Имена | «Не называй ее небесной »Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004 Сериал «Граница», картина «Небо. Самолет. Девушка» и ночная передача «Стиль от
» сделали Ренату Литвинову популярной в массах. Не любить ее уже не модно умная женщина вырвалась из лап знатоков-оценщиков и убыла к людям. Зодиакальное созвездие Козерога, под которым родилась наша героиня (поздравления принимаются 12 января), не светит ей даром: сквозь субтильный облик забавно ломающейся нежной дамы проступают суровые черты хозяйки и работницы. Жаль, что до сих пор не издана ее проза, в частности, роман «Обладать и принадлежать», по мотивам которого снят фильм «Страна глухих». Главное, что есть в этом фильме оригинального и памятного, образ глухой девочки по имени Яя - как раз сотворен Литвиновой.«Она не профессионал», приходилось мне слышать о Ренате. Дескать, и писать она не умеет, и играть она не умеет. Не стоит все-таки путать знание дела с той грустной ограниченностью, набором устойчивых штампов, которые тоже называют «профессионализмом». Литвинова не умеет так отчаянно фальшивить, как профессионалы, это правда. Но вглядитесь, какой уверенной рукой, как композиционно грамотно и умно сделан, к примеру, ее документальный фильм «Нет смерти для меня», где вновь засверкали напрасно унаследованные нами фамильные советские бриллианты актрисы тоталитарной эпохи. Своеобразие не есть неумелость, а презрение к одинаковым ходам банального мышления не дилетантство. В конце концов, «смелость города берет», а не оглядка на чужую хулу и хвалу. И вот наша дерзкая красавица дебютирует на театральной сцене, по-звездному не мелочась, в коронной роли русского репертуара, на сцене Художественного театра. Она играет Любовь Раневскую в «Вишневом саде» А. П. Чехова. Спектакль поставлен режиссером Адольфом Шапиро в честь 100-летия написания пьесы автором, и я не сомневаюсь, что все актрисы Москвы съездят поглядеть на отчаянную нахалку, покусившуюся на их территорию. Сам спектакль восторга не вызывает. Есть такой термин для оперы: «концертное исполнение». Вот и постановка Шапиро выглядит как концертное исполнение пьесы без четких художественных решений, на пустой сцене (добавлены лишь скамейки и стулья, а знаменитый занавес с чайкой образует боковые кулисы), все персонажи представлены в самом расхожем и привычном измерении. Кто ходит в театр лет тридцать, давно мысленно пометил «Вишневый сад» как пьесу, запрещенную к исполнению. Заиграли, замучили, заездили. Нет сил смотреть на щебечущих Ань, облезлых Петь Трофимовых, Фирсов с подносами и визжащих Дуняш В этих условиях Литвинова исполняет свой этюд о женщине на этот раз с чеховскими словами на устах, которые она добросовестно выучила и все равно сделала своими. Играет она просто и хорошо. Искренне переживает драматические перипетии судьбы своей героини. И если она и не полностью свободна на сцене, то роль ею прожита осмысленно. Конечно, это она, наша «Ренаточка Ру» (так называется ее сайт), ломающая руки и вьющая извилистые нити из голоса, но «Я» всерьез вошло в предлагаемые обстоятельства провинциальная Россия, начало века, немолодая женщина-дворянка сложной судьбы. Любовь Андреевна Раневская приехала прощаться с прожитой жизнью. Она безнадежно одинока, и тот единственный человек, который мог бы заполнить ее существование, далеко. Литвинова делает несколько простых и верных для этой роли вещей тянется к окружающим и отталкивает их, неприятно пораженная их убожеством и некрасивостью; отчаянно плачет, вспомнив про утонувшего сына, и переносит свое горе на подвернувшегося учителя Петю; хочет придумать что-нибудь для улучшения здешней жизни и не может, поскольку ее мысли там, в Париже, где ее ждет подлый и любимый. Она абсолютно одна, очерчена незримой чертой, и никого рядом не представить, да и не нужно совсем. «Видит Бог, я люблю Родину», убеждает она сама себя, но любит она ее без взаимности, настолько весь ее изящный, фантомный облик не нужен здесь, настолько он чужой и лишний. Занятая собой и своими страстями женщина модерна, притягательная, пикантная, колкая, артистично порочная, которую так легко переместить в декорации Парижа это у Литвиновой выходит совсем уж естественно. Лучшая сцена спектакля разговор Раневской и Пети Трофимова в третьем действии, на балу. Литвинова Раневская говорит о своей любви, и конкретный собеседник ей не важен. Может быть, она десятки раз это рассказывала случайным спутникам, сидя пьяненькой в парижских кафе. Но Трофимов вздумал ей читать мораль. И оскорбленная женщина защищается и нападает, едко, остроумно, резкими интонациями и словами