Имена | Человек мхатовской школыРоман Должанский, Коммерсантъ, 20.10.2009 Сегодня в МХТ имени Чехова пройдет прощание с народным артистом России Владимиром Кашпуром. Он скончался накануне, не дожив всего нескольких дней до своего 83-летия. Владимир Терентьевич Кашпур не был кумиром миллионов, не мог «сделать кассу», почти никогда не играл главных ролей ни в кино, ни в театре но был одним из тех актеров, без которых ни настоящий театр, ни серьезное национальное кино существовать не может. И на сцене и на экране он - со своим каким-то крестьянски-солдатским лицом будто бы оставался «человеком из жизни», и его участие всегда оказывалось не просто органичным, а необходимым, серьезным. В искусство Владимир Кашпур попал не сразу. Он из уходящего поколения актеров-фронтовиков. Уроженец Алтайского края, в последние годы войны Кашпур учился в Харьковском военно-авиационном училище, впоследствии был штурманом и диспетчером авиакорпуса. Школу-студию МХАТ окончил уже зрелым человеком, в конце 50-х. В начале 60-х Кашпур попал в Художественный театр, где и прослужил почти полвека. Театру он действительно «служил», достаточно посмотреть на список его ролей: от гвардейца в детских «Трех толстяках», сыгранного в первый же год работы, до последней роли Фирса в чеховском «Вишневом саде». Даже самая маленькая роль оказывалась у Владимира Кашпура подробной и наполненной игрой и смыслом. По воспоминаниям партнеров, он был, с одной стороны, неистощимым на выдумки лицедеем и доброжелательным партнером, а с другой проницательным мастером, четким и даже строгим профессионалом, внимательным к деталям и не терпящим приблизительности на сцене. Словом, истинным, а значит, редким носителем лучших традиций мхатовской школы. «За такими артистами стоит не театральная и даже не бытовая правда, а правда генетическая, связанная с корнями нации»,- говорил о Владимире Кашпуре Кама Гинкас. Именно Гинкас разглядел в тишайшем актере Кашпуре склонность к трагифарсу. В спектаклях этого вроде бы немхатовского режиссера Кашпур сыграл одни из лучших своих ролей судью в легендарном «Вагончике», отца невесты в «Тамаде», а потом, уже в Театре юного зрителя, старика Песоцкого в «Черном монахе». Его поздние роли еще раз показали, что Владимир Кашпур был одним из тех актеров, у которых с возрастом сценическая харизма не теряется, а, напротив, усиливается. Этот «типичный представитель народа» словно отделился от массы, привнеся на сцену тему своей личной судьбы, тему упорства и слабости человека, знание конечности его жизни. Пресса Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Скромный рыцарь МХТ. Десять лет без Владимира Кашпура, Филипп Марков, Babr24, 17.10.2019 Биография Владимира Кашпура, РИА Новости, 26.10.2016 Памяти Владимира Кашпура, Время новостей, 21.10.2009 Человек мхатовской школы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.10.2009 «Рядом с ним щемило сердце», Московский комсомолец, 19.10.2009 От Ленина до Бабы-Яги, «Газета», 19.10.2009 Вячеслав Невинный о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Татьяна Лаврова о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Виктор Гвоздицкий о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Московский Художественный театр отмечает день рождения, NTV.ru, 26.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 Кама Гинкас о Владимире Кашпуре, 25.09.2001 Хроника пикирующего бомбардировщика, Нина Суслович, «Театральный курьер», № 5, 05.1998 |