Имена

Что за комиссия, создатель?

Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Небольшой городок Алкала-де-Энарес, который находится в часе езды от Мадрида, известен не только своим университетом, но еще и тем, что это главное место в Испании, где аисты устраивают гнезда. Один из аистов когда-то занес туда Мигеля де Сервантеса: в Алкале родился автор «Дон Кихота».
Еще один автор «Дон Кихота» — Александр Морфов, написавший пьесу по мотивам романа, принесен аистами в болгарский университетский городок недалеко от Софии. Не исключено, что Сервантеса и Морфова принес один и тот же аист.
Третье главное действующее лицо этой истории — знаменитый актер Александр Калягин, руководитель театра “Et Cetera”, сыгравший в спектакле Морфова за-главную роль. Судя по роскоши и богатству зрелища, которое мне посчастливилось увидеть, — этого соавтора «Дон Кихота» аист не приносил, его нашли в капусте.
Московский театр “Et Cetera” очень удачно расположен. Подобно петербургскому театру Комедии, соседствующему с Елисеевским магазином, калягинский театр обосновался дверь в дверь с дорогим Новоарбатским гастрономом. Пройдя мимо окороков, ананасов, французских сыров и коньяков с несколько уже вскруженной головой попадаешь прямо на театральный праздник, устроенный с размахом и шиком. Роскошное театральное фойе с огромным зеркалом, отражаясь в котором сразу чувствуешь себя роскошной, дальше — зал, где рядом в кресле оказывается роскошный театральный художник, а чуть дальше — роскошный Янковский с роскошным букетом роз…
«Дон Кихот» — мощный театральный проект. Грандиозность замысла ощущается уже в момент приобретения программки спектакля. Впрочем, разве можно называть «программкой» роскошный, черный с серебром, буклет, все двадцать страниц которого просто переполнены информацией! Самая первая страница озаглавлена лаконично: «ОТ СОЗДАТЕЛЯ». Я было вообразила себе, что это послание от Сервантеса или даже от самого Создателя, но оказалось, что это просто А. Морфов обращается к зрителям созданного им спектакля, а другие создатели и Создатель тут ни при чем. Морфов даже провозглашает совершенно новую религию — религию Достоинства, у которой есть только один святой — это Дон Кихот.
Листая буклет, находим исчерпывающий искусствоведческий и исторический комментарий, данный консультантом постановки, известным специалистом по испанскому театру Видасом Силюнасом, кроме того — краткое содержание всех сцен спектакля (по образцу балетных и оперных программ). Несомненно, это тактичный и правильный ход, потому что многие, как я, например, роман не читали (редакция меня отрядила в эту командировку для повышения культурного уровня и для свежести восприятия).
Не всякий зритель, конечно, приобретет буклет за 30 рэ, но есть еще и тоненькая программка за пять, правда, на ее обложке нарисован Железный Дровосек. Видимо, по ошибке.
В конце буклета можно обнаружить фотографии и жизнеописания всех многочисленных участников, не исключая и тех скромных тружеников сцены, которым в спектакле не досталось ни реплики. Большинство же страниц занято цитатами из всевозможных источников — от Гейне до Бродского, от Флобера до Стоппарда, от Кафки до Роллана, от Борхеса до Унамуно. Многие из цитируемых авторов рассуждают о Рыцаре Печального Образа и о феномене «донкихотства», другие же просто чем-то симпатичны составителям буклета. Любопытно и показательно то, что из самого романа Сервантеса не приведено ни строчки. Спектакль становится откликом не на первоисточник, а на многочисленные комментарии к нему.
Собрание цитат не только обеспечивает зрителя сведениями о «Дон Кихоте» — герое и романе, но своеобразно определяет жанр представления: это «еще один» «Дон Кихот», очередная вариация на известную тему. Спектакль встраивается в длинный ряд реминисценций и интерпретаций на правах одной из возможных версий. Такой жанр позволяет Морфову конспективно излагать сюжет, не вдаваться в подробные объяснения, лишь называть, а не показывать многие события, выводить на сцену персонажей, но не заботиться о создании «полноценных» образов. Ко всему, что мы видим в спектакле, может быть добавлена ссылка: подробнее об этом см.: роман Сервантеса, балет Минкуса, кинофильм Козинцева et cetera.