буквально избивая обидчика. Она живучая, упругая, злая, она, пожалуй, до ста лет доживет, продавая какие-то дачи, тратя чужие деньги без счета и потакая своим чувствам, дороже которых у нее ничего нет. И вот пришло известие, что вишневый сад продан. Оркестр грянул «Ямщик, не гони лошадей». Раневская стоит на авансцене, в шелковом зеленом платье, со сложной прической, нарядная и несчастная. Долго смотрит в зал светлыми отчаянными глазами. И получается весьма убедительный образ окончательного одиночества, отверженности, эмиграции. Теперь нет даже иллюзии дома, теперь плакать, лететь листочком по миру, заказывать в русских ресторанах русские песни «Чеховским» ли получился образ у Литвиновой? По-моему, да. Великий лечитель человечества был строг к женщинам, требуя от них всего, чего не было (и нет) в мужчинах, красоты, любви, верности, искренности, вдобавок труда на благо, и без всяких пошлостей, пожалуйста. Правда, он прекрасно знал, что таковое женское чудо, ежели оно образуется, будет несчастно до последних пределов. Свою героиню, Любовь Раневскую, автор любил за правдивость, «честность самоотчета», изящество, нелюбовь к пошлости, стойкость перед лицом несчастья. Но тем не менее такие женщины могут искренне не заметить ни войны, ни революции, ни пожара в собственном доме, поскольку будут в данный момент перечитывать письма от любовника или писать их. Эту женскую, женственную сущность и воплощает сегодня на сцене МХАТа Литвинова. Она прелестна и бесполезна, притягательна и ограниченна, в высшей степени нужна для общей картины сущего и лишняя в своей семье, доме, на своей горькой земле. Она и есть чудесный и никому не нужный цветущий вишневый сад, мгновение красоты, напрасный привет царства гармонии падшему миру. Да, в русском измерении бытия красота и польза несовместны. «Дачи,- задумчиво говорит Литвинова Раневская в ответ на деловое предложение Лопахина вырубить сад и продать землю под дачи. Дачники Это так пошло Простите!». И столько презрения, брезгливости в этих словах «дачи, дачники», что зал начинает смеяться. На премьере Ренату завалили цветами. По залу метался измученный тревогой и волнением за жену муж Леонид, посланник небес. Сколько продержится спектакль, неизвестно. Как писала Тэффи, «ауспиции тревожны» конденсат ненависти к Литвиновой уже стекает по занавесу театра. Удивительным образом то, что восхищает многих могла бы наша звезда лежать на печи и примерять изумруды, а она вовсю работает, иных раздражает. Любить и ненавидеть вот русский девиз, но хорошо бы его иногда менять на другой: ценить и благодарить. «Не называй ее небесной и у земли не отнимай:» есть такой романс. Я бы посвятила его Ренате работнице, разнообразно одаренной женщине, прилежно исполняющей свою жизнь на наших глазах. Небо пусть подождет она нужна здесь, «на миру». ДОСЛОВНО Рената Литвинова о своем театральном дебюте: "Я озабочена одним моментом как бы мне выучить текст, вдруг он из головы выпадет! Я пошла на сцену и попросила показать мне суфлерскую будку. Спрашиваю: «Тут нормальный человек сидит?» Отвечают: «Нормальный, даже Табаков его подсказками пользуется». «Я не считаю себя театральной актрисой, но, с другой стороны, мне всегда нравилось, когда люди меняют ракурс. Я никогда не видела на сцене пьесу Вишневый сад“. Мне больше везло на Чайку“. А Раневская мечта всех актрис, и я думаю, что вызову их гнев, потому что вторглась на чужую территорию. Раневская очень интересная женщина. К ней можно относиться по-разному. Меня привлекает в ней легкая отстраненность от чужих судеб. Она не возлагает на себя ответственность за других». По материалам сайта renatochka.by.ru Ольга Книппер-Чехова, первая исполнительница роли Раневской, о пьесе «Вишневый сад»: «Уже третьего дня я поджидала пьесу и волновалась, что не получила. Наконец вчера утром, еще в постели, мне ее принесли. С каким трепетом я ее брала и развертывала ты себе представить не можешь. Перекрестилась трижды. Так и не встала с постели, пока не проглотила ее всю. В 4-м акте зарыдала. Мне вся пьеса ужасно нравится: Любовь Андреевна вышла легкая“ удивительно, но трудна адски. Чудесная роль». Из письма А. П. Чехову от 19 октября 1903 года Пресса Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022 Рената Литвинова: я, конечно, стою на стороне своих прекрасных монстров, Наталья Баринова, ТАСС, 2.04.2021 Нет смерти для нее, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 25.03.2021 Пессимистическая комедия, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 23.03.2021 Маргарита правит бал, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 