тамаде” (1986), у В. Арро — Чугуева в “Трагиках и комедиантах” (1991).
Калягин столь же восприимчив к разнообразию задач, которые ставят авторы пьес, как и к индивидуальности режиссера (кроме Ефремова с ним в спектаклях МХАТ работали Анатолий Эфрос, Кама Гинкас, Николай Скорик, Роман Козак).
Творческий поиск неоднократно побуждал Калягина к участию в новых антрепризах: Арт-Артель, “Игроки” Гоголя в постановке
С. Юрского, “Чешское фото” (пьеса и постановка А. Галина). С 1993 г. А. А. Калягин создал собственное театральное дело — театр “Et cetera”.
Преподавал в Школе-студии, в училище им. Щукина, а также за рубежом.
На III съезде СТД (1996) избран председателем Союза театральных деятелей России.
Из энциклопедического издания «МХАТ. 100 лет» (1998).
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Женитьба (1997) | Кочкарев | Режиссер-постановщик Роман Козак | 23 апр 1997 |
| Трагики и комедианты | Чугуев | Режиссер Николай Скорик, Сергей Сатыренко | 15 янв 1991 |
| Перламутровая Зинаида | Табак | Постановка Олег Ефремов , Режиссер Николай Скорик , | 01 ноя 1987 |
| Тамада | Симон | Постановка Кама Гинкас | 28 окт 1986 |
| Живой труп | Протасов Федор Васильевич | Режиссер Анатолий Эфрос | 14 дек 1982 |
| Так победим! | Ленин | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр Роза Сирота , Режиссёрская группа Сергей Десницкий, Леонид Монастырский, Николай Скорик, Д. Мкртчян | 19 дек 1981 |
| Тартюф (1981) | Оргон | Постановка Анатолий Эфрос , Режиссер Игорь Власов , | 09 окт 1981 |
| Чайка (1980) | Тригорин | Постановка и режиссура Олег Ефремов | 09 июл 1980 |
| Кино | актер | Постановка и режиссура Иштван Хорваи | 12 мая 1979 |
| Мы, нижеподписавшиеся | Леня Шиндин | Постановка и режиссура Олег Ефремов, Евгений Радомысленский | 03 мар 1979 |
| Обратная связь | Толкач | Режиссер Олег Ефремов | 15 окт 1977 |
| Дачники | Шалимов Яков Петрович | Постановка и режиссура Владимир Салюк , Режиссёр Владимир Прудкин , | 19 фев 1977 |
| Муж и жена снимут комнату | Отец Алеши | Режиссер Роман Виктюк | 16 июн 1976 |
| Уходя, оглянись... | Федор Иванович | Руководитель постановки Олег Ефремов , Постановка и режиссура Евгений Радомысленский , Режиссёр-ассистент Леонид Монастырский , | 25 мар 1976 |
| Заседание парткома | Фроловский Григорий Иванович | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр-ассистент Леонид Монастырский , Режиссёр-стажёр Виталий Петров , | 11 окт 1975 |
| Похожий на льва | Мурад | Режиссер Владимир Салюк | 28 апр 1974 |
| Старый Новый год | Петр Полуорлов | Постановка и режиссура Олег Ефремов | 28 апр 1973 |
| Сталевары | Мастер | Постановка и режиссура Олег Ефремов | 26 дек 1972 |
Галерея
Галерея
Пресса
-
О спектакле «Так победим!»
-
Александр Калягин: «Ефремов мог сыграть абсолютно всё»
-
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка»
-
Поздравление от Давида Смелянского
-
-
Беседа с Анатолием Смелянским
-
Александр Калягин рассказывает про Олега Ефремова, раздел МХАТа, рождение театра Et cetera
-
Александр Калягин о Давиде Смелянском
-
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год»
-
Анатолий Эфрос. Из книги «Продолжение театрального романа».
-
Не хлебом единым
-
Колоратурный контрабас
-
«Горько!»
-
Верить и побеждать
-
Покоряющий образ вождя
-
Искусство постижения красоты
-
Завещаю векам
-
Встречаясь взглядом с Лениным
-
Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!»
-
Перед бессмертием
-
Великая наука побеждать
-
Так победим!
-
Завещаю грядущему
-
Вечера с Мольером
-
Смех и слезы Мольера
-
Тартюф, Оргон и другие
-
Тартюф сбрасывает маску
-
«Мышеловка» для Тартюфа
-
Сражение в доме Оргона
-
Правда бывает только одна
-
Вина и беда Игната Нуркова
-
Заседание парткома продолжается?
-
Познай самого себя
-
Протокол откровения
-
«Заседание парткома»
-
Человек и дело
-
«Старый новый год»
-
Найди силу в себе
-
Увеличивающее стекло?
-
«Старый новый год»
-
Многоуважаемый зеркальный шкаф?
-
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду»
-
Хроника жизни одного цеха
-
Очистительная сила огня
-
Помни о человеке
-