Имена

НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ

Ольга Егошина, Независимая газета, 1998



Александр Калягин — один из немногих на сегодня людей, которых любят, не взирая на собственную политическую и иную ориентации, возраст и социальное положение. Любят коллеги и чиновники, бизнесмены и бабушки, торгующие у метро газетами, сигаретами и бессмертием души. Этой любви не мешает ни его затянувшееся отсутствие на киноэкране, ни его начальническое кресло председателя СТД, ни - что гораздо разрушительнее — его подозрительная удачливость в достижении цели почти немыслимой: добился таки помещения для своего театра и ни где-нибудь — на Новом Арбате. Пожалуй, Калягину смогут простить и белый «Мерседес» (если он когда-нибудь его купит), и визит президента на какой-нибудь юбилей. Снисходительно-любовное, нежно-любующееся отношение к «нашей тетушке» ничем не поколебать.

Артистов принято любить. И корни этой любви, в которой намешаны и снисходительность, и зависть, скрываются где-то в глубинах подсознания. Если поверить классику и предположить, что «все мы актеры в Театре Господа Бога», останется только изумляться малому количеству профессионалов среди огромной толпы любителей. Как бездарно мы играем в себя-мужей и себя-жен, себя-начальников и себя-подчиненных, себя-родителей и себя-влюбленных! Может, поэтому с таким жадными интересом мы и вглядываемся в актеров («глумотворцев», «кощунников», скоморохов, лицедеев), особенно тех, кто имеет законное право заметить: «замрите, ангелы, смотрите, — я играю», — в актеров не только по профессии, но по призванию и по крови. Дело не в табели о рангах или мастерстве, а в том, что именно Калягин стал в нашей жизни символом актера, у которого не существует рамок амплуа, который с равным успехом играет любовников и простофиль, мужчин и женщин, вождей и прохиндеев, который, наверняка, может сыграть отблеск лунного света на воде или голодную кошку.

Тяга любителей к профессионалу плюс то самое пресловутое обаяние, которое кажется настолько неотделимым от человека, что приобретает в качестве эпитета фамилию: «леоновское», «евстигнеевское», «ефремовское». Наконец, «калягинское» — застенчивое мальчишеское обаяние «бэби из приличной семьи». Эти школьнические черты особенно трогательны в зрелом, расчетливом и чуть циничном мужчине. Больно ранившее когда-то прозвище «маменькин сынок» оказалось подарком, не менее ценным, чем мальчишеская легкость и доверчивость в общении с миром, непрерывающаяся связь с собственным детством, которая является самым ценным наследством любимых и балованных детей. Недаром как-то он обмолвился: «вспомните наши детские страхи, радости, одиночества —какие они теперешние».

В своих многочисленных интервью Александр Калягин всегда подчеркивает, что актером хотел стать с детства и никогда не мечтал о другой профессии. Более того, когда его дочь спросила, не стоит ли и ей попробовать свои силы на сцене, — вскипел: «если ты можешь себя представить в каком-то другом деле, актрисы из тебя не выйдет! Это профессия для одержимых». Как положено будущему актеру, он рано узнал радость веселого безудержного лицедейства, дураковаляния, откровенного пародирования друзей, учителей, знакомых. Был и традиционный набор. Непременные письма кумирам (боготворил Аркадия Райкина и Чарли Чаплина): Чаплину, по понятным причинам, писать не стал, а Райкин на восторженный лепет тринадцатилетнего пацана откликнулся, прислав обстоятельное письмо (оно Калягиным хранится до сих пор). Были кружки художественного чтения. Был — непременный спутник любых театральных биографий — картонный детский театр, где разыгрывались пьески для соседей по коммунальной квартире.

