Имена | НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙОльга Егошина, Независимая газета, 1998 Александр Калягин один из немногих на сегодня людей, которых любят, не взирая на собственную политическую и иную ориентации, возраст и социальное положение. Любят коллеги и чиновники, бизнесмены и бабушки, торгующие у метро газетами, сигаретами и бессмертием души. Этой любви не мешает ни его затянувшееся отсутствие на киноэкране, ни его начальническое кресло председателя СТД, ни - что гораздо разрушительнее его подозрительная удачливость в достижении цели почти немыслимой: добился таки помещения для своего театра и ни где-нибудь на Новом Арбате. Пожалуй, Калягину смогут простить и белый «Мерседес» (если он когда-нибудь его купит), и визит президента на какой-нибудь юбилей. Снисходительно-любовное, нежно-любующееся отношение к «нашей тетушке» ничем не поколебать. Артистов принято любить. И корни этой любви, в которой намешаны и снисходительность, и зависть, скрываются где-то в глубинах подсознания. Если поверить классику и предположить, что «все мы актеры в Театре Господа Бога», останется только изумляться малому количеству профессионалов среди огромной толпы любителей. Как бездарно мы играем в себя-мужей и себя-жен, себя-начальников и себя-подчиненных, себя-родителей и себя-влюбленных! Может, поэтому с таким жадными интересом мы и вглядываемся в актеров («глумотворцев», «кощунников», скоморохов, лицедеев), особенно тех, кто имеет законное право заметить: «замрите, ангелы, смотрите, я играю», в актеров не только по профессии, но по призванию и по крови. Дело не в табели о рангах или мастерстве, а в том, что именно Калягин стал в нашей жизни символом актера, у которого не существует рамок амплуа, который с равным успехом играет любовников и простофиль, мужчин и женщин, вождей и прохиндеев, который, наверняка, может сыграть отблеск лунного света на воде или голодную кошку. Тяга любителей к профессионалу плюс то самое пресловутое обаяние, которое кажется настолько неотделимым от человека, что приобретает в качестве эпитета фамилию: «леоновское», «евстигнеевское», «ефремовское». Наконец, «калягинское» застенчивое мальчишеское обаяние «бэби из приличной семьи». Эти школьнические черты особенно трогательны в зрелом, расчетливом и чуть циничном мужчине. Больно ранившее когда-то прозвище «маменькин сынок» оказалось подарком, не менее ценным, чем мальчишеская легкость и доверчивость в общении с миром, непрерывающаяся связь с собственным детством, которая является самым ценным наследством любимых и балованных детей. Недаром как-то он обмолвился: «вспомните наши детские страхи, радости, одиночества какие они теперешние». В своих многочисленных интервью Александр Калягин всегда подчеркивает, что актером хотел стать с детства и никогда не мечтал о другой профессии. Более того, когда его дочь спросила, не стоит ли и ей попробовать свои силы на сцене, вскипел: «если ты можешь себя представить в каком-то другом деле, актрисы из тебя не выйдет! Это профессия для одержимых». Как положено будущему актеру, он рано узнал радость веселого безудержного лицедейства, дураковаляния, откровенного пародирования друзей, учителей, знакомых. Был и традиционный набор. Непременные письма кумирам (боготворил Аркадия Райкина и Чарли Чаплина): Чаплину, по понятным причинам, писать не стал, а Райкин на восторженный лепет тринадцатилетнего пацана откликнулся, прислав обстоятельное письмо (оно Калягиным хранится до сих пор). Были кружки художественного чтения. Был непременный спутник любых театральных биографий картонный детский театр, где разыгрывались пьески для соседей по коммунальной квартире. Любопытно проследить метаморфозы этой театральной коробочки, превратившейся в конце концов во вполне всамделишный и даже роскошный зал “Et cetera”. Любопытно понять, что осталось от простодушной увлеченности семилетнего мальчика в настойчивости, с какой пятидесятипятилетний Александр Александрович Калягин строит собственный театр. Тем более что сам он связь эту, скорее, подчеркивает. Кто бы еще решился на провокационный вопрос жены: «ну, и на сколько, по-твоему, лет ты выглядишь?», отвернувшись от зеркала роскошно ответить: «На семь! Как был дураком, так дураком и остался!» Это завидное самочувствие у Калягина вряд ли случайность: скорее позиция и норма существования. В конце концов, вполне возможно, что в самом деле вельможный, знаменитый Калягин лишь маска озорного семилетнего школьника (дети обожают играть во взрослых: в их проблемы и заботы). По крайней мере, во всех перипетиях нелегкого (а у кого он бывает легким?) жизненного пути Калягин сохранил счастливое свойство детей и авантюристов: отношение к жизни как к партнеру по игре. Партнеру увлекательному, непредсказуемому, коварному, способному на выпады из-за угла и довольно подлые подножки. Задача вовремя увернуться, элегантно отскочить или уж плюхнуться так, чтобы это было смешно, чтобы это было зрелищно. Чтобы он сам и возможные зрители получили удовольствие от этой игры со случаем. Так, даже рассердившись или ударившись, ребенок ревет во весь голос, но ревет с наслаждением от самого рева, от возможности вот так самозабвенно выплакаться. Ибо любая самозабвенность предполагает толику удовольствия. Это свойство счастливой самозабвенности в общении с миром одновременно привлекает и раздражает. Черт возьми, почему? Почему все пашут, а он порхает? Почему все мучаются, а он получает удовольствие? Он включается в игру мгновенно (еще точнее было сказать, что «обыгрывает» любой жизненный жест). К примеру, кто-то начинает ломиться в наглухо забитую дверь его кабинета в СТД. Как поступить? Не заметить? Объяснить, что вход дальше по коридору? Послать к черту? серьезный председатель немедленно откликается: «толкайте сильнее, наверное, замок заело » И несколько минут с азартом подначивает растерявшуюся даму за дверью, разыгрывая чудный этюд для корреспондентки, себя, да еще господа Бога. В представление о кровавом и мучительном актерском деле Калягин внес привлекательную ноту беспечного баловства. Как иначе расценить его шокирующее признание, что актер профессия для ленивых. Судите сами: балерина целый день у станка, музыкант часами разыгрывает гаммы, а актер на все приставания и указания своих режиссеров кивает головой, соглашаясь, что надо бы, но тайный голос удерживает его от любых изматывающих упражнений. Так как именно лень самое надежное убежище таланта. В лукавой интонации так и слышатся бархатная хрипотца бесподобного кота Леопольда, уютно растворившегося в объемном кресле, и чуть не мурлыкающего от удовольствия. Впрочем, доверять этой кошачьей ленце опасно. Щелкает внутренний выключатель, и развалившийся котяра превращается в стальную пружину. Покладистый, уступчивый, настоящий пай-мальчик (мечтая об актерском деле, он уступил настояниям мамы, и пошел в медицинское училище), Калягин умеет взорваться в самый неожиданный момент и решиться на поступки непредсказуемые и экстравагантные. Точно внутри у него остается неприкосновенная территория, уступить которую он просто не способен. В один прекрасный день, приехав по вызову «Скорой помощи» к «Киевскому вокзалу» медбрат Александр Калягин, аккуратно отодвигая ногой таз, куда неудержимо выворачивало очередного алкоголика, внезапно и твердо понял, что это дело не для него. И отправился поступать в театральное училище Потом позже он также резко будет менять театры, уходя из самых благополучных в неизвестность. Странно, но, как правило, задним числом эти «неблагоразумные» поступки оказываются единственно верными. Поверив в собственное призвание, он еще должен был убедить в нем окружающих. На собеседовании в Щукинском училище ему сказали прямо и безапелляционно: «У Вас хриплый голос и неярко выраженная внешность». Пухлый, рано начавший лысеть мальчик явно не подходил на амплуа героя-любовника, не было в нем ярко выраженной характерности, да и с социальной характерностью дело обстояло неважно. Время учебы Калягина 60-е годы время триумфов «Современника», «розовских» мальчиков. Время, когда на сцену и на экраны вышла новая генерация актеров, резко сокративших дистанцию между собой и зрительным залом. Актеров, чья личность, казалось, просвечивает сквозь черты ролей, чьи убеждения, вера, гражданский пафос, самая манера поведения казались такими родными и близкими зрителю. В них радостно узнавали себя. Личность актера, угадывающаяся за его ролями, казалась интереснее, привлекала больше, чем собственно исполняемая роль. Славное было время. На «Идиота» в БДТ ехали со всей страны как когда-то во МХАТ очистить душу. И Н. Берковский нашел слова, которые смогли выразить это потрясающее впечатление настолько полно, что потом цитировались постоянно: «в исполнении Смоктуновского князь Мышкин весна света, та самая ранняя весна, что начинается в воздухе, освещении». Черты актера-исповедника, актера-трибуна, актера на роль героя времени напрочь отсутствовали в индивидуальности Александра Калягина. Его ожидали иные герои и иной способ существования в профессии. От исключения со второго курса училища его спас неожиданный триумф самостоятельной работы по чеховскому рассказу «Свидание хотя и состоялось, но ». На просмотры сбегалось все училище (был среди зрителей и будущий друг-режиссер, в чьих фильмах он сыграет свои этапные роли, Никита Михалков). А вскоре и курс, на котором он учился, получит прозвище «калягинского курса». Как сказано в одной хорошей книге: «Проделав все это, судьба отошла в сторонку, и за дальнейшим ходом событий наблюдала уже издали». Роль гимназиста, который собирается на первое свидание, пьет пиво для храбрости и не рассчитывает дозу, проявила те черты актерской индивидуальности, которые скоро станут «фирменным знаком» Александра Калягина: непосредственность, правдивость, взрывной темперамент, умение внутренне оправдать внешнюю эксцентрику. (Любопытно, что именно встреча с Чеховым открыла в нерадивом студенте гордость училища, также как позднее чеховский Платонов раскрыл Калягина трагического актера, а свой театр Калягин суеверно открыл постановкой чеховского «Дяди Вани»). Слишком обыкновенные, «негероические» герои Калягина не очень вписывались в окружающий пейзаж. Слишком «человеческие», они напоминали о тех чертах людской натуры, о которых хотелось скорее забыть. Калягинский герой был как-то раздражающе неопределенен: то омерзителен, а через секунду благороден, то ли любит, то ли нет, в нем всегда угадывалась возможность каких-то подвохов, неожиданных слов, действий, поступков. Герои Калягина ждали своего часа (любопытно, что одна из первых серьезных ролей была в фильме с многозначительным названием «Преждевременный человек»), ждал своего часа и актер. Сам Калягин считает, что его долгий путь к успеху и признанию был благотворен для него, что это была хорошая закалка: воспитание необходимого мужества профессионального и чисто человеческого. Надо было обладать немалой твердостью и определенным легкомыслием для того, чтобы по собственному желанию уйти из суперпопулярной Таганки (где играл, шутка ли, Галилея в одноименном спектакле) в глушь театра имени Ермоловой. А потом, не будучи ни учеником, ни давним соратником Олега Николаевича Ефремова, шагнуть за ним в черную дыру МХАТ 70-х годов. А потом уйти из МХАТа в начале 90-х. Он учился отстаивать себя, свое представление о профессии и о своем пути в театре. Учился вырываться из ловушек привязанностей и капканов привычек: учился уходить из дома, где такие родные вахтеры на входе, и штатное расписание на стене, и своя гримерка, и такие знакомые лица вокруг. «Актер должен уметь уходить». В одной из лучших статей, написанных об Александре Калягине, критик Анатолий Смелянский сравнил его с кошкой, которая гуляет сама по себе, приходит и уходит, когда вздумается (сравнение герою запомнилось и польстило). В тяжелые годы, когда умерли мать и жена, и он остался с маленькой дочкой на руках, он понял, что готов вообще уйти из театра, если это потребуется. Что для него есть вещи важнее профессии, карьеры, возможности самореализации. К счастью для нас, не знаю, как для него, он остался в театре, остался актером. Медленное, постепенное движение в профессии оказалось путем к славе. Эзотерическая известность в критическом кругу