Имена | Из жизни тинейджеровАлексей Филиппов, Известия, 25.03.2002 На премьерах некоторых классических пьес театральный критик чувствует себя медитирующим буддийским монахом. Текст известен наизусть, в голове шевелится память о предыдущих трактовках: двадцать видел сам, о тридцати других читал весь набор возможных постановочных решений как на ладони. Из-за этого театральные обозреватели регулярно подумывают о самоубийстве: впереди три с лишним часа сценического действия, а ты знаешь не только все предстоящие слова, но и то, как их скажут. Ощущение, не сравнимое ни с чем: кажется, что кусок жизни повторяется снова и снова до бесконечности
Это присказка, не сказка рецензия впереди. Зрителям нет никакого дела до страданий театральных журналистов: гимназии они закончили, но шекспиров, как правило, не читали. Для них текст свеж, чем закончатся веронские разборки, значительная часть сегодняшнего зала не знает. Но берущегося за «Ромео и Джульетту» серьезного профессионала сценическая история обязывает: зал может и не заметить общих мест, зато театральным людям они бросятся в глаза. Роман Козак, выпустивший пьесу Шекспира в Театре Пушкина, преследовал собственные задачи: он поставил ее на своих студентов, девятнадцатилетних ребят из Школы-студии МХАТ. Спектакль стал молодежным: с музыкой Чайковского соседствуют современные мелодии, веронская молодежь ширяет друг друга ножами, Ромео забивает Тибальта большой железной трубой. Ничего нового в такой осовремененности нет. Шекспира уже ставили в современных костюмах (даже в кино см. фильм с Леонардо Ди Каприо), действие «Ромео и Джульетты» переносили на городское дно (самым ярким примером будет «Вестсайдская история»). Дело в другом: Козак хотел сделать а) молодежный, б) культурный и в) не затертый предыдущими интерпретациями спектакль. И это ему удалось. Здесь есть даже то, чего не бывало прежде: папа Капулетти стал комическим персонажем. З. а. России Владимир Николенко играет суматошного, пытающегося казаться значительным, то и дело впадающего в показную ярость человечка глава рода похож на мелкого служащего, вымещающего на домашних испытанные в офисе унижения. Действие спектакля происходит на каком-то условном юге, герои щеголяют в костюмах с галстуками, майках и бриджах, а таких молодых Ромео и Джульетты на московской сцене не было с досоветских времен. То, как работают Александра Урсуляк (Джульетта) и ставший Ромео Сергей Лазарев, напоминает хорошую учебную работу. Это вносит в постановку совершенно особую (и совсем неплохую) ноту: герои другие, они отличаются от своего окружения. В остальном спектакль добропорядочен, осмыслен И не в меру длинен не по хронометражу, а по зрительским ощущениям. Крепкую, чуть буквалистскую (спектакль поработан до мелочей и явно перегружен деталями танцами, сценами молодежных тусовок, драками на кулаках, плащах и ножах) постановку не одухотворяют ни большая идея, ни мощные актерские работы. Роман Козак все сделал очень грамотно вплоть до откровенной, сыгранной с трогательным юношеским старанием эротической сцены. Но почему режиссеру нужно было ставить именно «Ромео и Джульетту», остается неясным. Получилась театральная стори, адаптированный для восприятия молодежной аудиторией рассказ о печальной судьбе двух подростков. Свою репертуарную нишу премьера наверняка найдет. Но для этого режиссеру придется сокращать спектакль: для легкой, не обремененной особой философией молодежной постановки он чересчур громоздок. А что Вы думаете об этом? Пресса Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022 «Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015 Выходит в свет книга о Романе Козаке, Театрал, 26.05.2015 Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007 Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005 Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005 Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005 Не на жизнь, а на смерть, Итоги, 1.03.2005 Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005 Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005 Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005 Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005 Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005 На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005 Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005 Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 «Меня бесит театр, нацеленный на приятное времяпрепровождение», Газета «Газета», 11.01.2005 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Тяни-толкай с лицами Константина Райкина и Романа Козака, Григорий Заславский, НГ, 28.02.2004 Черный принц, черный, черный
, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002 Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002 Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002 В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002 Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002 Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002 ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002 О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002 Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002 Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002 Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002 Нет повести счастливее на свете
, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002 Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002 Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002 Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002 Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002 В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002 Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002 Роман Козак: Спектакль это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002 Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002 Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002 Роман Козак: «Настоящее искусство всегда скандал», Алиса Никольская, Культура, 25.10.2001 Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001 Весь мир Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001 Роман Козак: «Я чувствую себя частью пятна, которое выводят», Марина Давыдова, Время новостей, 15.10.2001 Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001 Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001 По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001 К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001 Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001 Роман Козак: « Меня останавливало ефремовское отчаяние», Алексей Филиппов, Известия, 15.08.2001 |