Козырной картой версии Морфова должно было стать назначение Калягина (его комплекция всем извест-на) на роль долговязого и тощего Алонсо Кихано. В партнеры на роль толстого Санчо Пансы приглашен вахтанговец Владимир Симонов, актер среднего роста и веса. Однако парадоксальным такое распределение ролей кажется только до начала спектакля. Стоит Калягину появиться перед нами в доспехах, в шлеме и с длиннейшим копьем, как мы начинаем верить, что он именно Дон Кихот. Потому что, когда такая уважаемая персона, как Калягин, заявляет что она (персона) — Дон Кихот, нет основания не верить. «Я - Рыцарь Печального Образа!» — сообщает нам актер, и мы верим, просто как дети. Да он и не выглядит маленьким и круглым, наверное, доспехи его стройнят, а Симонов — Санчо не кажется чрезмерно худым и высоким. Резкого контраста не получилось. А удивительно голубые, чистые и наивные глаза Калягина, которые мы помним по кинофильмам, сразу убеждают нас в том, что он неисправимый романтик и видит перед собой лишь прекрасный Идеал. Санчо — Симонов, по-моему, вообще не видит ничего, у него взгляд совершенно отсутствующий. Как программка — это самая дорогая программка, с которой я сталкивалась в своей жизни, это королева программок, в серебре 925-й пробы, — вот так же это самый отсутствующий Санчо Панса, которого знала история сцены. Его функция оруженосца при Дон Кихоте ограничивается занудством — Санчо ноет и не слишком убедительно призывает хозяина одуматься и вернуться домой. Он эхом отзывается на кихотовы возвышенные речи, но трудно предположить, что он их понимает. Финальная метаморфоза Санчо (о ней разговор впереди) — ничем, кроме, опять-таки, буклета, не подготовлена.
Программка уведомляет зрителей о еще одной особенности спектакля. Морфова как практика театра интересуют не только постмодернистские «игры с романом». Он дерзает на большее — пытается играть в театр старинных эпох, стилизовать приемы комедии dell'arte. Поэтому специально для работы с русскими артистами приглашен из Болгарии главный мировой специалист по комедии масок Александр Илиев. Извещенная о таком невероятном эксперименте, я с энтузиазмом искала дельартовские приметы в спектакле, хотя и не могла точно сказать — чего именно я ищу. Видимо, каких-то особенных ренессансных проявлений материально-телесного низа и народной смеховой культуры. (Когда один из безымянных персонажей — очередной поклонник Альдонсы — весьма импровизационно помочился возле колодца, я задумалась, не прием ли это комедии дель арте). Пожалуй, только знатоки смогут объяснить, каким именно приемам площадного театра обучил Илиев калягинских актеров, мне же не хватает эрудиции. 
С трудом оторвавшись от затянувшегося описания буклета, сделаю попытку сказать несколько слов о самом спектакле.
Лишь только в потемневшем зале зазвучат гитарные переборы — сердце сжимает сладкая грусть. Русская душа почему-то неизменно отзывается на все «испанское»: фламенко, кастаньеты, Пако да Лусия, мантилья, «Фуенте Овехуна», коррида, Кармен, фиеста, Эскориал, Ламанча, Гвадалквивир. .. Завораживающие названия, волнующие ритмы. «Ночь тобосская темна», — это звучит таинственно и прекрасно, и скучная пыльная деревня Тобосо не имеет никакого отношения к романтизированному образу, который мы лелеем в своем воображении. Гитара и страстный голос, поющий что-то непонятное, но родное на испанском языке, — вот все, что нужно для необходимого настроя на историю о злополучном идальго. Когда же на сцене станет светлее и мы увидим залитый испанским солнцем внутренний дворик деревенского трактира, пестро и ярко украшенный по случаю праздника Тела Христова, — здесь уже наше воображение разыграется вовсю. Эдуард Кочергин, работая со своим излюбленным материалом — деревом, выстроил постоялый двор, с воротами и балкончиком второго этажа, скамьями и длинным столом, барельефным раскрашенным распятием и плетенным из веток колодцем. Предметы, оказавшиеся в игровом поле, могут превращаться во что угодно (как мельницы превращались в великанов в глазах Дон Кихота). Колодец становится шарманкой, деревянные козлы — лошадьми, метла — гитарой. Можно долго рассматривать все мелочи, живописные связки сушеных фруктов и трав, лука и чеснока, корзины, горшки, тюки с соломой, тачки, птичьи гнезда, посуду и кухонную утварь — все это не кажется бутафорией, это живые и теплые вещи. Кочергин в этом спектакле — настоящий театральный Караваджо.
Карнавал, которым сопровождался католический праздник, изображен даже с какой-то избыточной пышностью — множество самых причудливых масок, необыкновенных костюмов, запомнить и описать которые почти невозможно. Кажется, что обряды, антураж и одежда — все воссоздано с этнографической самодовлеющей точностью. Имеют ли отношение все эти красоты к истории про Дон Кихота и Санчо Пансу? Наверное, да, ведь Алонсо Кихано — Калягин прибывает именно на карнавал, чтобы участвовать в шутовском рыцарском турнире. Опьяненный атмосферой праздничного разгула, он принимает кабак за дворец, грубую хозяйку — за герцогиню, подружку конюха — за прекрасную даму. Восхищенный Кихот — Калягин преподносит Альдонсе — М. Скосыревой алую розу, и мы вместе с ним видим воплощение его мечты — изящная балерина-Дульсинея порхает на пуантах (роль, вернее партию Видения исполняет А. Бикмуллина, артистка балета музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко).
