Имена

Дважды два будет четыре

Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Эта премьера вполне проходит по разряду ньюсмейкерских событий. Причин сразу несколько: играют два худрука двух московских театров — Константин Райкин (Сатирикон) и Роман Козак (Театр им. Пушкина); играемое произведение принадлежит остренькому перу молодой, весьма читаемой в Европе и у нас бельгийки Амели Нотомб; спектакль будет украшать репертуар одновременно двух театров. Есть и другие притягательные магниты: во-первых, как уже было сказано, одну из ролей исполняет Райкин; во-вторых, после солидного перерыва режиссер и педагог Козак снова стал человеком играющим. Забегая вперед, скажу, что его актерская состоятельность, уже доказанная некогда в спектаклях Театра-студии «Человек» в «Косметике врага» доказана вновь. Хотя, конечно, основная нагрузка на Константине Райкине, который воплощает здесь некое абсолютное зло. Его персонаж Текстор Тексель — одновременно и маньяк, насильник, убийца (если рассуждать, так сказать, по линии конкретного человека с его психологией, поступками и моралью), и некая драматургическая функция, цель которой — выявить в другом герое, Жероме Ангюсте, демонов, упрятанных в подсознание. 

В аэропорту — задержка рейса, в результате которой Тексель — Райкин намертво прицепляется к Ангюсту —Козаку, настырно вываливает на него гнуснейшие подробности собственной биографии, отбиться от этого монстра нет никакой ни физической, ни юридической возможности, и в конце концов выясняется, что не кто иной, как сам Ангюст, законопослушный и благообразный клерк, десять лет назад убил свою жену. Весьма психологически изощренная, детективно динамичная и жестоко несентиментальная история, сочиненная Амели Нотомб, конечно, не даст зрителю расслабиться. Она, разумеется, несет современнику некую правду о нем самом: о его до такой степени обезличенном респектабельной жизнью собственном «я» что потайные уголки этого «я» давно уже неведомы ему самому. Тут все компоненты исключительно ловко работают на тему Аэропорт — внезапное состояние человека между небом и землей. Просвечивается насквозь содержимое чемодана, так почему бы заодно не «просветить» и душу?

Сценография Александра Орлова весьма точно и образно фиксирует ситуацию: стерильно безликое пространство зала ожидания, мониторы таможенной службы, застывшие черно-серые спины пассажиров. А на заднике — фотографическое небо (вполне, надо сказать, продвинутый с точки зрения европейского театра элемент декораций, впрочем, столь же часто употребляемый), равнодушная к мирским соблазнам божественная высь.

Партнерство Райкина — Козака выстроено идеально. Первый при всей своей человеческой убедительности, конечно же, черт, а тот факт, что Райкин умеет в своих многочисленных злодеях сбалансировать гротеск, психологию и инфернальное начало, не требует лишних пояснений. Второму до поры до времени остается задача попросту отбиваться в основном саркастическими репликами. Момент истины для него, собственно, наступает в самом конце, когда доказано, что гнусный Тексель и благопристойный Анпост суть одни и те же не только душа, но и тело. Такой вот нехитрый метафизический итог искусно навороченной истории. Итог этот настолько незамысловат, что, право, не знаешь, как к этому всему относиться.

Постановка Р. Козака ловка и грамотна (в режиссуре ему помогала А. Покровская, и это понятно, ибо сам Козак в качестве актера ни на секунду не покидает сцену). Игра артистов, как уже было сказано, хороша. Вполне современное представление о дегуманизированном сознании жителей мегаполисов, об их тайных комплексах, об их обезличенном бытии, о стертости граней между добром и злом et cetera… — все это, в общем, не вызывает вопросов. Равно как и ответов. Потому что… как бы это помягче, не Шопенгауэр с Достоевским, не Беккет с Ионеско, не Роберт Льюис Стивенсон. Скорее —джентльменский набор для хорошо окупаемого зрелища. Нехитрая арифметика двух худруков двух театров наверняка оправдается зрительским спросом. Амели Нотомб, конечно, не Александра Маринина. Но для чтения в городском транспорте, равно как и в аэропорту за час до вылета, явно годится.
Пресса
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001