10.03.2021 Бульвар им. Маргариты Леско. О новом спектакле Ренаты Литвиновой в МХТ имени Чехова, Сергей Николаевич, Сноб, 5.03.2021 Рената Литвинова в трех ипостасях: «Звезда вашего периода» в МХТ имени Чехова, Елена Федоренко, Культура, 4.03.2021 Рената Литвинова поставила кино в театре, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.03.2021 Синдром Саломеи, Светлана Наборщикова, Известия, 3.03.2021 Как создавали наряды Ренаты Литвиновой для «Звезды вашего периода», The Blueprint, 1.03.2021 Рената Литвинова рассказала, как быть «актуальной женщиной» после пятидесяти, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 25.02.2021 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Звезда вашего периода», видеосюжет телеканала «Культура», 25.02.2021 Рената Литвинова представит новый спектакль в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.02.2021 Рената Литвинова рассказала о спектакле «Звезда вашего периода», видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 24.02.2021 «Звезда вашего периода». И триллер, и комедия, и драма…, видеосюжет Первого канала, 24.02.2021 «Звезда вашего периода»: у Ренаты Литвиновой — премьера в МХТ имени Чехова, Александра Сидорова, BFM.ru, 24.02.2021 Премьера спектакля Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода» пройдет в МХТ им. Чехова, ТАСС, 24.02.2021 Рената Литвинова представляет свой новый авторский спектакль «Звезда вашего периода», видеосюжет Первого канала, 23.02.2021 Звезда нашего периода: Рената Литвинова о театре, жизни и любви, Юрате Гураускайте, InStyle, 5.02.2021 Рената Литвинова решила сыграть советскую кинозвезду, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2021 Юрий Чурсин сыграет в авторском спектакле Ренаты Литвиновой, Елена Алдашева, Театр, 15.01.2021 Хабенский сыграет Мюнхгаузена, а Рената Литвинова – стареющую кинозвезду, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 7.09.2020 Рената Литвинова: «Это очень омолаживает стоять перед пустым холодильником», Марина Райкина, Московский комсомолец, 24.04.2020 «Северный ветер» Ренаты Литвиновой на сцене БДТ, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 15.03.2019 Петербургская премьера Ренаты Литвиновой. На сцене БДТ спектакль «Северный ветер» МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Вести Санкт-Петербург», 15.03.2019 Рената Литвинова и другие звезды на вручении театральной премии «МК». Фоторепортаж Наталии Губернаторовой, Московский комсомолец, 11.10.2018 Рената Литвинова и Александр Ширвиндт на театральной премии «МК»: онлайн, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 11.10.2018 Рената Литвинова и Сергей Женовач возглавили список лауреатов театральной премии «МК», Ольга Свистунова, ТАСС, 18.07.2018 Итоги театрального сезона: от реформы и тюрьмы не зарекайся, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.07.2018 Рената Литвинова в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 2.03.2018 Рената Литвинова выступит свидетелем обвинения, Фонтанка.ру, 8.12.2017 Рената Литвинова в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 19.10.2017 Сказка о потерянном времени: «Северный ветер» Ренаты Литвиновой в МХТ им. Чехова, Tatler, 16.10.2017 «Северный ветер»: зима в сердце, Екатерина Балуева, Субкультура, 30.09.2017 На МХТ имени Чехова налетел «Северный ветер», Зоя Игумнова, Известия, 22.09.2017 Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, Наталья Pamsik, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.09.2017 Беседа с Ренатой Литвиновой о ее спектакле «Северный ветер», видеосюжет телеканала «Культура», 17.09.2017 «Северный ветер»: Литвинова дебютировала в собственном жанре, Анна Владимирова, радио «Вести FM», 16.09.2017 Дебют Ренаты Литвиновой в качестве театрального режиссера, Владимир Сабадаш, Мир женской политики, 16.09.2017 Холод существования без любви, Арина Мороз, Коммерсантъ FM, 16.09.2017 Абсурдная фантасмагория про любовь и смерть: режиссерский дебют Ренаты Литвиновой в МХТ им. Чехова, Денис Катаев, видеосюжет телеканала «Дождь», 15.09.2017 Рената плюс Земфира: на спектакле Литвиновой «Северный ветер» глаза плачут, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.09.2017 Рената Литвинова: Я бы хотела исполнить мужскую роль, Наталья Лучкина, Москва 24, 14.09.2017 МХТ имени Чехова представит спектакль Ренаты Литвиновой «Северный ветер», РИА Новости, 13.09.2017 Рената Литвинова в программе «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 13.09.2017 Почему Рената Литвинова сама покупает билеты на свой спектакль, 7 дней, 13.09.2017 Помойки, блестки и смерть: москвичи увидят премьеру спектакля Ренаты Литвиновой, видеосюжет телеканала НТВ, 13.09.2017 Рената Литвинова представила свой спектакль на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2017 Режиссер Рената Литвинова дебютировала в МХТ, Наталия Гопаненко, Э Вести, 13.09.2017 Кинастон, Умер-шмумер, Фандорин и межполовые проблемы смерти: новый сезон театрала, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2017 Видеозапись вечера памяти Беллы Ахмадулиной «Не плачьте обо мне я проживу», телеканал «Культура», 13.08.2017 Рената Литвинова: «Я больше не могу пить шампанское» (часть 2), Ксения Собчак, L'Officiel, 11.08.2017 Рената Литвинова: «Земфира — мой пожизненный соратник» (часть 1), Ксения Собчак, L'Officiel, 7.08.2017 Как выглядят костюмы в спектакле Ренаты Литвиновой от Гоши Рубчинского, Собака.ru, 30.05.2017 Рената Литвинова: смысла в жизни нет, каждый его назначает себе сам, Наталья Баринова, ТАСС, 12.01.2017 Адольф Шапиро: «Любая диктатура возникает от неуверенности в себе», Сергей Элькин, Театрал, 28.09.2016 Эксклюзивное интервью ELLE: Рената Литвинова, Елена Сотникова, ELLE, 11.11.2015 Его герои среди нас. «Чехов жив», YouTube.com, 9.07.2015 Рената Литвинова и ее «Опасные связи» в Париже, Hello!, 7.03.2015 Ренату Литвинову завалили цветами, 7 дней, 18.12.2014 В поисках Вальмона. Рената Литвинова в МХТ, Сергей Николаевич, Сноб, 6.12.2014 Рената Литвинова, «Свидетель обвинения», блеск украшений и кое-что еще, Сеймур Закаряев, 1news.az, 8.10.2014 «Свидетель обвинения»: Рената Литвинова и Сергей Чонишвили на гастролях в Баку, Анастасия Быкова, Hello!, 8.10.2014 Бакинских зрителей заинтриговали «Свидетелем обвинения», информационный портал Day.az, 8.10.2014 Рената Литвинова: Мне интереснее подчинять себе процесс, чем ждать предложений, Вероника Гудкова, РБК. Стиль, 26.05.2014 Актеры МХТ в Саратове: «Билеты не проданы, народ не верит», видеосюжет СарБК-ТВ, 23.10.2013 Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013 На сцене театра драмы «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013 В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013 Московский Художественный Театр приоткрыл тайны 116-го сезона, видеосюжет телеканала «Мир 24», 7.09.2013 Фоторепортаж «Московский Художественный театр имени Чехова открыл новый сезон», Московский комсомолец, 3.09.2013 В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013 Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013 «Свидетель обвинения»: богиня полюбила, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 28.06.2013 Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012 МХА-ХА-ХА-ХАТ, Андрей Васянин, Российская газета, 15.11.2012 Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012 В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012 Рената Литвинова в программе Владимира Познера, Первый канал, 28.10.2012 Рената Литвинова предстала перед судом на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Свистунова, ИТАР-ТАСС, 21.09.2012 «Свидетель обвинения» по рассказу Агаты Кристи на малой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.09.2012 Психологический триллер на сцене МХТ. Рената Литвинова предстанет перед судом, видеосюжет Первого канала, 20.09.2012 МХТ им. Чехова открывает новый сезон спектаклем «Свидетель обвинения» по пьесе Агаты Кристи, видеосюжет телеканала «Звезда», 19.09.2012 Рената Литвинова vs. Марлен Дитрих: «Свидетель обвинения» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.06.2012 Объяснение в любви на придуманном языке «Шага» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.04.2011 Бред втроем, Ада Шмерлинг, Известия, 8.04.2011 Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011 В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010 Дело вкуса, Независимая газета Антракт, 12.10.2007 Режиссер, актриса и писатель Рената Литвинова: «Если вы хотите кого-то в себя влюбить, обязательно прихрамывайте», Наталья Кочеткова, Известия, 27.04.2007 Леди икс, Игорь Панарин, Московский Комсомолец, 12.01.2007 Зашторенная, Андрей Ванденко, Итоги, 8.01.2007 Рената Литвинова: «Никогда не пересматриваю свои фильмы. Для меня это слишком болезненно», Мара Фрязина, МК-Бульвар, 8.01.2007 Страсти по Андрею. «Пришло время зарыть топор войны!» заявил «ЗН» режиссер Андрей Жолдак, Олег Вергелис, Зеркало недели, 25.11.2006 «Не называй ее небесной
», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004 Продано!.., Итоги, 8.06.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004 Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004 Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004 |