пришла после роли Поприщина, сыгранной в «Записках сумасшедшего». Славу среди миллионной аудитории принес кинематограф. Переломной точкой его биографии стало исполнение роли Платонова в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Перерабатывая оставшуюся в черновиках (не сохранилось ни названия, ни точных данных о времени написания) пьесу Чехова, сценаристы Михалков и Адабашьян прицельно писали роль главного героя «на Калягина». В отличие от поздних полифонических чеховских пьес эта драма по структуре явно относится к монодрамам, и поэтому в театральных постановках часто называется по фамилии главного героя «Платонов» (по аналогии с «Ивановым»). Остальные персонажи раскрываются большей частью во взаимоотношениях с ним. Среди водоворота страстей, измен, любовей, нежности и злобы одиноко стоял усталый человек с редеющими волосами и тихим голосом. Он явно тяготился своей обязанностью играть роль героя в глазах окружающих, когда на нее нет ни сил, ни воли, ни душевных данных. Опустошенный, усталый этот Платонов находился в той сложной жизненной поре, когда время жить надеждами уже позади, а возраст существования «на автопилоте» еще не наступил. Он разрушал чужие судьбы и собственную жизнь не в азарте злобы, но от внутренней пустоты. Остановившись и задумавшись, он буквально взрывался отчаянием, и каждый взрыв был, по выражению И. Бродского, «формой философского бешенства»: слова застревали, он заранее знал, что его попытке объясниться никто не поверит, что все, что он скажет никому не нужно, и сникал в безысходном молчании. В какой-то момент этот Платонов понимал простую истину, что человеку, который не имеет достаточно смирения, чтобы довольствоваться имеющимся, и не имеет необходимого мужества, чтобы переменить свою жизнь, такому человеку жить незачем. Он прыгал с обрыва в реку, чтобы утопиться, но красивой смерти ему было не суждено. Попав на отмель, он потом брел как мокрая курица по колено в воде? Калягин играл человека, живущего в ситуации исчерпанного сюжета. В Платонове Калягин нашел удивительный фокус существования в роли: он весь растворен в своем персонаже и одновременно точно видит его со стороны, отстранено и холодно. Легко, без натуги он скользит между этими крайними точками восприятия, или удерживает их одновременно. И нас, зрителей он втягивает внутрь и заставляет смотреть на его героев из какой-то невообразимой дали. И это странное чувство раздвоенности, сбитой дистанции мешает однозначности восприятия. Его героев трудно определить, с ними трудно соотноситься: они одновременно привлекают и отталкивают, манят и отпугивают. В них почувствовали какую-то новую правду существования, новую форму присутствия актера в роли. К середине 70-х в обществе заметна усталость от героев, от «идейных тружеников». Их место занимают профессионалы. Идея служения заменяется культом мастерства, умения, «хорошо сделанной роли». Калягин идеально вписывается в облик актера-профессионала, актера, который в рамках своей специальности может все: неправдоподобно, пугающе широкий диапазон его ролей, легкость существования в полярных условиях сцены и экрана; виртуозное владение разными жанровыми формами. Калягин не относится к категории актеров-небожителей, отделенных от зрителей непроходимой стеной, на которых смотрят издали с почтительным восхищением. Он не относится и к актерам, чья личность властно заслоняет создаваемый ими облик персонажа, взрывает любой текст, любые ситуации, актеров, которые остаются самими собой, и за эту неизменность их и любят. Калягину не приходилось, как Мери Пикфорд, беречь и лелеять созданный образ (по контракту Мери Пикфорд не имела права появляться в публичных местах в глубоком декольте, слишком коротких платьях или в обществе актрис, известных любовными похождениями). Более близкий пример старший коллега, Михаил Ульянов в реестре сотен сыгранных ролей едва ли насчитает парочку отрицательных. Можно рассуждать о «герое» Олега Ефремова или Евгения Леонова. Вычленить единый образ «калягинского героя» в сотнях сыгранных им персонажей не удается. Он одинаково убедителен и органичен и в фарсовой тетушке Чарли, и в патетическом Ленине, в трагическом Феде Протасове и в неуловимом Чичикове. С середины семидесятых годов начинается стремительный взлет. «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Допрос» в кино. «Здравствуйте, я ваша тетя!»,"Вариант «Омега», «Адам женится на Еве», «Мертвые души» на телевидении. Во МХАТе он играет Петра Полуорлова («Старый Новый год»), Леню Шиндина («Мы, нижеподписавшиеся»), Ленина («Так победим!»), Федю Протасова («Живой труп»), Оргона («Тартюф»), Симона («Тамада») и т.д. Он играет, режиссирует, преподает. Калягин в кино, на телевидении, в театре, в мультипликации, на эстраде, на радио. Он - вездесущ, он на пике формы. Работает с Олегом Ефремовым, Анатолием Эфросом, Камой Гинкасом, Никитой Михалковым, Михаилом Швейцером. Специально для него пишутся роли. Он позволяет себе отказываться даже от заманчивых предложений, если видит в них опасность самоповтора. Никита Михалков до сих иногда вспоминает, как Калягин прятался от своих работодателей, притворяясь по телефону другими голосами Корреспонденты интересуются тяготами популярности. И Калягин, великолепно подыгрывая, с должной долей скромности, объясняет: «Когда я слышу известный актер Калягин“, я всегда помню, какой я был неизвестный». Сложившись в партнерской работе с Никитой Михалковым, в театре Калягин формировался под мощным излучением Олега Ефремова и Анатолия Эфроса. Что значила для него встреча с Эфросом, Калягин сформулировал на примере неожиданном и убедительном: «Знаешь, иногда встречают женщину и говорят: я Вас ждал всю жизнь. Так у меня с Эфросом. Я бегал к нему в театр. искал общих знакомых, какие-то пути и ниточки. И, наконец, сбылось». Сам Анатолий Эфрос вспоминал, что поначалу не слишком интересовался этим актером, а потом произошел внезапный перелом: «Вдруг в один прекрасный день мне стало казаться, что Калягин может сыграть все: и Гамлета, и Федю Протасова, и Оргона? Он умеет что-то сказать так незаметно, что эта незаметность одновременно почему-то выпукла. Выходит на сцену даже несколько мрачноватый, а потом вдруг повернется и что-то вкрадчиво скажет и неожиданно становится легким-легким, как надувной шарик. Молниеносный, легкий, вкрадчивый». С Эфросом Калягин работал в постановках «Тартюфа», где он сыграл Оргона, и «Живого трупа», где он сыграл Федю Протасова. Оба спектакля остались в театральных легендах: праздничный, упоительный, легкий «Тартюф» и не очень принятый критикой, странный, неровный Федя Протасов. Эфрос оставил в своих книгах зарисовку не какой-то конкретной репетиции, но атмосферы их совместной работы. «Я могу, загнав в бешеный ритм, утомить любого актера, но не Калягина. От моих показов, от моего напора могут устать все, но не Калягин. Он похож на мячик или кубарь три, четыре часа катается по сцене со страшной силой. Он может упасть, подняться, лечь, снова встать, куда-то броситься. Бегать, снова упасть и снова вскочить. И все время как налитое яблочко». Именно Эфрос впервые назвал Калягина «эталонным, образцовым актером», выделив в нем ум и неутомимость, абсолютный сценический слух и особую уютность, с какой он обживается на сцене. Эфрос же отметил, что есть своя логика в том, что Калягин «в конце концов, попал в Художественный театр». Калягин там «свой среди своих». Ностальгия обычно затуманивает глаза, и Художественный театр 70-середины 80-х является райским видением, неправдоподобным Эдемом, где собрано целое созвездие режиссеров, художников, актеров. Позванный в МХАТ «княжить и володеть» Олег Ефремов привел с собой давних соратников по «Современнику», одновременно начав планомерную и целенаправленную компанию по превращению МХАТ в «лучшую труппу страны». Ему это удалось: по уровню актерской труппы, по количеству замечательных сценографов и режиссеров, приглашенных на постановки, МХАТ не знал себе равных. Всего несколько «старых фотографий», проявленных памятью. «Старый Новый год» (1973, режиссер Олег Ефремов) с Калягиным, Вячеславом Невинным, Евгением Евстигнеевым. «Соло для часов с боем» (1974, реж. Ефремов и Анатолий Васильев) с Ольгой Андровской, Виктором Станицыным, Алексеем Грибовым, Михаилом Яншиным, Марком Прудкиным. «Иванов» (1976, реж. Ефремов) с Иннокентием Смоктуновским, Екатериной Васильевой, Андреем Поповым. «Чайка» (1980, реж. Ефремов) с Андреем Мягковым, Смоктуновским, Калягиным, Анастасией Вертинской. «Тартюф» (1981, реж. Анатолий Эфрос) с Вертинской, Калягиным, Станиславом Любшиным, Ангелиной Степановой. «Вагончик» (1982, реж. Кама Гинкас) с Васильевой и Владимиром Кашпуром. «Амадей» (1983, реж. Марк Розовский) с Олегом Табаковым. «Господа Головлевы» (1984, реж. Лев Додин) со Смоктуновским, Васильевой, Анастасией Георгиевской, Георгием Бурковым. «Дядя Ваня» (1985, реж. Ефремов) с Евстигнеевым, Вертинской, Олегом Борисовым? Выбор названий и работ сугубо субъективен, другие выбрали бы другой ряд, иные имена? Если бы сейчас, когда миллион премий на одну две достойные работы, положить этот список перед экспертами или жюри. Раздел МХАТ тема до сих пор болезненно-кровоточащая. Не один мхатовский Регистр поставил в свой театральный дневник черный крест на недоброй дате. Когда-нибудь бесстрастные историки подытожат все плюсы и минусы этого события. В подарочном буклете-поздравлении к 70-летию Олега Николаевича Ефремова Калягин скажет: «Я поддерживал Ефремова в этот период, ходил по инстанциям, писал письма. А сейчас думаю: так ли уж он был прав?» Рушился МХАТ, рушилась страна, где играл и жил признанный популярный востребованный актер Александр Калягин. К пятидесяти годам, когда принято получать ордена и подводить итоги, он оказался в вакууме. «Это был развал всего. Снимались с репертуара спектакли. Полетел один из моих любимых Тамада“ Камы Гинкаса. Все было мучительно. МХАТ ничего предложить не может, Ефремов сам на распутье находился, Эфроса нет. Гинкас у нас не ставит. Умирают близкие друзья или уходят из театра. В эти годы я перешел из штата на контракт. Кстати, это время полного обвала в кинематографе: фильмы не снимаются, кинопрокат развалился. Я не востребован даже тут. Я, действительно, находился на распутье. Такой классический русский вопрос: что делать?». Героини русской сказки-притчи две лягушки, попав в горшок с молоком, на него ответили по-разному. Одна, сложив лапки, утонула. Вторая начала энергично барахтаться и в результате сбила-таки из молока масло. (Правда, одна мудрая женщина как-то заметила, что из молока сбить масло реально, а вот из дерьма и пробовать бесполезно). То, что Калягину удалось выстоять, переломить ситуацию признак обнадеживающий. Калягин слишком неповторим и своеобразен, чтобы назвать его типом времени, но симптомом времени он, безусловно, является. Калягин вошел в меняющийся мир, если и без прежнего азарта, то с ясным сознанием цели: «никогда не думал, что в пятьдесят лет начну осваивать новые профессии, искать себе новые грани применения. Учусь этому, как учился в молодости актерской профессии». Ниша, в которой он существовал, разрушалась на глазах, и он начал строить новую свой театр. Пройдя огонь, воду и медные трубы, пройдя сотни кабинетов, деловых встреч, наглотавшись отказов и обещаний, отлежавшись от инфаркта, поиграв в «азартные игры» с государством, Калягин добился невозможного: он выстроил “Et cetera”. Часть опыта общения с чиновниками он вложил в сценарий «Прохиндиада-2»: приходя на съемки, рассказывал очередные «хождения по мукам» сценаристу Алексею Гребневу. В интервью с Романом Должанским на просьбу дать рекомендации на тему: «Как создать театр», Калягин охотно откликнулся. «Нужно сначала долго репетировать, Бог знает, в каких помещениях от туалета до подворотни, ходить по кабинетам чиновников, упрашивать, найти здание, испытать унижение, когда тебя из него выгонят. Писать, убеждать. Умолять. Войти в политическое движение, кого-то поддержать на выборах, получить инфаркт». Роль делового человека Калягин сыграл с обычной виртуозностью, став не только руководителем театра, но и председателем Союза театральных деятелей. Себя, правда, на этом посту воспринимает чуть иронически: «Я всегда себя успокаиваю: поломать систему СТД, залаженную уже сто двадцать лет назад, может либо круглый идиот, либо сама жизнь. К идиотам я себя не отношу, хотя со стороны виднее. А если разрушит сама жизнь, тут уж ничто не поможет». Пожалуй, «деловой человек» одна из наиболее удачных ролей, сыгранных им за последнее время, более живая, разнообразная и разработанная, чем, скажем, Кочкарев в «Женитьбе» или Шекспир в «Смуглой леди сонетов». Калягин вполне убедителен на трибуне, на председательском кресле, в роли гостеприимного хозяина. Кому-то кажется, что эта роль сильно мешает Александру Александровичу, кто-то говорит о погубленных возможностях, о несыгранных ролях. Калягин фаталистически отмахивается от слишком назойливых сожалений: ну, не сыграл, что делать? Тревожится ли он сам по этому поводу трудно сказать. Вероятно, опять принимает наступившие времена, в которые именно актер Калягин не очень вписывается. Калягин (как немногие оставшиеся «зубры» Табаков, Юрский, Басилашвили) кажется слишком избыточным для сегодняшнего театра и кино: слишком настоящим, слишком изощренным, слишком профессиональным: как будто вам подали в «Макдональдсе» фарфор рядом с пластмассовым картонным «новоделом». Слишком многие из его умений сейчас не нужны. Скажите, а что изменилось бы в Вашей жизни, если бы Вы выбрали другую профессию? Хороший вопрос. Я оглядываясь назад, на прожитую жизнь и понимаю, что, действительно, я мог бы заниматься чем-то другим. Профессия это что-то внешнее. Будь она другой, ничего бы не изменилось. Я сейчас могу все бросить, уйти, уехать куда-нибудь и все равно останусь тем же Александром Калягиным. Наверное, он прав, хотя я с ним абсолютно не согласна. Пресса О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 Александр Калягин: «Ефремов мог сыграть абсолютно всё», Театрал, 1.10.2017 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012 «Настоящих буйных мало
», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007 Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007 Thrills, Farce and Dramatic Coups / Сенсации, фарсы и драматические перевороты, Джон Фридман, The Moscow Times, 27.07.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Нет режиссера в своем отечестве», Александр Калягин, Культура, 21.06.2007 Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007 Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007 Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007 Известному актеру Александру Калягину исполняется 65 лет, РИА Новости, 25.05.2007 Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007 Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007 Александра Калягина чуть не отчислили за профнепригодность, РИА Новости, 25.05.2007 Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007 «Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007 Калягин: сохранение самобытных ценностей ключ к решению проблем, РИА Новости, 26.04.2007 Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007 Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007 «Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007 Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007 Письмо А. Калягина к юбилею театра «Школа драматического искусства», Александр Калягин, 26.02.2007 Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007 Самое важное, «Итоги», 12.02.2007 Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007 Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007 Подавлен значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007 Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007 Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007 Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007 Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007 Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007 Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007 Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007 На встрече с актерами Калягин прослезился, ИТАР-ТАСС, 23.01.2007 Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Проект ремонта Дома ветеранов сцены разрушен, СТД оказался в глупейшем положении», Наталия Каминская, «Культура», № 48, 7.12.2006 О мерах по сохранению и развитию Дома ветеранов сцены имени М. Г. Савиной, СТД РФ, 25.10.2006 Дом ветеранов сцены имени М. Г. Савиной. Историческая справка, СТД РФ, 25.10.2006 Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006 Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006 Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006 АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006 Председатель СТД Александр Калягин: «В погоне за зрителем театры начинают ставить жуткую дребедень», Марина Давыдова, «Известия», 6.09.2006 Александр Калягин: «Реформаторам мешает собственный народ», Наталия Каминская, «Культура», 25.05.2006 Звенящая струна театра, VIP-Premier, 25.05.2006 Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006 Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006 Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006 Заключительное слово А. Калягина к участникам II Всероссийского форума «Театр: время перемен», 16.05.2006 Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006 Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006 И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006 Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006 Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006 Александр Калягин: «Главное, глаза людей на сцене и в зале», Татьяна Семашко, Родная газета, 15.07.2005 За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005 Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005 Актер, режиссер Александр Калягин: «Калягина забудут, а театр останется», Ольга Егошина, Новые Известия, 16.06.2005 Александр Калягин: Русские театры в зарубежье должны жить, Дина Андреева, Труд, 27.05.2005 Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005 Поздравление от Давида Смелянского, Коммерсант, 25.05.2005 Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005 Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005 Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005 У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005 Обращение деятелей культуры к президенту Украины В. А. Ющенко, Александр Калягин, 5.04.2005 Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005 Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005 Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005 У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005 Вся Россия наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005 У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005 Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005 Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005 Главное событие сезона смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005 Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005 Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005 Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005 Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005 В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005 Калягин о театральной реформе: будет найден компромисс, РИА «Новости», 17.02.2005 Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005 Владимир Путин принял в Кремле делегацию театральных деятелей и директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, Радио «Свобода», 11.02.2005 Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005 Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005 Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005 «Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005 Письмо председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина, адресованное председателю правительства Российской федерации Михаилу Ефимовичу Фрадкову, Александр Калягин, Известия, 9.02.2005 Александр Калягин: «Театру уготован летальный исход», Артур Соломонов, Известия, 9.02.2005 Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005 Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005 Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005 Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005 Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005 Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005 Во Владикавказе заканчиваются гастроли труппы московского театра Et cetera под руководством Александра Калягина, Марина Бровкина, Российская газета, 12.01.2005 На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004 Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004 Выступление Александра Калягина на парламентских слушаниях, посвященных обсуждению законопроекта об Общественной палате, Александр Калягин, 15.12.2004 Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004 Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004 Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004 Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004 Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004 Когда слово золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004 Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004 На сцене театра имени Ивана Франко моноспекталь «Последняя запись Крэппа», Надежда Григорьева, podrobnosti.ua, 10.06.2004 Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004 Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004 С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004 Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004 Александру Калягину 63, Новые Известия, 25.05.2004 Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004 Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004 Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004 Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004 Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004 Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004 Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004 Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004 Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004 Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004 Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004 Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004 Ленты прошлого делают современный андеграунд очередными дублями (Отрывок), Лариса Малюкова, Новая газета, 9.02.2004 Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004 Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004 Сегодня завершается 8-й фестиваль архивных фильмов"Белые Столбы-2004 (Отрывок), www.kinokadr.ru, 30.01.2004 Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004 Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004 Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004 Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003 Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003 Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003 «Вальтер» Штирлица, чайник красноармейца Сухова и шляпа товарища Саахова ушли с молотка, Богдан Степовой, Известия, 23.12.2003 В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003 Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003 Александр Калягин: «На тусовки не хожу спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003 Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003 Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003 Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003 Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003 Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003 С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003 Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003 Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003 Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003 Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003 Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003 Александр Калягин: Вся прелесть в том, что мы не вечны, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.03.2003 За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003 Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003 Оглянуться и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003 Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002 Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002 Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002 Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002 Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002 Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002 «Ночь уже близка
», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002 Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002 Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002 Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002 Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002 Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002 Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002 Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002 Неоконченная пьеса для Александра Калягина, Время МН, 25.05.2002 Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002 БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002 Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002 Здравствуйте, я ваш
Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002 Россия в ремейке, или Театр прохиндеев, Общая газета, 24.04.2002 Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002 Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002 Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002 Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002 Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002 Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002 Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002 Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002 Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002 Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002 Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002 Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002 Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002 Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002 Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002 Александр Калягин: «Кривляние и ничегонеделанье моя стихия», Марина Тульская, Вечерние вести, 14.01.2002 Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002 День Лицедея, Экран и сцена, № 1718, 2002 Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002 Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о себе и актерской профессии, об Иннокентии Смоктуновском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о театре Et cetera и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин рассказывает про Олега Ефремова, раздел МХАТа, рождение театра Et cetera, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002 Александр Калягин о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002 Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002 Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002 Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001 Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001 Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001 ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001 ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001 Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001 V Шекспировский фестиваль. Купец из Москвы, Газета Выборча, 9.08.2001 ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК KORONA, Жечпосполита, 9.08.2001 СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001 НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001 ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001 Шейлок среди папок Korona, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001 Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001 Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001 Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001 Рекомендую Венецианского купца, 7.08.2001 АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001 ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001 Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001 «Слон в посудной лавке это грустно или смешно?», Ваш досуг, № 49, 2001 Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 56,, 2001 Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001 Слон в посудной лавке это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001 Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000 О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 3031, 08.2000 Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000 Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000 Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000 Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000 И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000 Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000 Они венецианцы, Общая газета, 27.04.2000 Они венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000 Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000 У кого чего болит, тот о том не говорит, Время MН, 26.04.2000 Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000 Это не сон, Сегодня, 25.04.2000 Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000 Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000 Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000 Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000 Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000 Все начиналось здесь
, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000 Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999 Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999 Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999 Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999 Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999 Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999 Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999 Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999 Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999 Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999 Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999 Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999 Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999 Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998 Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998 Артисты отправлены в нокаут, Культура, 17.09.1998 Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998 НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998 Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998 Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 , 1998 Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997 Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997 Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997 Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997 Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997 Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997 Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997 Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997 Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997 Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997 Неоконченная пьеса для Александра Калягина, Российская газета, 24.05.1997 Из интервью «Неоднозначный Калягин», Мир новостей, 6.11.1995 В нашем доме ваша тетя. Она нам поможет? А мы - ей?, Российская газета, 22.09.1995 Политикам не присуще владение словом, Сегодня, 2.08.1995 Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994 Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994 Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994 «Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993 Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992 Не дай Бог потерять интерес зрителя, Аргументы и факты, 1991 * * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988 Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987 Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987 Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987 «Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986 Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986 Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986 Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984 Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Рассказывает народный артист РСФСР Александр Калягин, Вечерний Таллин, 16.07.1983 Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983 Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983 Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983 Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983 Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983 Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982 Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982 Главная роль, Советская культура, 4.07.1982 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981 Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981 Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981 Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981 «Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981 Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981 Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981 Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981 Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981 Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980 «Классика школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979 Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979 Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979 Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979 Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979 Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978 В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978 Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977 Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977 Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977 А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977 Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977 Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976 Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975 Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975 «Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975 Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974 Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974 Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973 «Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973 Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973 Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973 «Старый новый год», Труд, 6.06.1973 Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973 Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973 Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973 Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973 Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973 Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969 На сцене польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969 «Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968 Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968 «Стеклянный зверинец», 6.04.1968 Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968 Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967 Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967 Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967 Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967 Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966 «Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966 «Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966 Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966 В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965 Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965 Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965 Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965 Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН ., Наталия Колесова Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета Венецианский еврей на русской сцене, Алексей Бартошевич |