Имена | Вступительный доклад А. Калягина на V (XIX) Съезде Союза театральных деятелей РоссииДорогие друзья! У вас у всех есть основные документы, связанные с жизнедеятельностью нашего союза в последние пять лет. Думаю, что многие из вас уже имели возможность с ними ознакомиться. И потому, у меня нет нужды в подробном отчете, мне не надо называть цифры, все равно со слуха они не воспринимаются. Но я хотел бы отчитаться перед вами о моем последнем визите к Президенту России В. В. Путину. Наша встреча длилась час. Я назвал четыре программы, которые, как считает Союз театральных деятелей, следует осуществить в ближайшее время. В первой из них речь шла о государственной поддержке театра для детей и подростков. Я высказал свою озабоченность судьбой детских театров в условиях рынка. Как спасти детский театр? Если он исчезнет, то и у «большого» театра судьба плачевная. Нужна специальная Программа поддержки детского театра у нас в стране. Нужно поддержать драматургов, пишущих для детей, постановки спектаклей для детей и подростков (неважно, в каком театре, даже в антрепризе). Обязательно нужны гастроли со спектаклями для детей и подростков. Ведь у нас по всей России, если не считать Москвы и Петербурга, меньше 50(!) театров юного зрителя. В половине субъектов России вообще нет ТЮЗов! Дети лишены возможности видеть живой театр. Что им остается? интернет, телевизор и дискотека. Второе, что мы обсуждали, это необходимость поддержки театрально-гастрольной деятельности в России и обменных гастролей театральных коллективов стран СНГ и Балтии, и в частности, детских спектаклей. Третьим вопросом был вопрос о поддержке любительского театрального движения. Я назвал причины необходимости возрождения любительского театрального движения. 80 процентов городов России не имеют театров, и любительский театр может возместить их отсутствие. Его роль уникальна в социальной адаптации молодежи, детей и подростков, именно здесь можно воспитать творческих инициативных людей, которые нужны в любой сфере деятельности. Не говоря уже о том, что в любительской среде как раз и происходит первое увлечение театром, которое потом становится делом жизни. Четвертая программа, которую мы предложили Президенту это поддержка русского театра за рубежом. Вы знаете, что в 2004 году по инициативе СТД РФ возник Центр поддержки русских театров за рубежом, который все это время работал под патронатом Президента России. Сегодня в странах ближнего зарубежья существует около 80-ти активно действующих русскоязычных театров, для огромного количества наших соотечественников, эти театры единственная связь с Россией, ведь не случайно русский театр в этих странах именуют Русским Домом. И я призвал продолжить эта работу по сохранению русских театров в наших бывших республиках. Естественно, что на встрече с Президентом был поставлен очень для всех нас важный вопрос вопрос о реальной заработной плате в театре. Я назвал неутешительные цифры, хорошо вам известные, и объяснил, что даже если эти ставки будут увеличены в полтора раза, как это предусмотрено планами Правительства, проблема решена не будет. Нужны принципиально новые подходы. Должен сказать, что Путин с пониманием отнесся ко всему, что я говорил. Он попросил меня изложить концепцию каждой предложенной программы, подробно обосновать все наши предложения. Мы эти материалы подготовим в ближайшее время. Вот так прошла встреча с Президентом России, на которой я был от вашего имени, представляя ваши интересы. И мои дорогие, я хочу вам сказать к нашему Союзу театральных деятелей, к общественной организации, представляющей интересы Театра Страны, есть огромное уважение. Теперь о том, что произошло с нами в эти пять лет. Я буду краток. Я думаю, что, как и для меня, так и для всех вас, в последние годы ключевым словом нашей жизни стало реформы. В нашем языке вместо исконных и родных подтекст, сверх-задача, зерно роли и т.д. появились тендер, казначейство, замещение бюджета, и, наконец, самое сакраментальное автономное учреждение. Да что говорить, мы даже анекдоты друг другу рассказывали исключительно на эти темы. А что было делать в ситуации, когда реформированием театрального дела занялись Министерство экономического развития и торговли и Министерство финансов. И, если бы Союз театральных деятелей России не взял бы на себя труд отстоять интересы своего сообщества, то неизвестно, какие результаты мы сегодня имели бы. Мы сумели начать диалог с этими экономическими ведомствами, с властью, впрочем, что вам мне об этом рассказывать вся борьба происходила у вас на глазах и вместе с вами. Сразу, как только мы услышали о готовящемся реформировании бюджетной сферы, которое должно было коснуться и театра, мы вызвали в Москву представителей регионов, дали им слово, дали возможность высказать свою позицию. Мы проводили совещания, пресс-конференции, состоялся Второй Всероссийский форум «Театр: время перемен». Мы выступали на Парламентских слушаниях, в Государственной Думе, встречались с губернаторами, представителями Администрации Президента РФ. И все это не для того, чтобы приостановить реформы вообще, а только те, которые могли принести вред системе российских театров. Мы сделали все возможное, чтобы привлечь к себе внимание и привлекли. Нам помогли журналисты, которые облекли все наши эмоции в газетные статьи, в телевизионные и радио сюжеты. Нам помогла Общественная Палата, которая потребовала на экспертизу Закон об автономных учреждениях. Спасибо моим коллегам из Общественной Палаты, которые активно включились в эту ситуацию и заняли нашу позицию. Спасибо\комитету по культуре Государственной Думы. И сейчас я могу объявить мы одержали победу. Принят в окончательном виде, в третьем чтении в Государственной думе Закон об автономных учреждениях, в котором все (!) наши предложения учтены. Я хочу вам разъяснить, чего мы добились. Для театра, выбравшего форму автономного учреждения, сохраняется финансирование в объеме, не меньше, чем было. Больше возможно, а меньше нет! Дальше, в законе записано, что объем финансирования определяется с учетом расходов на уплату налогов на имущество и земельные участки. То есть, бремя содержания имущества остается за учредителем. Объем финансирования учреждения не зависит от его типа. Это означает, что при переходе из бюджетного учреждения в автономное нельзя будет сократить бюджетное финансирование. И что еще важно. Переход в автономное учреждение не рассматривается, как реорганизация, поэтому ни ликвидации, ни изъятия имущества быть не может, а мы этого очень опасались. Следующий вопрос, который нас беспокоил, участие коллектива в принятии решения о своем преобразовании. И это тоже решено. Предложение о создании автономного учреждения готовится исключительно (!) по инициативе или с согласия существующего бюджетного учреждения. В проекте закона сохранены все права автономного учреждения самостоятельно распоряжаться заработанными средствами, открывать счета в коммерческих банках. Не будет необходимости ходить в казначейство, проводить эти бесконечные тендеры, торги, котировки. Одновременно с принятием этого закона, приняты и изменения в Основы законодательства о культуре о наблюдательном совете автономного учреждения в качестве органа управления. В Основы законодательства о культуре внесена специальная статья, где записано: «По предложению организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, учредитель может упразднить наблюдательный совет и сам исполнять его функции». Итак, дорогие друзья, я еще раз повторю, мы одержали победу! Повторяю это, не скрывая гордости за всех нас, за наш Союз, который доказал, что является мощнейшей корпорацией, серьезным институтом гражданского общества. И я уверен, что эта победа стала возможной, только благодаря тому, что мы сохранили свой творческий союз. Именно творческий, с его статусом и полномочиями. Пять лет назад мы провозгласили курс на сохранение нашего творческого союза и установили его приоритеты всестороннее развитие, поддержка и защита сложившейся в России уникальной театральной системы, представительство во всех органах законодательной и исполнительной власти, где решается не на словах, а на деле судьба нашего театра. Мне кажется, что эту непростую задачу мы выполнили. С полным правом могу сказать, что Союз театральных деятелей не пропустил ни одной возможности заявить о своем понимании того, как должен развиваться театр в партнерстве с государством, именно Союз театральных деятелей оказался в эти годы серьезным партнером и оппонентом государства в решении судьбы театра. Сейчас принят закон, который будет работать не против театра, а на театр. Он предлагает каждому коллективу время и выбор, как и в какой организационной форме ему жить, он не освобождает государство от финансовых обязательств по отношению к театру. Этот закон, мне кажется, даст свободу экономической инициативе, уберет множество преград, которые мешали нормальной практике театральной работы. Если б мы были слабы, если б поддались на реорганизацию, на превращение в группу профсоюзов по интересам, уверяю вас, мы жили бы сегодня в другой театральной среде, в иной театральной России. Честно говоря, очень хочется услышать, чтобы кто-нибудь вразумительно объяснил, зачем нужно разрушать творческий союз ради профсоюза? Если кто-то очень хочет создать профсоюз флаг в руки, пожалуйста! Я и сам в него вступлю, если этот профсоюз не окажется словесной пустышкой. Но нельзя разрушать союз творческий, в котором представлены все люди театра как единая корпорация, не растащенная на конфликтующие профсоюзы актеров, режиссеров, продюсеров, театральных художников, критиков и т.д. Неужели не понятно, что на этом этапе развития нашей государственности это было бы для нас самоуничтожением? Я должен сказать, что сторонники реорганизации СТД в профсоюз, как правило, одержимы еще одной радикальной идеей идеей закрытия театров. И, если разговоры о профсоюзе, вызывают у меня лишь легкое раздражение, то речи о закрытии театров меня по-настоящему возмущают. Я уже не раз говорил, но готов повторять это снова и снова нельзя закрывать театры, нельзя после себя оставлять выжженное поле нам этого не простят. Я не принимаю такого рода аргументы дескать, тот или иной театр не отвечает художественным требованиям. Закрывать театр только потому, что в настоящее время в нем нет художественных достижений, это то же самое, что решиться убить больного, вместо того, чтобы взяться за его лечение. Я могу назвать массу примеров, когда с приходом лидера ситуация в театре менялась. Давайте вспомним, что было с театром Ленинского комсомола до прихода Анатолия Васильевича Эфроса, или уже позже, после его ухода до того, как пришел туда Марк Захаров. В какой театр пришел Товстоногов? Или Юрий Петрович Любимов? В Воронеже Дроздов, в Омске Хайкин. Как изменился Красноярский ТЮЗ, когда в нем появились Опорков, а потом Яновская и Гинкас. Нужно приводить другие примеры? Вы их и сами знаете. Да, я уже слышу в ответ: где их сейчас взять таких мастеров. Это действительно сегодня самая важная проблема нашего театра отсутствие нового поколения художественных лидеров. И дело не в том, что нет талантливых режиссеров, а в том, что очень немногие из них готовы к строительству театра. Я встречался с молодыми режиссерами в СТД в дискуссионном клубе, и, судя по их высказываниям, они в основном не хотят брать на себя груз ответственности за театр. Они готовы отвечать исключительно за свой спектакль зачем им воспитывать труппу, выяснять отношения с директором, думать о репертуаре, когда более выгодно и менее хлопотно переходить из театра в театр с разовыми постановками. Можно их упрекнуть в прагматизме, в отсутствии театрального романтизма, но давайте будем честными, в этом виноваты мы, сегодняшние руководители театров. Мы создали эту практику, при которой, как говорил Мейерхольд режиссер «танцует». «Сегодня оттанцевал“ в Пушкинский театр, а завтра оттанцовывает“ в другой театр» негодовал в свое время Всеволод Эмильевич. Но для нас такое существование это норма. Если лет десять назад, мы беспокоились, что молодым режиссерам трудно входить в профессию, и мы говорили о необходимости свободных площадок, открытых сценах, и многое в этом направлении уже сделали, то сегодня для режиссеров проблема задержаться в профессии. А «задержаться» он может ровно столько, сколько времени ему отпущено театральной модой. Театральную моду определяют театральные критики, а мы ей послушно следуем. Модный режиссер ставит на лучших сценах страны, но до первого провала. Неуспех не прощается, кумир сходит с пьедестала, и никого не волнует его дальнейшая судьба. Я могу назвать множество имен, которые ярко загорелись, но ныне их ни кто не вспоминает. Место кумира быстро занимает другой. И этот порочный круг, прочерченный критикой, поддерживается театрами, которые больше всего сейчас бояться потерять успех. Я помню, как Олег Николаевич Ефремов мог выступить на труппе и открыто признаться у нас провал. А сейчас мы лишили художника права на неудачу, а это означает только одно отсутствие возможностей творческого развития. Почему я об этом говорю сегодня, здесь, на съезде? Потому что считаю, проблема современной режиссуры это самая главная проблема отечественного театра. Что может СТД? Пока мы сделали первый шаг под своей эгидой создали Режиссерскую гильдию России. Я надеюсь, что Гильдия будет не только отстаивать свои права, но займется и процессом восстановления режиссерского корпуса, добьется того, чтобы театры брали под свою крышу «воспитанников» на длительное обучение, осуществит ревизию режиссерских кадров и т.д. Мы готовы во всем ей в этом помогать. Сегодня по всей России страшная недостача режиссуры, без которой театральное дело умирает. Надо заново решать проблему подготовки нового режиссерского поколения. Это важнейшая задача наших творческих ВУЗов. Будут деньги, будут пенсии, будут семинары и здравницы, но не будет хороших спектаклей, ради которых существует театр. Тогда зачем и кому мы нужны? В минувшие пять лет явно укрепилась опасная и губительная тенденция коммерциализации наших театров. Да, театр помещен в раздел «услуги населению», да, нас оскорбляет, что значение театра в обществе не столь высоко, как это было прежде. Но роль «властителей дум» надо завоевывать самим. «Художник спроси с самого себя» моя любимая формула, которая действует во все времена. Слава богу, у нас нет цензуры, но не все ж позволено! По крайней мере, государственному театру, содержащемуся на деньги налогоплательщиков. Самое время, мне кажется, вспомнить о совести художника, о социальной ответственности театра, на котором всегда были и есть две функции: художественная и социальная. Взывать к государству о помощи мы обязаны, но давайте подумаем о том, какую нравственную и художественную пищу мы предлагаем публике. Какую дребедень рекламируем. Говорят, что иного пути нет, что оболваненное родным телевидением население, приходит в театр, настроенным только на жвачку дурного развлечения. Я бы сказал так: мы сами коллективно готовим себе того зрителя, который к нам приходит. Служим ли мы душевным запросам современного зрителя? Боюсь, что нет. Нужно ли общественной организации заниматься этими вопросами? Уверен, что нужно. Общественная организация должна быть той трибуной, где формируется общественное мнение. Именно здесь, в нашем творческом Союзе мы вместе, сообща в спорах и дискуссиях, должны вырабатывать стратегию развития театрального искусства. Двадцать лет назад Всероссийское театральное общество было преобразовано в Союз театральных деятелей России. И сделано это было правильно, в меняющемся мире было необходимо приобрести высокий статус. Но это вовсе не означало, что Союз снял с себя задачи благотворительности. Эта задачи решались и решаются сейчас. Я должен сказать, что в последние годы стабилизировалась работа наших фабрик, мы доплачиваем к пенсиям, не так много, как хотелось, но все же доплачиваем, мы содержим дома ветеранов сцены, сохранили наши здравницы, сохранили льготы на путевки, планируем расширить сеть здравниц в регионах, возможности отдыха для людей театра. Обо всем этом вы могли узнать из отчета Секретариата, где подробно изложены все факты, обозначены цифры. Мы резко активизировали творческую составляющую жизни СТД: возобновились, как в лучшие годы ВТО, работа лабораторий, семинаров, мастер-классов, их стало вдвое больше. Мы присоединили к российским участникам режиссеров и актеров из русских театров бывших советских республик. Мы проводим не мало фестивалей, и в Москве и в регионах, некоторые из этих фестивалей стали неотъемлемой частью мирового театрального ландшафта. Говорю это не для отчета, не для того, чтобы возгордиться. Просто хочу сказать, что мы шаг за шагом восстанавливаем то лучшее, что когда-то было в ВТО, и надо это делать впредь с максимальной настойчивостью. Но, конечно, не все у нас получается. Нам надо больше внимания уделять регионам, быстрее реагировать на проблемы, которые возникают на местах, больше проводить творческих командировок, лабораторий и мастер-классов и т.д. Не сомневаюсь, что среди национальных проектов, которые сейчас объявлены, со временем должен появиться национальный проект, адресованный культуре. Но этот проект должен включать в себя не только вливание финансовых средств, он должен предусмотреть государственную политику в области театра. Одной из главных ее задач должна стать поддержка творческой молодежи. Я очень рад, что благодаря тому, что нам удалось завершить строительство театрального центра СТД «На Страстном», у нас появилась площадка, где мы можем под своей крышей объединить новое театральное поколение. Очень быстро театральный центр СТД стал местом, где собирается театральная молодежь. Театральный Центр предоставляет молодым режиссерам свою сцену, здесь проходит фестиваль студенческих и постдипломных спектаклей «Твой Шанс», осуществляется масса других интересных проектов. К концу сезона 2006/2007 года должна быть проведена «Летняя театральная школа», которая соберет молодых людей со всей России, для них будут проходить мастер-классы по всем театральным профессиям, от гримеров-пастижеров, реквизиторов, осветителей, до администраторов и директоров театров. На сцене Театрального центра «На Страстном» показывали свои спектакли российские театры, русские театры стран СНГ. Сегодня мы все живем в новой России, в иной ситуации, и потому у нас другие цели. Нам надо не только сохранить СТД как творческую организацию, нам надо решить гораздо более сложную задачу сохранить и модернизировать театральную систему России. Что я подразумеваю под словом «модернизация». Во-первых, многообразие организационно-правовых форм театра театры могут быть государственными бюджетными, частными, антрепризами, во-вторых, контрактная система, введение свободных площадок и развитие антрепренерской деятельности, появление в театре такой фигуры, как продюсер и т.д. Но самое главное для нас сохранить русский репертуарный театр, наше национальное достояние. В опросе, подготовленном газетой «Культура» в преддверии съезда, два исследователя, историка театра В. А. Максимова и А. В. Бартошевич высказали одну и мысль и мессианской, просветительской функции, которую наш театр всегда выполнял. Я думаю, что и на тему нам имеет смысл подумать. Дорогие друзья! Я хочу предложить съезду высказать свою позицию по вопросу российско-грузинских отношений. Мы все негативно относимся к политике господина Саакашвили, не приемлем всех его действий, но это не означает, что мы можем перечеркнуть наши давние культурные связи с Грузией. Я не стану сейчас называть великие грузинские имена, вошедшие в русскую культуру, тех наших коллег, с которыми мы работали, и я уверен, будем работать. Сегодня мы должны заявить, что ни что не может разрушить наши культурные, человеческие связи, с театральными деятелями Грузии. И последнее. Я хочу поблагодарить всех своих коллег, которые так самоотверженно и преданно служат нашему театральному Союзу. Моя огромная признательность всему Секретариату СТД, моим заместителям. Огромное спасибо всем сотрудникам региональных отделений СТД РФ, Центральному аппарату. Моя вам бесконечная признательность, дорогие друзья, вы настоящая команда единомышленников. Я желаю нашему съезду быть конструктивным, критичным. Давайте, как сказал бы Константин Сергеевич, «зазернимся» на одной сверхзадаче: каким путем наш Союз должен помочь российскому театру сохранить свои живые силы и огромные возможности для будущего развития. Пресса О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 Александр Калягин: «Ефремов мог сыграть абсолютно всё», Театрал, 1.10.2017 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012 «Настоящих буйных мало
», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007 Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007 Thrills, Farce and Dramatic Coups / Сенсации, фарсы и драматические перевороты, Джон Фридман, The Moscow Times, 27.07.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Нет режиссера в своем отечестве», Александр Калягин, Культура, 21.06.2007 Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007 Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007 Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007 Известному актеру Александру Калягину исполняется 65 лет, РИА Новости, 25.05.2007 Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007 Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007 Александра Калягина чуть не отчислили за профнепригодность, РИА Новости, 25.05.2007 Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007 «Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007 Калягин: сохранение самобытных ценностей ключ к решению проблем, РИА Новости, 26.04.2007 Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007 Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007 «Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007 Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007 Письмо А. Калягина к юбилею театра «Школа драматического искусства», Александр Калягин, 26.02.2007 Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007 Самое важное, «Итоги», 12.02.2007 Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007 Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007 Подавлен значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007 Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007 Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007 Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007 Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007 Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007 Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007 Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007 На встрече с актерами Калягин прослезился, ИТАР-ТАСС, 23.01.2007 Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Проект ремонта Дома ветеранов сцены разрушен, СТД оказался в глупейшем положении», Наталия Каминская, «Культура», № 48, 7.12.2006 О мерах по сохранению и развитию Дома ветеранов сцены имени М. Г. Савиной, СТД РФ, 25.10.2006 Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной. Историческая справка, СТД РФ, 25.10.2006 Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006 Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006 Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006 Председатель СТД Александр Калягин: «В погоне за зрителем театры начинают ставить жуткую дребедень», Марина Давыдова, «Известия», 6.09.2006 Александр Калягин: «Реформаторам мешает собственный народ», Наталия Каминская, «Культура», 25.05.2006 Звенящая струна театра, VIP-Premier, 25.05.2006 Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006 Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006 Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006 Заключительное слово А. Калягина к участникам II Всероссийского форума «Театр: время перемен», 16.05.2006 Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006 Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006 И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006 Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006 Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006 Александр Калягин: «Главное, глаза людей на сцене и в зале», Татьяна Семашко, Родная газета, 15.07.2005 За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005 Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005 Актер, режиссер Александр Калягин: «Калягина забудут, а театр останется», Ольга Егошина, Новые Известия, 16.06.2005 Александр Калягин: Русские театры в зарубежье должны жить, Дина Андреева, Труд, 27.05.2005 Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005 Поздравление от Давида Смелянского, Коммерсант, 25.05.2005 Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005 Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005 Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005 У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005 Обращение деятелей культуры к президенту Украины В. А. Ющенко, Александр Калягин, 5.04.2005 Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005 Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005 Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005 У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005 Вся Россия наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005 У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005 Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005 Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005 Главное событие сезона смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005 Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005 Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005 Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005 Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005 В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005 Калягин о театральной реформе: будет найден компромисс, РИА «Новости», 17.02.2005 Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005 Владимир Путин принял в Кремле делегацию театральных деятелей и директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, Радио «Свобода», 11.02.2005 Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005 Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005 Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005 «Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005 Письмо председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина, адресованное председателю правительства Российской федерации Михаилу Ефимовичу Фрадкову, Александр Калягин, Известия, 9.02.2005 Александр Калягин: «Театру уготован летальный исход», Артур Соломонов, Известия, 9.02.2005 Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005 Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005 Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005 Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005 Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005 Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005 Во Владикавказе заканчиваются гастроли труппы московского театра Et cetera под руководством Александра Калягина, Марина Бровкина, Российская газета, 12.01.2005 На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004 Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004 Выступление Александра Калягина на парламентских слушаниях, посвященных обсуждению законопроекта об Общественной палате, Александр Калягин, 15.12.2004 Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004 Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004 Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004 Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004 Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004 Когда слово золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004 Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004 На сцене театра имени Ивана Франко моноспекталь «Последняя запись Крэппа», Надежда Григорьева, podrobnosti.ua, 10.06.2004 Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004 Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004 С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004 Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004 Александру Калягину 63, Новые Известия, 25.05.2004 Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004 Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004 Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004 Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004 Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004 Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004 Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004 Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004 Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004 Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004 Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004 Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004 Ленты прошлого делают современный андеграунд очередными дублями (Отрывок), Лариса Малюкова, Новая газета, 9.02.2004 Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004 Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004 Сегодня завершается 8-й фестиваль архивных фильмов"Белые Столбы-2004 (Отрывок), www.kinokadr.ru, 30.01.2004 Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004 Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004 Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004 Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003 Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003 Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003 «Вальтер» Штирлица, чайник красноармейца Сухова и шляпа товарища Саахова ушли с молотка, Богдан Степовой, Известия, 23.12.2003 В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003 Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003 Александр Калягин: «На тусовки не хожу спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003 Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003 Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003 Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003 Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003 Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003 С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003 Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003 Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003 Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003 Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003 Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003 Александр Калягин: Вся прелесть в том, что мы не вечны, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.03.2003 За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003 Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003 Оглянуться и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003 Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002 Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002 Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002 Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002 Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002 Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002 «Ночь уже близка
», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002 Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002 Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002 Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002 Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002 Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002 Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002 Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002 Неоконченная пьеса для Александра Калягина, Время МН, 25.05.2002 Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002 БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002 Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002 Здравствуйте, я ваш
Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002 Россия в ремейке, или Театр прохиндеев, Общая газета, 24.04.2002 Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002 Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002 Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002 Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002 Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002 Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002 Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002 Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002 Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002 Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002 Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002 Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002 Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002 Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002 Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002 Александр Калягин: «Кривляние и ничегонеделанье моя стихия», Марина Тульская, Вечерние вести, 14.01.2002 Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002 День Лицедея, Экран и сцена, № 1718, 2002 Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002 Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о себе и актерской профессии, об Иннокентии Смоктуновском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о театре Et cetera и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин рассказывает про Олега Ефремова, раздел МХАТа, рождение театра Et cetera, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002 Александр Калягин о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002 Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002 Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002 Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001 Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001 Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001 ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001 ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001 Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001 V Шекспировский фестиваль. Купец из Москвы, Газета Выборча, 9.08.2001 ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК KORONA, Жечпосполита, 9.08.2001 СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001 НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001 ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001 Шейлок среди папок Korona, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001 Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001 Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001 Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001 Рекомендую Венецианского купца, 7.08.2001 АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001 ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001 Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001 «Слон в посудной лавке это грустно или смешно?», Ваш досуг, № 49, 2001 Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 56,, 2001 Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001 Слон в посудной лавке это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001 Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000 О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 3031, 08.2000 Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000 Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000 Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000 Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000 И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000 Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000 Они венецианцы, Общая газета, 27.04.2000 Они венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000 Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000 У кого чего болит, тот о том не говорит, Время MН, 26.04.2000 Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000 Это не сон, Сегодня, 25.04.2000 Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000 Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000 Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000 Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000 Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000 Все начиналось здесь
, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000 Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999 Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999 Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999 Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999 Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999 Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999 Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999 Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999 Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999 Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999 Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999 Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999 Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999 Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998 Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998 Артисты отправлены в нокаут, Культура, 17.09.1998 Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998 НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998 Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998 Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 , 1998 Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997 Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997 Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997 Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997 Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997 Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997 Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997 Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997 Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997 Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997 Неоконченная пьеса для Александра Калягина, Российская газета, 24.05.1997 Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, 6.11.1995 В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, 22.09.1995 Политикам не присуще владение словом, Сегодня, 2.08.1995 Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994 Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994 Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994 «Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993 Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992 Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, 1991 * * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986 Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986 Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984 Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, 16.07.1983 Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983 Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983 Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983 Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983 Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983 Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Главная роль, Советская культура, 4.07.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981 Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981 Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981 Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980 «Классика школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979 Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979 Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979 Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979 Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979 Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978 В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976 Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969 На сцене польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969 «Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968 Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968 «Стеклянный зверинец», 6.04.1968 Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968 Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967 Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967 Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967 Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967 Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966 «Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966 «Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966 Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966 В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965 Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965 Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965 Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965 Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН ., Наталия Колесова Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич |