Имена | Станцуем польку-бабочкуНаталия Каминская, «Культура», 19.12.2002 В Москве появился четвертый Глумов. На сцене Театра у Никитских ворот его играет Александр Масалов. Играет умно, остро, не чураясь откровенно фарсовых приемов. Эта постановка Аркадия Каца (а он - спец по «Мудрецу», его спектакль в Рижском театре Русской драмы в свое время шумел на всю нашу бывшую страну) отличается легкостью, темпом и здоровым цинизмом. Лишь в прологе-заставке Глумов глядит Наполеоном и всерьез лелеет карьерные планы. Далее он «превращается», лицедействует, откровенно хулиганит. И все сходит с рук. Все получается. А. Кац выстраивает гармоничный комедийный мирок социально-театральных типажей. Без общественного надрыва (какой теперь может быть надрыв?). Без психологических глубин (у кого нынче есть время в них нырять?). Но и без грубого наигрыша. Актеры М. Розовского демонстрируют здесь умение быть убедительными и точно попасть в стиль. Темпоритм спектакля напоминает польку-бабочку, легкий, задорный, чуть старомодный танец амбиций, страстишек, всеобщего попустительства и хамелеонства. Режиссер, скажем так, «старой формации», той, при которой спектакль игрался обязательно «про что», а не только «как», А. Кац себе не изменяет. В этом «Мудреце» есть и тонкая работа с актером на предмет выяснения мотивов поведения, и единая постановочная метафора, и вполне отчетливый социальный акцент. Акцент фарсовый. В моменты «побед» Глумова, его восхождений на каждую новую ступень карьерной лестницы звучит бравурный аккорд и вспыхивает огнями хрустальная люстра. В. Щербаков (Крутицкий) играет откровенно театрального ретрограда-демагога. А. Лукаш (Мамаев) ничем не маскированного «нарцисса». Замечательная Райна Праудина (Турусина) женственную, романтическую беззаботность на грани полной безответственности, Г. Борисова (Мамаева) очаровательный цинизм. А. Зарембовский (слуга Семен) всех театральных плутов, вместе взятых. При этом все без исключения хитры и совершенно адаптированы к условиям игры, именуемой «жизнь». Глумов в этом спектакле на самом деле ничуть не ловчее или умнее остальных. Он лишь удачно попал в шахматную клетку общей партии и на время стал ферзем. Глумовское фиаско в финале ни на секунду не меняет дела. Все заканчивается веселым «семейным портретом в интерьере».«Старомодный» Кац в этом спектакле абсолютно современен. Срежиссированная им история не апеллирует к общественному темпераменту и гражданским чувствам. Зато показывает, что такое яркая, умелая и профессиональная театральная игра. Пресса Я, бабушка, Илико и Илларион, Александр Вислов, «Афиша», 18.10.2005 Забытые лица кавказской национальности, Наталия Каминская, «Культура», 13.10.2005 Грузины запели по-русски, Татьяна Семашко, «Родная газета», 15.06.2005 Тарарабумбия, Лев Аннинский, «Культура», 19.08.2004 Чехов в банке, Ирина Леонидова, «Культура», 3.06.2004 Отец никогда не падает, Ирина Алпатова, «Культура», 15.04.2004 Жизнь цвета черного молока, Константин Щербаков, «Новое время», 5.01.2003 Станцуем польку-бабочку, Наталия Каминская, «Культура», 19.12.2002 Правда хорошо, а счастье лучше, Елена Ямпольская, «Новые известия», 7.12.2002 |