Первое действие спектакля включает хрестоматийно известную сцену посвящения в рыцари (где над чудаком-идальго издеваются все обитатели постоялого двора, размахивая всяческими фаллическими символами), встречу с бродячей труппой, разыгрывающей «Орландо Фуриозо», и эпизод с каторжниками, которых Дон Кихот освобождает во имя идеалов добра и справедливости. Все события сопровождает такая сценическая суматоха, столь сумбурное мельтешение костюмированной массовки, что длится первый акт целых два часа. Рассмотреть и оценить игру Калягина почти невозможно. Бедного рыцаря и его спутника нещадно избивают сначала странствующие комедианты, потом уголовники. Еле живые Дон Кихот и Санчо едят какую-то похлебку из перевернутого шлема, ставшего обычной жестяной миской, и Калягин под веселый зрительский смех выплевывает дюжинами выбитые зубы.
В очень коротком втором действии главных героев еще меньше, чем в первом. На постоялом дворе появляется арабский собиратель историй, все участники спектакля (кроме самого Дон Кихота и его верного оруженосца) наперебой рассказывают легенды о невероятных подвигах своего земляка, уже превратившегося в героя. Все женщины с упоением вспоминают ночи, проведенные с пылким идальго, который, конечно, был высок, строен, красив и отважен. Мы становимся свидетелями появления на свет «сына Дон Кихота», которого с помощью хлопочущих повитух рожает Альдонса. Роды происходят на деревянном балкончике под распятием, а на столе, поближе к зрителям, нервничают и лузгают семечки то ли шесть, то ли восемь «отцов сына Дон Кихота» — Альдонса никому не отказывала в своей ласке. Когда папашам наконец показывают новорожденного — все они обнимаются и целуются, испытывая радость отцовства. Звучит церковное песнопение, мы видим новоиспеченную мадонну с младенцем. Финал? Еще нет.
В полутьме опускается висячий мост — зыбкий, шаткий мостик над пропастью в горах. По нему с трудом продвигаются двое — Санчо Панса и постаревший, обессилевший Дон Кихот. На пути — провал, не хватает нескольких досок. Санчо минует опасное место, Дон Кихот передает ему шлем и тяжелые доспехи, но сам перебраться через дыру не может. Он наотрез отказывается идти дальше, не хочет делать над собой усилие, он устал и потерял веру. Дон Кихот решил вернуться домой, купить овец и сделаться пастухом. И, честно говоря, после нелепых историй, в которые он впутывался до сих пор, такое решение выглядит единственно правильным. Раньше он выглядел глупо, вызывал не сочувствие, а раздражение. Теперь этому несчастному старику, кутающемуся в плед, искренне сострадаешь. И здесь с ума сходит Санчо Панса — он надевает шлем и панцирь, берет копье и превращается в Дон Кихота. Об этом нас предупреждал буклет словами Мигеля де Унамуно: «Душа Санчо переполнится донкихотством… и он отправится в дом твой и возьмет твои доспехи, превратившись из оруженосца в странствующего рыцаря».
Появившиеся посланники великого Герцога принимают Санчо за Дон Кихота и приглашают его ко двору, где его ждут почести и слава. Калягин — Кихот сначала пытается протестовать, но потом смиряется, понимая, что ему уже не выдержать бурной жизни скитальца. И Санчо — Симонов, выражая на лице конденсированное «донкихотство», твердой походкой, высоко подняв голову, отправляется в странствия один. На опустившемся холщовом занавесе мы видим мелькающие видеокадры — Дон Кихот, как и положено, худощавый и высокий, спускается по лестнице театра “Et Cetera”, выходит на Новый Арбат и, пройдя мимо витрин гастронома, смешивается со столичной толпой. Герой, так сказать, слился с народом. Миф вошел в реальность. Таким наивным аллегорическим финалом увенчался спектакль, задуманный как эстетски-изощренное стилизованное зрелище. Собранная тяжелая артиллерия — лучшие силы болгарского и российского театра — выпалила вхолостую. Не спасли дело ни приглашенные консультанты, ни танцующая Дульсинея, ни замечательная сценография. Даже специалист по комедии дель арте не смог замаскировать актерскую несостоятельность большей части труппы, сочные краски костюмов не отвлекли от грубой топорной пластики, испанские мелодии не заглушили фальшивых интонаций. Но, наверное, основная причина неудачи — не в полусамодеятельной команде, не в путаной рыхлой пьесе, а в том, что, утонув в море цитат и мнений по поводу «Дон Кихота», Александр Морфов не выразил собственное, внятное и небанальное, видение Легенды о Дон Кихоте. В шуме и гаме затерялся главный герой, его индивидуальная мелодия не слышна и не запоминается. От игры Калягина остается ощущение ожидания — когда же, когда же он развернется в полную силу, когда же случится чудо, на которое этот артист способен?.. Надежда, которая, увы, не сбывается.

Декабрь 1999 г.
Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета