Имена | Чехов в банкеИрина Леонидова, «Культура», 3.06.2004 В Театре У Никитских ворот, как известно, любят экспериментировать. Случается, удачно. Причем эксперимент этот может касаться как самого текста, так и способов его сценического воплощения, а также синтеза разных произведений какого-либо автора в одном спектакле. К уже имеющимся в репертуаре «Двум Набоковым» ныне добавилась весьма любопытная групповая постановка под названием «Два Чехова». Первый акт спектакля («Пари») поставлен Марком Розовским, второй («Юбилей») Аркадием Кацем. Но обособленности каждой части спектакля вовсе не существует. Во-первых, постановку закольцевали банковской тематикой, персонажами-банкирами и служащими. Во-вторых, одни и те же актеры являются в двух частях. Только если в «Пари» они эпизодические «гости», то в «Юбилее» им уже доверены главные роли. И наоборот. Хотя эмоциональный настрой и сценические краски «Двух Чеховых» весьма разнятся. Марк Розовский на сей раз вытащил на свет Божий малоизвестный чеховский рассказ «Пари», по его мнению, не слишком характерный для писателя-юмориста. Правда, юмор Чехова особая категория, но не об этом сейчас речь. Розовский не удовольствовался банальной инсценировкой, но сочинил собственную пьесу под названием «Удар молотком сзади». Основную идею писателя оставил, равно как и большую часть текста, но с сюжетом поиграл, добавил в список персонажей несуществующую у Чехова жену банкира, которая, в свою очередь, за шлейф своего платья зацепила любовную интригу, опять же новоявленную. Зачем (коль это мало что изменило), стоит только догадываться. Наверное, для того, чтобы актеры смогли нырнуть в мелодраматический омут, от души поиграть в этом ключе с завываниями и заламыванием рук, одновременно подчеркнув, что все это не более чем пародия на излюбленный женской половиной человечества жанр. Марк Розовский оказался куда смешливее Чехова и даже позволил себе пошалить в качестве автора и режиссера. Банкир (Владимир Юматов), заключивший с молодым Юристом (Денис Юченков) пари на два миллиона рублей, если последний добровольно просидит в заключении 15 лет, по истечении срока озабочен проблемами «инфляции, деноминации и дефолта». И, потирая лысину, истерически ищет выхода из непростой ситуации, дабы и денежки сохранить, и честным человеком остаться. Банкирша же (Наталья Юченкова-Долгих), в прошлом любовница того самого Юриста, ныне им отвергнутая, оказывается куда более решительной. Тащит молоток и насильно вкладывает в руку растерявшегося мужа. Нет человека нет проблемы. Но не пугайтесь, до смертоубийства дело не дойдет. Юрист Юченков после 15-летнего «срока» являет собой зрелище не для слабонервных. Седой патлатый старец с окладистой бородой, отросшими когтями и замогильным голосом аккурат из фильма ужасов. А годы-то, оказывается, прошли не зря. Правда, нам об этом уморительно рассказывает не он сам, а Сторож (Юрий Голубцов). Пить-курить бедолага бросил, семь языков выучил (Сторож Голубцов тут же сам демонстрирует результат совместных занятий), философией проникся, Евангелием закончил. Да и вышел на свет Божий за полчаса до назначенного срока, наплевав на миллионы и прочие «низкие» вещи. То ли паломником заделается, то ли проповедником, но это уже «за кадром». А Банкир с Банкиршей могут спать спокойно. И уж, естественно, больше никогда не бросятся в финансовые авантюры. Что же касается «Юбилея», то этот чеховский водевиль разыгран Аркадием Кацем в куда более традиционных приемах. Хотя, конечно, подсевшие на темперамент актеры и здесь разошлись не на шутку. Владелец банка-юбиляра Шипучин (Игорь Старосельцев) легкомысленно верещит по-французски, пританцовывает и купается в предвкушении праздника. Зато «рабочая лошадка» бухгалтер Хирин (Андрей Молотков) пашет неустанно, но борозду только портит. Потому как нехорош конек пьян, неказист, краснонос, простужен и обут в валенки, несмотря на торжественность момента. Впрочем, банк, видно, не из процветающих развернуться негде, всюду ширмочки, тесные закуточки (сценография и костюмы Татьяны Сельвинской). Прежде чем откроется бутылка с настоящим шампанским, взрывается игристое «одушевленное» супруга Шипучина (Ольга Лебедева). Разбитная бабенка трещит без умолку, визжит, вскрикивает, заливается хохотом и прямо в кабинете тащит мужа на диван для исполнения супружеского долга. На этом легкомысленном, бурлящем фоне пресловутая Мерчуткина (Райна Праудина) существо занятное. Одетая в строгий черный костюмчик с аккуратной шляпкой, она-то не верещит и не стенает, но негромко, не повышая интонаций, начинает так «пытать» присутствующих, что впору разориться, только бы отделаться от упертой визитерши. Мерчуткина Праудина неслышными шагами ходит по кругу, исчезая на мгновение и тут же появляясь вновь, и, ей-богу, вносит своей игрой нотку не водевильной суматохи, но черной комедии абсурда. Хотя куда нам без хеппи-энда и неизменной хоровой песенки в финале. В театре Марка Розовского блюдут сочиненные самими же традиции. Все без исключения персонажи-актеры собираются на сцене, рассаживаются в живописных позах и дружно затягивают: «Та-ра-ра-бумбия, сижу на тумбе я » и далее по чеховскому тексту. Ну и ладно. Все-таки Чехов, тем более что здесь их два. Пресса Я, бабушка, Илико и Илларион, Александр Вислов, «Афиша», 18.10.2005 Забытые лица кавказской национальности, Наталия Каминская, «Культура», 13.10.2005 Грузины запели по-русски, Татьяна Семашко, «Родная газета», 15.06.2005 Тарарабумбия, Лев Аннинский, «Культура», 19.08.2004 Чехов в банке, Ирина Леонидова, «Культура», 3.06.2004 Отец никогда не падает, Ирина Алпатова, «Культура», 15.04.2004 Жизнь цвета черного молока, Константин Щербаков, «Новое время», 5.01.2003 Станцуем польку-бабочку, Наталия Каминская, «Культура», 19.12.2002 Правда хорошо, а счастье лучше, Елена Ямпольская, «Новые известия», 7.12.2002 |