Имена | Алиса Коонен. В поисках судьбыАнастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 17.10.2024 Последняя трагическая актриса русского театра, одна из самых любимых учениц Константина Сергеевича Станиславского, озорная Митиль в «Синей птице» и великая Федра в спектакле Александра Таирова. Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения Алисы Георгиевны Коонен. Она родилась 5 (17) октября 1889 года (так указано в документах, настоящая дата рождения актрисы – на два года раньше, в 1887-м).«Моя стихия – большие внутренние волненья» Этой фразой из рукописей Алисы Коонен озаглавлена книга, вышедшая в 2021 году в издательстве «Новое литературное обозрение». Этой же строчкой можно было бы озаглавить всю жизнь Алисы Георгиевны. В уникальной книге представлены тетради актрисы с 1904 по 1950 год со вступительной статьёй и комментариями театроведа Марии Хализевой. Страстные, откровенные дневники существенно отличаются от мемуаров «Страницы жизни» (1975), созданных самой Коонен. Особое место в записях актрисы занимает Московский Художественный театр: первые роли, сомнения и творческие метания, мучительная любовь к Василию Ивановичу Качалову, общение со Станиславским, Немировичем-Данченко, Книппер-Чеховой, Лилиной и многое другое. Первые годы в Художественном театре Алиса Коонен окончила 1-ю московскую гимназию (в этой же гимназии учились её будущие коллеги по Художественному театру, актрисы Мария Германова и Ольга Гзовская). В 16 лет Коонен поступила в школу при МХТ. Внимание на неё почти сразу обратили и Станиславский, и Немирович-Данченко. Сама Коонен, кажется, с первых дней ощущала себя частью Художественного театра, хотя и очень скоро осознала свою чужеродность. Во время зарубежных гастролей МХТ в 1906 году актриса писала в дневнике: «29 апреля 1906 года. Суббота. Варшава. На днях Владимир Иванович [Немирович-Данченко] будет говорить с нами о “нашей дальнейшей судьбе”. “Пусть каждый из вас расскажет мне свои мечты и планы…” Что ж говорить?!! Что я хочу работать, хочу быть на сцене, хочу учиться в театре?! Что я люблю театр до сумасшествия, что уйти из него – равносильно смерти (я говорю, конечно, о нравственном омертвении)». Впервые на сцену Художественного театра Алиса Коонен вышла в 1906 году в роли Гостьи в спектакле Немировича-Данченко «Горе от ума». Чацкого играл Василий Качалов. Как отмечали критики, Чацкий Качалова испытывал не «горе от ума», а «горе от любви». А одной из центральных тем постановки становилось нежелание Чацкого вступать в открытый бой со своими оппонентами. Перед премьерой Алиса Коонен писала: «22 сентября 1906 года. Сегодня была последняя генеральная. Театр был битком. [Страшно было ужасно – зачёркнуто] Волновались все до сумасшествия. Кажется, хорошо сошло. Послезавтра открытие. – Что-то будет? Сегодня какой-то неспокойный день – ноет что-то внутри. А вчера было хорошо». Коонен играла в спектаклях Художественного театра, связанных с поисками в области символизма, нового театрального языка. Уже в этих работах было очевидно внимание актрисы Коонен к своему телу, пластике, внешней форме. Она танцевала на балу в спектакле Станиславского «Жизнь Человека» (1907) по пьесе Леонида Андреева, а в постановке «Драма жизни» (1907) по Гамсуну исполняла роль мальчика Элиаса, погибавшего в символическом пожаре. «23 декабря 1906. Сегодня Василий Иванович был на репетиции “Драмы жизни”…Я так волновалась по сему случаю, что со мной чуть не сделался разрыв сердца. Когда мне нужно было сказать свою фразу – горло сжалось, как тисками, и я едва выговорила слова – шёпотом». Роман Алисы Коонен и Василия Иванович Качалова, болезненный, безысходный – одна из основных тем в дневниках актрисы. Даже после того, как Коонен покинула Художественный театр и вышла замуж за Александра Таирова, она время от времени оглядываясь на Качалова. А в 1906-1913-е годы не было и дня, чтобы Коонен не упомянула в дневниках «Васеньку». Актриса могла на время заинтересоваться и кем-то другим, но она всегда возвращалась к Качалову. Василий Иванович был для неё не только любимым мужчиной, но и главным учителем в актёрской профессии, ключевой фигурой в МХТ. После каждой новой роли для неё было важно именно мнение Качалова. Вероятно, их драма во многом и вдохновляла Коонен на создание ролей в МХТ, которые по объёму присутствия на сцене не всегда были большими, но, как правило, становились серьёзным, значимым событием. «Живой труп»: и успех, и тоска В 1908 году Коонен сыграла в «Синей птице», искусно сочетая в образе Митиль женственность, детскость и сказочность. Но лучшей её ролью в Художественном театре стала Маша в спектакле «Живой труп» по пьесе Льва Толстого. Молодая цыганка, преданно любящая главного героя пьесы Протасова, с её гладким пробором волос и чёрным платьем, выделялась медлительностью, строгой простотой. Темперамент, страстность актрисы были сосредоточены внутри. Все внешние приёмы, голос, пластика работали на суть образа, на тоску и боль героини. Тем временем, и тоска, и боль не оставляли и саму Алису Георгиевну: «10 февраля 1911. Опять упадок. Опять шла сегодня днём из театра с таким знакомым чувством в душе – нежеланья жить, равнодушия ко всему, что вокруг. Такая борьба внутри меня – теперь ясная и определённая, теперь я всё понимаю. Его усталость, загромождённость в его жизни, постоянная зависимость – всё это действует подавляюще. Я знаю – он любит меня». Премьера «Живого трупа» прошла с большим успехом («Всё благополучно. Дирекция мною довольна. Товарищи довольны. Публика тоже. Вас. [Качалов] Вчера на “Труп” прислал хризантемы и записку “Посылаю благословенье моей Маше”. Это дало бодрость и радость на спектакль», — писала Коонен в дневнике). Однако именно этот успех стал для молодой актрисы началом серьёзных противоречий с Художественным театром, отдаления от учителей и поиска иной судьбы. Предчувствие перемен В 1912 году Коонен сыграла ещё две важные роли в спектаклях МХТ – Лизу в спектакле «Екатерина Ивановна» по Андрееву и Анитру в ибсеновском «Пер Гюнте». «7 сентября 1912. Танцую Анитру. Репетиций ещё не было. Беспокойно. “Катерину Ивановну” тоже ещё не начинала. Завтра первая репетиция». Дочь вождя бедуинов Анитра, которую Алиса Коонен играла босиком, была предвестием её пластических работ в спектаклях Константина Марджанова и Александра Таирова. В этой роли преобладал внешний рисунок, Коонен увлекали экзотика и ориентальные мотивы. Тем более, что декорации к этому спектаклю делал Николай Рерих. Дневники Коонен в эти месяцы наполнены предчувствием больших перемен, вопросами и сомнениями. В декабре 1912 года она отчаянно записала: «Я – не актриса для Художественного театра». Действительно, в 1913 году Алиса Коонен ушла из МХТ в организованный Константином Марджановым Свободный театр. А затем связала свою личную и творческую судьбу с режиссёром Александром Таировым. С Таировым Коонен прожила больше 35-ти лет, была его женой, музой, преданной ученицей и главной актрисой. В этих отношениях тоже случались свои непростые периоды, они были наполнены страстями, бесконечными сомнениями и метаниями, без которых, очевидно, не могло существовать ни искусство Коонен, ни спектакли Камерного театра. Именно в Камерном театре Алиса Георгиевна достигла синтеза разных искусств в актёрской игре, ведь к этому стремился и сам Таиров. Она сыграла Сакунталу и Саломею, Джульетту и Катерину в «Грозе», Андриенну Лекуврёр и Федру, Нину Заречную и Клеопатру, Эмму Бовари и Эбби Кабот в «Любови под вязами». И ещё множество ролей. На первый взгляд кажется, что искусство Камерного театра шло вразрез с эстетикой МХТ. Но для Коонен опыт, полученный в школе Станиславского и Немировича-Данченко, был принципиально важен. В своих великих ролях Коонен достигала высшей точки психологической правды. Оригинал статьи Пресса Алиса Коонен. В поисках судьбы, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 17.10.2024 Любовь, (авто)цензура и власть, Алексей Мокроусов, Новая газета, 8.02.2021 Судьба дневника, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 18.12.2020 Парадокс об актрисе, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.12.2020 Что читать: Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Выпуск 5, Павел Руднев, ПостНаука, 11.09.2015 Острова. Алиса Коонен, телеканал «Культура», 31.10.2011 Алиса Коонен. Творческий портрет. 1969 г., Старое радио |