Любопытно проследить метаморфозы этой театральной коробочки, превратившейся в конце концов во вполне всамделишный и даже роскошный зал “Et cetera”. Любопытно понять, что осталось от простодушной увлеченности семилетнего мальчика в настойчивости, с какой пятидесятипятилетний Александр Александрович Калягин строит собственный театр. Тем более что сам он связь эту, скорее, подчеркивает. Кто бы еще решился на провокационный вопрос жены: «ну, и на сколько, по-твоему, лет ты выглядишь?», отвернувшись от зеркала роскошно ответить: «На семь! Как был дураком, так дураком и остался!»

Это завидное самочувствие у Калягина вряд ли случайность: скорее позиция и норма существования. В конце концов, вполне возможно, что в самом деле вельможный, знаменитый Калягин — лишь маска озорного семилетнего школьника (дети обожают играть во взрослых: в их проблемы и заботы). По крайней мере, во всех перипетиях нелегкого (а у кого он бывает легким?) жизненного пути Калягин сохранил счастливое свойство детей и авантюристов: отношение к жизни как к партнеру по игре. Партнеру увлекательному, непредсказуемому, коварному, способному на выпады из-за угла и довольно подлые подножки. Задача — вовремя увернуться, элегантно отскочить или уж плюхнуться так, чтобы это было смешно, чтобы это было зрелищно. Чтобы он сам и возможные зрители получили удовольствие от этой игры со случаем. Так, даже рассердившись или ударившись, ребенок ревет во весь голос, но ревет с наслаждением от самого рева, от возможности вот так самозабвенно выплакаться. Ибо любая самозабвенность предполагает толику удовольствия. 

Это свойство счастливой самозабвенности в общении с миром одновременно привлекает и раздражает. Черт возьми, почему? Почему все пашут, а он порхает? Почему все мучаются, а он получает удовольствие? Он включается в игру мгновенно (еще точнее было сказать, что «обыгрывает» любой жизненный жест). К примеру, кто-то начинает ломиться в наглухо забитую дверь его кабинета в СТД. Как поступить? Не заметить? Объяснить, что вход дальше по коридору? Послать к черту? серьезный председатель немедленно откликается: «толкайте сильнее, наверное, замок заело…» И несколько минут с азартом подначивает растерявшуюся даму за дверью, разыгрывая чудный этюд для корреспондентки, себя, да еще господа Бога.

В представление о кровавом и мучительном актерском деле Калягин внес привлекательную ноту беспечного баловства. Как иначе расценить его шокирующее признание, что актер — профессия для ленивых. Судите сами: балерина — целый день у станка, музыкант — часами разыгрывает гаммы, а актер на все приставания и указания своих режиссеров кивает головой, соглашаясь, что надо бы, но тайный голос удерживает его от любых изматывающих упражнений. Так как именно лень — самое надежное убежище таланта. В лукавой интонации так и слышатся бархатная хрипотца бесподобного кота Леопольда, уютно растворившегося в объемном кресле, и чуть не мурлыкающего от удовольствия. 

Впрочем, доверять этой кошачьей ленце опасно. Щелкает внутренний выключатель, — и развалившийся котяра превращается в стальную пружину.

Покладистый, уступчивый, настоящий пай-мальчик (мечтая об актерском деле, он уступил настояниям мамы, и пошел в медицинское училище), Калягин умеет взорваться в самый неожиданный момент и решиться на поступки непредсказуемые и экстравагантные. Точно внутри у него остается неприкосновенная территория, уступить которую он просто не способен. В один прекрасный день, приехав по вызову «Скорой помощи» к «Киевскому вокзалу» медбрат Александр Калягин, аккуратно отодвигая ногой таз, куда неудержимо выворачивало очередного алкоголика, внезапно и твердо понял, что это дело — не для него. И отправился поступать в театральное училище… Потом позже он также резко будет менять театры, уходя из самых благополучных — в неизвестность. Странно, но, как правило, задним числом эти «неблагоразумные» поступки оказываются единственно верными.

Поверив в собственное призвание, он еще должен был убедить в нем окружающих. На собеседовании в Щукинском училище ему сказали прямо и безапелляционно: «У Вас хриплый голос и неярко выраженная внешность». Пухлый, рано начавший лысеть мальчик явно не подходил на амплуа героя-любовника, не было в нем ярко выраженной характерности, да и с социальной характерностью дело обстояло неважно.

Время учебы Калягина — 60-е годы — время триумфов «Современника», «розовских» мальчиков. Время, когда на сцену и на экраны вышла новая генерация актеров, резко сокративших дистанцию между собой и зрительным залом. Актеров, чья личность, казалось, просвечивает сквозь черты ролей, чьи убеждения, вера, гражданский пафос, самая манера поведения казались такими родными и близкими зрителю. В них радостно узнавали себя. Личность актера, угадывающаяся за его ролями, казалась интереснее, привлекала больше, чем собственно исполняемая роль. Славное было время. На «Идиота» в БДТ ехали со всей страны как когда-то во МХАТ — очистить душу. И Н. Берковский нашел слова, которые смогли выразить это потрясающее впечатление настолько полно, что потом цитировались постоянно: «в исполнении Смоктуновского князь Мышкин — весна света, та самая ранняя весна, что начинается в воздухе, освещении».

Черты актера-исповедника, актера-трибуна, актера на роль героя времени напрочь отсутствовали в индивидуальности Александра Калягина. Его ожидали иные герои и иной способ существования в профессии. 

От исключения со второго курса училища его спас неожиданный триумф самостоятельной работы по чеховскому рассказу «Свидание хотя и состоялось, но…». На просмотры сбегалось все училище (был среди зрителей и будущий друг-режиссер, в чьих фильмах он сыграет свои этапные роли, — Никита Михалков). А вскоре и курс, на котором он учился, получит прозвище — «калягинского курса». Как сказано в одной хорошей книге: «Проделав все это, судьба отошла в сторонку, и за дальнейшим ходом событий наблюдала уже издали».

Роль гимназиста, который собирается на первое свидание, пьет пиво для храбрости и не рассчитывает дозу, проявила те черты актерской индивидуальности, которые скоро станут «фирменным знаком» Александра Калягина: непосредственность, правдивость, взрывной темперамент, умение внутренне оправдать внешнюю эксцентрику. (Любопытно, что именно встреча с Чеховым открыла в нерадивом студенте гордость училища, также как позднее чеховский Платонов раскрыл Калягина — трагического актера, а свой театр Калягин суеверно открыл постановкой чеховского «Дяди Вани»).

Слишком обыкновенные, «негероические» герои Калягина не очень вписывались в окружающий пейзаж. Слишком «человеческие», они напоминали о тех чертах людской натуры, о которых хотелось скорее забыть. Калягинский герой был как-то раздражающе неопределенен: то омерзителен, а через секунду благороден, то ли любит, то ли нет, в нем всегда угадывалась возможность каких-то подвохов, неожиданных слов, действий, поступков. Герои Калягина ждали своего часа (любопытно, что одна из первых серьезных ролей была в фильме с многозначительным названием «Преждевременный человек»), ждал своего часа и актер.

Сам Калягин считает, что его долгий путь к успеху и признанию был благотворен для него, что это была хорошая закалка: воспитание необходимого мужества профессионального и чисто человеческого. Надо было обладать немалой твердостью и определенным легкомыслием для того, чтобы по собственному желанию уйти из суперпопулярной Таганки (где играл, шутка ли, Галилея в одноименном спектакле) в глушь театра имени Ермоловой. А потом, не будучи ни учеником, ни давним соратником Олега Николаевича Ефремова, шагнуть за ним в черную дыру МХАТ 70-х годов. А потом уйти из МХАТа в начале 90-х. Он учился отстаивать себя, свое представление о профессии и о своем пути в театре. Учился вырываться из ловушек привязанностей и капканов привычек: учился уходить из дома, где такие родные вахтеры на входе, и штатное расписание на стене, и своя гримерка, и такие знакомые лица вокруг. «Актер должен уметь уходить». В одной из лучших статей, написанных об Александре Калягине, критик Анатолий Смелянский сравнил его с кошкой, которая гуляет сама по себе, приходит и уходит, когда вздумается (сравнение герою запомнилось и польстило).

В тяжелые годы, когда умерли мать и жена, и он остался с маленькой дочкой на руках, он понял, что готов вообще уйти из театра, если это потребуется. Что для него есть вещи важнее профессии, карьеры, возможности самореализации. К счастью для нас, не знаю, как для него, он остался в театре, остался актером. Медленное, постепенное движение в профессии оказалось путем к славе. Эзотерическая известность в критическом кругу пришла после роли Поприщина, сыгранной в «Записках сумасшедшего». Славу среди миллионной аудитории принес кинематограф.

Переломной точкой его биографии стало исполнение роли Платонова в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Перерабатывая оставшуюся в черновиках (не сохранилось ни названия, ни точных данных о времени написания) пьесу Чехова, сценаристы Михалков и Адабашьян прицельно писали роль главного героя «на Калягина». В отличие от поздних полифонических чеховских пьес эта драма по структуре явно относится к монодрамам, и поэтому в театральных постановках часто называется по фамилии главного героя — «Платонов» (по аналогии с «Ивановым»). Остальные персонажи раскрываются большей частью во взаимоотношениях с ним. 

Среди водоворота страстей, измен, любовей, нежности и злобы одиноко стоял усталый человек с редеющими волосами и тихим голосом. Он явно тяготился своей обязанностью играть роль героя в глазах окружающих, когда на нее нет ни сил, ни воли, ни душевных данных. Опустошенный, усталый этот Платонов находился в той сложной жизненной поре, когда время жить надеждами уже позади, а возраст существования «на автопилоте» еще не наступил. Он разрушал чужие судьбы и собственную жизнь не в азарте злобы, но от внутренней пустоты.

Остановившись и задумавшись, он буквально взрывался отчаянием, и каждый взрыв был, по выражению И. Бродского, «формой философского бешенства»: слова застревали, он заранее знал, что его попытке объясниться никто не поверит, что все, что он скажет — никому не нужно, и сникал в безысходном молчании. В какой-то момент этот Платонов понимал простую истину, что человеку, который не имеет достаточно смирения, чтобы довольствоваться имеющимся, и не имеет необходимого мужества, чтобы переменить свою жизнь, — такому человеку жить незачем. Он прыгал с обрыва в реку, чтобы утопиться, но красивой смерти ему было не суждено. Попав на отмель, он потом брел как мокрая курица по колено в воде? Калягин играл человека, живущего в ситуации исчерпанного сюжета.

В Платонове Калягин нашел удивительный фокус существования в роли: он весь растворен в своем персонаже и одновременно — точно видит его со стороны, отстранено и холодно. Легко, без натуги он скользит между этими крайними точками восприятия, или удерживает их одновременно. И нас, зрителей он втягивает внутрь и заставляет смотреть на его героев из какой-то невообразимой дали. И это странное чувство раздвоенности, сбитой дистанции мешает однозначности восприятия. 

Его героев трудно определить, с ними трудно соотноситься: они одновременно привлекают и отталкивают, манят и отпугивают. В них почувствовали какую-то новую правду существования, новую форму присутствия актера в роли.

К середине 70-х в обществе заметна усталость от героев, от «идейных тружеников». Их место занимают профессионалы. Идея служения заменяется культом мастерства, умения, «хорошо сделанной роли». Калягин идеально вписывается в облик актера-профессионала, актера, который в рамках своей специальности может все: неправдоподобно, пугающе широкий диапазон его ролей, легкость существования в полярных условиях сцены и экрана; виртуозное владение разными жанровыми формами.

Калягин не относится к категории актеров-небожителей, отделенных от зрителей непроходимой стеной, на которых смотрят издали с почтительным восхищением. Он не относится и к актерам, чья личность властно заслоняет создаваемый ими облик персонажа, взрывает любой текст, любые ситуации, актеров, которые остаются самими собой, — и за эту неизменность их и любят. Калягину не приходилось, как Мери Пикфорд, беречь и лелеять созданный образ (по контракту Мери Пикфорд не имела права появляться в публичных местах в глубоком декольте, слишком коротких платьях или в обществе актрис, известных любовными похождениями). Более близкий пример — старший коллега, Михаил Ульянов в реестре сотен сыгранных ролей едва ли насчитает парочку отрицательных. Можно рассуждать о «герое» Олега Ефремова или Евгения Леонова. Вычленить единый образ «калягинского героя» в сотнях сыгранных им персонажей не удается. Он одинаково убедителен и органичен и в фарсовой тетушке Чарли, и в патетическом Ленине, в трагическом Феде Протасове и в неуловимом Чичикове.

С середины семидесятых годов начинается стремительный взлет. «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Допрос» — в кино. «Здравствуйте, я ваша тетя!»,"Вариант «Омега», «Адам женится на Еве», «Мертвые души» — на телевидении. Во МХАТе он играет Петра Полуорлова («Старый Новый год»), Леню Шиндина («Мы, нижеподписавшиеся»), Ленина («Так победим!»), Федю Протасова («Живой труп»), Оргона («Тартюф»), Симона («Тамада») и т.д. Он играет, режиссирует, преподает. Калягин — в кино, на телевидении, в театре, в мультипликации, на эстраде, на радио. Он - вездесущ, он на пике формы. Работает с Олегом Ефремовым, Анатолием Эфросом, Камой Гинкасом, Никитой Михалковым, Михаилом Швейцером. Специально для него пишутся роли. Он позволяет себе отказываться даже от заманчивых предложений, если видит в них опасность самоповтора. Никита Михалков до сих иногда вспоминает, как Калягин прятался от своих работодателей, притворяясь по телефону другими голосами…

Корреспонденты интересуются тяготами популярности. И Калягин, великолепно подыгрывая, с должной долей скромности, объясняет: «Когда я слышу „известный актер Калягин“, я всегда помню, какой я был неизвестный».

Сложившись в партнерской работе с Никитой Михалковым, в театре Калягин формировался под мощным излучением Олега Ефремова и Анатолия Эфроса. Что значила для него встреча с Эфросом, Калягин сформулировал на примере неожиданном и убедительном: «Знаешь, иногда встречают женщину и говорят: я Вас ждал всю жизнь. Так у меня с Эфросом. Я бегал к нему в театр. искал общих знакомых, какие-то пути и ниточки. И, наконец, сбылось».

Сам Анатолий Эфрос вспоминал, что поначалу не слишком интересовался этим актером, а потом произошел внезапный перелом: «Вдруг в один прекрасный день мне стало казаться, что Калягин может сыграть все: и Гамлета, и Федю Протасова, и Оргона? Он умеет что-то сказать так незаметно, что эта незаметность одновременно почему-то выпукла. Выходит на сцену даже несколько мрачноватый, а потом вдруг повернется и что-то вкрадчиво скажет и неожиданно становится легким-легким, как надувной шарик. Молниеносный, легкий, вкрадчивый».

С Эфросом Калягин работал в постановках «Тартюфа», где он сыграл Оргона, и «Живого трупа», где он сыграл Федю Протасова. Оба спектакля остались в театральных легендах: праздничный, упоительный, легкий «Тартюф» и не очень принятый критикой, странный, неровный Федя Протасов. Эфрос оставил в своих книгах зарисовку не какой-то конкретной репетиции, но атмосферы их совместной работы. «Я могу, загнав в бешеный ритм, утомить любого актера, — но не Калягина. От моих показов, от моего напора могут устать все, — но не Калягин. Он похож на мячик или кубарь — три, четыре часа катается по сцене со страшной силой. Он может упасть, подняться, лечь, снова встать, куда-то броситься. Бегать, снова упасть и снова вскочить. И все время — как налитое яблочко». Именно Эфрос впервые назвал Калягина «эталонным, образцовым актером», выделив в нем ум и неутомимость, абсолютный сценический слух… и особую уютность, с какой он обживается на сцене. Эфрос же отметил, что есть своя логика в том, что Калягин «в конце концов, попал в Художественный театр». Калягин там — «свой среди своих».

Ностальгия обычно затуманивает глаза, и Художественный театр 70-середины 80-х является райским видением, неправдоподобным Эдемом, где собрано целое созвездие режиссеров, художников, актеров. Позванный в МХАТ «княжить и володеть» Олег Ефремов привел с собой давних соратников по «Современнику», одновременно начав планомерную и целенаправленную компанию по превращению МХАТ в «лучшую труппу страны». Ему это удалось: по уровню актерской труппы, по количеству замечательных сценографов и режиссеров, приглашенных на постановки, — МХАТ не знал себе равных. Всего несколько «старых фотографий», проявленных памятью. «Старый Новый год» (1973, режиссер Олег Ефремов) с Калягиным, Вячеславом Невинным, Евгением Евстигнеевым. «Соло для часов с боем» (1974, реж. Ефремов и Анатолий Васильев) с Ольгой Андровской, Виктором Станицыным, Алексеем Грибовым, Михаилом Яншиным, Марком Прудкиным. «Иванов» (1976, реж. Ефремов) с Иннокентием Смоктуновским, Екатериной Васильевой, Андреем Поповым. «Чайка» (1980, реж. Ефремов) с Андреем Мягковым, Смоктуновским, Калягиным, Анастасией Вертинской. «Тартюф» (1981, реж. Анатолий Эфрос) с Вертинской, Калягиным, Станиславом Любшиным, Ангелиной Степановой. «Вагончик» (1982, реж. Кама Гинкас) с Васильевой и Владимиром Кашпуром. «Амадей» (1983, реж. Марк Розовский) с Олегом Табаковым. «Господа Головлевы» (1984, реж. Лев Додин) со Смоктуновским, Васильевой, Анастасией Георгиевской, Георгием Бурковым. «Дядя Ваня» (1985, реж. Ефремов) с Евстигнеевым, Вертинской, Олегом Борисовым? Выбор названий и работ сугубо субъективен, другие выбрали бы другой ряд, иные имена?

Если бы сейчас, когда миллион премий на одну две достойные работы, положить этот список перед экспертами или жюри.

Раздел МХАТ — тема до сих пор болезненно-кровоточащая. Не один мхатовский Регистр поставил в свой театральный дневник черный крест на недоброй дате. Когда-нибудь бесстрастные историки подытожат все плюсы и минусы этого события. В подарочном буклете-поздравлении к 70-летию Олега Николаевича Ефремова Калягин скажет: «Я поддерживал Ефремова в этот период, ходил по инстанциям, писал письма. А сейчас думаю: так ли уж он был прав?»

Рушился МХАТ, рушилась страна, где играл и жил признанный популярный востребованный актер Александр Калягин. К пятидесяти годам, когда принято получать ордена и подводить итоги, он оказался в вакууме. «Это был развал всего. Снимались с репертуара спектакли. Полетел один из моих любимых — „Тамада“ Камы Гинкаса. Все было мучительно. МХАТ ничего предложить не может, Ефремов сам на распутье находился, Эфроса нет. Гинкас у нас не ставит. Умирают близкие друзья или уходят из театра. В эти годы я перешел из штата на контракт. Кстати, это время полного обвала в кинематографе: фильмы не снимаются, кинопрокат развалился. Я не востребован даже тут. Я, действительно, находился на распутье. Такой классический русский вопрос: что делать?».

Героини русской сказки-притчи две лягушки, попав в горшок с молоком, на него ответили по-разному. Одна, сложив лапки, утонула. Вторая — начала энергично барахтаться и в результате сбила-таки из молока масло. (Правда, одна мудрая женщина как-то заметила, что из молока сбить масло — реально, а вот из дерьма и пробовать бесполезно). То, что Калягину удалось выстоять, переломить ситуацию — признак обнадеживающий. 

Калягин слишком неповторим и своеобразен, чтобы назвать его типом времени, но симптомом времени он, безусловно, является.

Калягин вошел в меняющийся мир, если и без прежнего азарта, то с ясным сознанием цели: «никогда не думал, что в пятьдесят лет начну осваивать новые профессии, искать себе новые грани применения. Учусь этому, как учился в молодости актерской профессии». Ниша, в которой он существовал, разрушалась на глазах, и он начал строить новую — свой театр.

Пройдя огонь, воду и медные трубы, пройдя сотни кабинетов, деловых встреч, наглотавшись отказов и обещаний, отлежавшись от инфаркта, поиграв в «азартные игры» с государством, Калягин добился невозможного: он выстроил “Et cetera”. Часть опыта общения с чиновниками он вложил в сценарий «Прохиндиада-2»: приходя на съемки, рассказывал очередные «хождения по мукам» сценаристу Алексею Гребневу. В интервью с Романом Должанским на просьбу дать рекомендации на тему: «Как создать театр», Калягин охотно откликнулся. «Нужно сначала долго репетировать, Бог знает, в каких помещениях — от туалета до подворотни, ходить по кабинетам чиновников, упрашивать, найти здание, испытать унижение, когда тебя из него выгонят. Писать, убеждать. Умолять. Войти в политическое движение, кого-то поддержать на выборах, получить инфаркт».

Роль делового человека Калягин сыграл с обычной виртуозностью, став не только руководителем театра, но и председателем Союза театральных деятелей. Себя, правда, на этом посту воспринимает чуть иронически: «Я всегда себя успокаиваю: поломать систему СТД, залаженную уже сто двадцать лет назад, может либо круглый идиот, либо сама жизнь. К идиотам я себя не отношу, хотя со стороны виднее. А если разрушит сама жизнь, — тут уж ничто не поможет». Пожалуй, «деловой человек» — одна из наиболее удачных ролей, сыгранных им за последнее время, более живая, разнообразная и разработанная, чем, скажем, Кочкарев в «Женитьбе» или Шекспир в «Смуглой леди сонетов». Калягин вполне убедителен на трибуне, на председательском кресле, в роли гостеприимного хозяина.

Кому-то кажется, что эта роль сильно мешает Александру Александровичу, кто-то говорит о погубленных возможностях, о несыгранных ролях. Калягин фаталистически отмахивается от слишком назойливых сожалений: ну, не сыграл, что делать? Тревожится ли он сам по этому поводу — трудно сказать. Вероятно, опять принимает наступившие времена, в которые именно актер Калягин не очень вписывается. Калягин (как немногие оставшиеся «зубры» — Табаков, Юрский, Басилашвили) кажется слишком избыточным для сегодняшнего театра и кино: слишком настоящим, слишком изощренным, слишком профессиональным: как будто вам подали в «Макдональдсе» фарфор рядом с пластмассовым картонным «новоделом». Слишком многие из его умений сейчас не нужны.

 —Скажите, а что изменилось бы в Вашей жизни, если бы Вы выбрали другую профессию?

 — Хороший вопрос. Я оглядываясь назад, на прожитую жизнь и понимаю, что, действительно, я мог бы заниматься чем-то другим. Профессия это что-то внешнее. Будь она другой, ничего бы не изменилось. Я сейчас могу все бросить, уйти, уехать куда-нибудь и все равно останусь тем же Александром Калягиным.

Наверное, он прав, хотя я с ним абсолютно не согласна.
Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета