Имена | Чехов. Девушка. АнекдотЕлена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Впервые «Вишневый сад» в постановке Адольфа Шапиро был сыгран на закрытии «Черешневого леса». Это называлось «репетиция премьеры» (форма, доселе в нашем театре неслыханная), и именно там отметились почетные фестивальные гости. Пока дошла очередь до журналистов, VIP-персоны закончились. Лично я видела в зале только Льва Додина, исцелованного Виталием Вульфом
Главное достоинство последнего «Черешневого леса» состоит в том, что фестиваль прошел, а спектакли, им сынициированные и профинансированные, останутся в репертуаре и будут радовать (или раздражать) публику еще не один сезон. Михаил Куснирович с партнерами на сей раз сделал долгосрочные инвестиции в столичный культурный процесс. Посадил не только деревья, но и спектакли пусть растут. А критики пусть их поливают (шутка) Три саженца зашумели под ветром: «Чайка» в Театре Моссовета, «Дядя Ваня», который считается спектаклем «Табакерки», но играется во МХАТе, и «Вишневый сад», безраздельно принадлежащий МХАТу, хотя больше половины исполнителей взяты со стороны или пока еще числятся в студентах. Впрочем, сегодня любое мхатовское зрелище это театральный Интернационал. Табаков неустанно выискивает, собирает, открывает, соблазняет представителей самых разных школ и традиций, то есть на данном этапе у него руки загребущие. Впоследствии, вероятно, они станут просеивающими когда понадобится все-таки отделить своих от чужих и привести этих самых «своих» к единому творческому знаменателю. Пока МХАТ живет на сквозняке. Компенсирует застарелый дефицит свежего воздуха. «Вишневый сад» образчик текущего разностилья. Давид Боровский, теперешний главный художник МХАТа, возродил аскезу старой Таганки. Среди четвертинок и осьмушек разрезанного обманного занавеса, которые ездят по сцене, деля ее на комнаты и закуты, между благородных сукон ходят: натуралистичный, даже с физиологическим уклоном Фирс (Владимир Кашпур), характерный, в лучших традициях крепкого провинциального театра Симеонов-Пищик (Владимир Краснов), целая компания загадочных, упирающих на внутреннюю силу «табакерковцев» Андрей Смоляков, Евдокия Германова, Сергей Угрюмов; изумительный Сергей Дрейден Гаев, существо, которое, как воздушный шарик, надо держать за ниточку; и, наконец, Раневская в новом формате, Раневская из программы «Стиль» Рената Литвинова. Главный манок этого «Вишневого сада» и главная гарантия успеха, особенно среди молодежной публики. «Вишневый сад» легкий спектакль. Без особых мхатовских пауз и прочей психологической тягомотины, он пролетает быстро. Если зарождаются местами отдельные недоумения например, почему Фирс, единственный из слуг, «окает», или все персонажи мужского пола ходят дома в шляпах, как раввины, или по какой логике в качестве случайного прохожего выведен матрос в бушлате, и где он оставил свою «Аврору» долго об этом не думаешь. Всякие пустяки и мелочи совершенно затмеваются небывалой, поистине революционной трактовкой образа главной героини. Такую Раневскую мы не видели никогда. Хочется снять бескозырку перед самым продвинутым, самым стебным, самым прикольным режиссером нашего времени Адольфом Яковлевичем Шапиро. Раневская в первом акте: по-нашему, это шок. Над ней и не захочешь, засмеешься. Нечаянные бестактности Любови Андреевны («я рада, что ты еще жив», «отчего вы так подурнели») в данном случае особенно бросаются в глаза. Шутки, потерявшие хоть какую-то глубину и сплющенные до бытового текста, кажутся просто глупостями. Очевидно, что Раневская туповата: она бы и сдала имение под дачи, но за три месяца не успела переварить саму идею. Доходит до нее с трудом. Абсолютно не понятно, почему все окружающие так носятся с этой недалекой, монотонной дамочкой, которая выламывает себе растопыренные пальцы, хватается руками за лицо, беспрестанно хаотически колышется, будто водоросль в ручье, и разговаривает скрипучим задавленным голосом (см. сноску). Сноска. В актерском арсенале НЕ актрисы Ренаты Литвиновой три жеста и две голосовые модуляции. Главная фенечка заключается в том, что, в отличие от большинства людей, Литвинова говорит не на выдохе, а на вдохе. Звук идет наружу, воздух внутрь, в пути они встречаются и оказывают друг другу ожесточенное сопротивление. .. Ко второму акту ты потихоньку втягиваешься в эти забавные игры и начинаешь разгадывать исходный (весьма хитроумный, как мне теперь кажется) режиссерский замысел. Вокруг Раневской существуют достаточно сложные люди. Ее брат, вечный мальчишка, который успел состариться, но не успел повзрослеть. Именно его, Гаева, можно было бы назвать облезлым барином. Облезлый, нетрезвый, легко возбудимый неврастеник. Безобидный маргинал. Смешной, несерьезный, болтливый сопляк. «Мужика надо знать!..» кричит Гаев, уворачиваясь от разгневанного Фирса Вообще приглашение (хотя бы одноразовое, но лучше многократное) во МХАТ питерца Дрейдена блестящая мысль. Окно в Париж он уже открывал, теперь любуется из этого окна на свою сетрицу Раневскую Идем дальше. Идеально отутюженный, даже накрахмаленный Лопахин Смоляков. Первый Лопахин в моей зрительской биографии, у которого я уловила сублимированную классовую ненависть к самому вишневому саду. К ни в чем не повинным деревьям. Поскольку владельцев вишневого сада он ненавидеть не может Петя Трофимов Дмитрий Куличков, студент Школы-студии. Вроде бы обычный, нескладный, надоедливый, противный Петя. Но сквозь эту «противность» внешнего облика Куличков так здорово, так целенаправленно тащит свой текст, свою убежденность, свою веру, что нельзя не отметить: Петя прав, и все, что он говорит, умно и справедливо; а заодно нельзя не посожалеть: увы, справедливые мысли куда сильнее воздействуют на человечество, если исходят от харизматических личностей. И несправедливые, кстати, тоже Все упомянутые персонажи, хоть и сыграны по-разному, состоят друг с другом в кровном родстве. Они все чеховские. То есть неоднозначные, глубокие, с двойным или тройным дном, с богатой, не сразу раскрывающейся системой внутренних связей и переживаний. Любой абитуриент при поступлении в театральный вуз должен знать накрепко, чтобы от зубов отскакивало, что у Чехова герои никогда не говорят того, что думают, и всегда думают не про то, о чем в данный момент говорят. Текст ничто, подтекст все. Посему эти пьесы могут обрыднуть публике, но имеют гипнотическую власть над постановщиками, ибо т р а к т о в а т ь - одно из величайших удовольствий в жизни. А Чехов предоставляет бескрайнее поле для режиссерского маневра. Так вот, никогда еще до Ренаты Литвиновой не выходила на русскую сцену такая однозначная, бесподкладочная, буквальная и плоская Раневская. У нее смысл соответствует слову. Не больше, не меньше. Если она говорит: «Я стала лучше спать», это означает всего лишь, что она стала лучше спать. А когда она командует: «Яша, алле!», кажется, что лакей сейчас влезет на тумбу Литвинова не опережает ни события, ни текст. У ее Раневской нет вектора, есть лишь колебания водоросли в потоке. В таком случае Астров на словах: «Должно быть, в этой самой Африке теперь жарища », обязан думать про гиппопотамов, слоновьи тропы и сезон дождей. А Заречная с ее воплями: «Я чайка!..», просто спятила на манер пушкинского мельника, утверждавшего, будто он ворон. Я не говорю, что Раневская сыграна плохо. Она вообще не сыграна. На сцене присутствует не Любовь Андреевна Раневская, а Рената Литвинова, произносящая реплики Раневской. А что такое Литвинова? Это явление природы. У явлений природы не бывает подтекстов, разве что их придумают люди. Снег это только снег, гроза просто гроза, и даже дождь из лягушек естествен в своей противоестественности. Кто-то сравнит Литвинову с радугой, кто-то с мутной лужей, но и лужа, и радуга, и камень, и стрекоза не могут быть чем-то иным, кроме себя самих. Рената Литвинова не писатель, не режиссер, не актриса, она Рената Литвинова (см. скидку). Скидка: если бы Литвинова была профессиональной актрисой, она, возможно, поостереглась бы выйти на мхатовскую сцену в столь ответственной роли. Но человек расширяет свои горизонты с энтузиазмом неофита и самонадеянностью дилетанта, и в этом есть даже что-то обаятельное. Литвиновой не торговали заранее как большой актрисой земли русской, что попытался проделать со своей супругой Андрей Кончаловский. Поэтому «Чайка» Кончаловского полный провал, а «Вишневый сад» Шапиро анекдот. Причем довольно остроумный Итак, не Литвинова играет Раневскую, но Раневская вынужденно трансформируется в Литвинову. Что же получилось в итоге? Приехала барыня из Парижа (хорошо, что не из Кологрива), помаячила немножко в родовом гнезде, потом гнездо продали, а она вернулась к любовнику. Легкая вещица, может, отчасти и ностальгическая, но все равно жизнеутверждающая, как музыкальный рефрен спектакля «Ямщик, не гони лошадей». При помощи хита всех времен и народов, Шапиро, вероятно, намекает, что его героям некуда больше спешить, имение-то все равно продано Поистине это самый веселый, самый оптимистический и залихватский «Вишневый сад» из всех, когда-либо мною виденных. После такого спектакля жить хочется. Петь хочется. Сама садик я садила, сама буду поливать, сама милого любила, сама буду убивать. Да, вот такая она, Раневская безответственная, недалекая, наплевательски относящаяся к собственным детям. Птичка божия не знает практически ничего. Разве мы не видим на каждом шагу, как берегут и опекают подобных птичек? Разве секрет, что женщине надо быть ужасно умной, дабы прослыть дурой, и чертовски сильной, чтобы заморочить всем вокруг голову своей слабостью? Другое дело, что с Чеховым шутки плохи. Шапиро и Литвинова придумали свою Раневскую, но в исходник «Вишневого сада» она вписывается, как червяк в ягоду. По-моему, именно из-за этого развалились в спектакле остальные женские образы. Мужики держатся автономно, каждый сам за себя, а женщины потеряли главный ориентир и играют плохо. Все, даже Евдокия Германова Шарлотта. Суетятся, кривляются, верещат неестественными голосами. Хотят быть вместе с Литвиновой, болтаться в одном ручье. Но Литвинова неподражаема и неповторима. И слава Богу. Хорошенького понемножку. Пресса Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022 Рената Литвинова: я, конечно, стою на стороне своих прекрасных монстров, Наталья Баринова, ТАСС, 2.04.2021 Нет смерти для нее, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 25.03.2021 Пессимистическая комедия, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 23.03.2021 Маргарита правит бал, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 10.03.2021 Бульвар им. Маргариты Леско. О новом спектакле Ренаты Литвиновой в МХТ имени Чехова, Сергей Николаевич, Сноб, 5.03.2021 Рената Литвинова в трех ипостасях: «Звезда вашего периода» в МХТ имени Чехова, Елена Федоренко, Культура, 4.03.2021 Рената Литвинова поставила кино в театре, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.03.2021 Синдром Саломеи, Светлана Наборщикова, Известия, 3.03.2021 Как создавали наряды Ренаты Литвиновой для «Звезды вашего периода», The Blueprint, 1.03.2021 Рената Литвинова рассказала, как быть «актуальной женщиной» после пятидесяти, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 25.02.2021 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Звезда вашего периода», видеосюжет телеканала «Культура», 25.02.2021 Рената Литвинова представит новый спектакль в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.02.2021 Рената Литвинова рассказала о спектакле «Звезда вашего периода», видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 24.02.2021 «Звезда вашего периода». И триллер, и комедия, и драма…, видеосюжет Первого канала, 24.02.2021 «Звезда вашего периода»: у Ренаты Литвиновой — премьера в МХТ имени Чехова, Александра Сидорова, BFM.ru, 24.02.2021 Премьера спектакля Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода» пройдет в МХТ им. Чехова, ТАСС, 24.02.2021 Рената Литвинова представляет свой новый авторский спектакль «Звезда вашего периода», видеосюжет Первого канала, 23.02.2021 Звезда нашего периода: Рената Литвинова о театре, жизни и любви, Юрате Гураускайте, InStyle, 5.02.2021 Рената Литвинова решила сыграть советскую кинозвезду, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2021 Юрий Чурсин сыграет в авторском спектакле Ренаты Литвиновой, Елена Алдашева, Театр, 15.01.2021 Хабенский сыграет Мюнхгаузена, а Рената Литвинова – стареющую кинозвезду, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 7.09.2020 Рената Литвинова: «Это очень омолаживает стоять перед пустым холодильником», Марина Райкина, Московский комсомолец, 24.04.2020 «Северный ветер» Ренаты Литвиновой на сцене БДТ, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 15.03.2019 Петербургская премьера Ренаты Литвиновой. На сцене БДТ спектакль «Северный ветер» МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Вести Санкт-Петербург», 15.03.2019 Рената Литвинова и другие звезды на вручении театральной премии «МК». Фоторепортаж Наталии Губернаторовой, Московский комсомолец, 11.10.2018 Рената Литвинова и Александр Ширвиндт на театральной премии «МК»: онлайн, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 11.10.2018 Рената Литвинова и Сергей Женовач возглавили список лауреатов театральной премии «МК», Ольга Свистунова, ТАСС, 18.07.2018 Итоги театрального сезона: от реформы и тюрьмы не зарекайся, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.07.2018 Рената Литвинова в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 2.03.2018 Рената Литвинова выступит свидетелем обвинения, Фонтанка.ру, 8.12.2017 Рената Литвинова в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 19.10.2017 Сказка о потерянном времени: «Северный ветер» Ренаты Литвиновой в МХТ им. Чехова, Tatler, 16.10.2017 «Северный ветер»: зима в сердце, Екатерина Балуева, Субкультура, 30.09.2017 На МХТ имени Чехова налетел «Северный ветер», Зоя Игумнова, Известия, 22.09.2017 Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, Наталья Pamsik, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.09.2017 Беседа с Ренатой Литвиновой о ее спектакле «Северный ветер», видеосюжет телеканала «Культура», 17.09.2017 «Северный ветер»: Литвинова дебютировала в собственном жанре, Анна Владимирова, радио «Вести FM», 16.09.2017 Дебют Ренаты Литвиновой в качестве театрального режиссера, Владимир Сабадаш, Мир женской политики, 16.09.2017 Холод существования без любви, Арина Мороз, Коммерсантъ FM, 16.09.2017 Абсурдная фантасмагория про любовь и смерть: режиссерский дебют Ренаты Литвиновой в МХТ им. Чехова, Денис Катаев, видеосюжет телеканала «Дождь», 15.09.2017 Рената плюс Земфира: на спектакле Литвиновой «Северный ветер» глаза плачут, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.09.2017 Рената Литвинова: Я бы хотела исполнить мужскую роль, Наталья Лучкина, Москва 24, 14.09.2017 МХТ имени Чехова представит спектакль Ренаты Литвиновой «Северный ветер», РИА Новости, 13.09.2017 Рената Литвинова в программе «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 13.09.2017 Почему Рената Литвинова сама покупает билеты на свой спектакль, 7 дней, 13.09.2017 Помойки, блестки и смерть: москвичи увидят премьеру спектакля Ренаты Литвиновой, видеосюжет телеканала НТВ, 13.09.2017 Рената Литвинова представила свой спектакль на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2017 Режиссер Рената Литвинова дебютировала в МХТ, Наталия Гопаненко, Э Вести, 13.09.2017 Кинастон, Умер-шмумер, Фандорин и межполовые проблемы смерти: новый сезон театрала, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2017 Видеозапись вечера памяти Беллы Ахмадулиной «Не плачьте обо мне я проживу», телеканал «Культура», 13.08.2017 Рената Литвинова: «Я больше не могу пить шампанское» (часть 2), Ксения Собчак, L'Officiel, 11.08.2017 Рената Литвинова: «Земфира — мой пожизненный соратник» (часть 1), Ксения Собчак, L'Officiel, 7.08.2017 Как выглядят костюмы в спектакле Ренаты Литвиновой от Гоши Рубчинского, Собака.ru, 30.05.2017 Рената Литвинова: смысла в жизни нет, каждый его назначает себе сам, Наталья Баринова, ТАСС, 12.01.2017 Адольф Шапиро: «Любая диктатура возникает от неуверенности в себе», Сергей Элькин, Театрал, 28.09.2016 Эксклюзивное интервью ELLE: Рената Литвинова, Елена Сотникова, ELLE, 11.11.2015 Его герои среди нас. «Чехов жив», YouTube.com, 9.07.2015 Рената Литвинова и ее «Опасные связи» в Париже, Hello!, 7.03.2015 Ренату Литвинову завалили цветами, 7 дней, 18.12.2014 В поисках Вальмона. Рената Литвинова в МХТ, Сергей Николаевич, Сноб, 6.12.2014 Рената Литвинова, «Свидетель обвинения», блеск украшений и кое-что еще, Сеймур Закаряев, 1news.az, 8.10.2014 «Свидетель обвинения»: Рената Литвинова и Сергей Чонишвили на гастролях в Баку, Анастасия Быкова, Hello!, 8.10.2014 Бакинских зрителей заинтриговали «Свидетелем обвинения», информационный портал Day.az, 8.10.2014 Рената Литвинова: Мне интереснее подчинять себе процесс, чем ждать предложений, Вероника Гудкова, РБК. Стиль, 26.05.2014 Актеры МХТ в Саратове: «Билеты не проданы, народ не верит», видеосюжет СарБК-ТВ, 23.10.2013 Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013 На сцене театра драмы «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013 В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013 Московский Художественный Театр приоткрыл тайны 116-го сезона, видеосюжет телеканала «Мир 24», 7.09.2013 Фоторепортаж «Московский Художественный театр имени Чехова открыл новый сезон», Московский комсомолец, 3.09.2013 В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013 Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013 «Свидетель обвинения»: богиня полюбила, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 28.06.2013 Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012 МХА-ХА-ХА-ХАТ, Андрей Васянин, Российская газета, 15.11.2012 Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012 В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012 Рената Литвинова в программе Владимира Познера, Первый канал, 28.10.2012 Рената Литвинова предстала перед судом на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Свистунова, ИТАР-ТАСС, 21.09.2012 «Свидетель обвинения» по рассказу Агаты Кристи на малой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.09.2012 Психологический триллер на сцене МХТ. Рената Литвинова предстанет перед судом, видеосюжет Первого канала, 20.09.2012 МХТ им. Чехова открывает новый сезон спектаклем «Свидетель обвинения» по пьесе Агаты Кристи, видеосюжет телеканала «Звезда», 19.09.2012 Рената Литвинова vs. Марлен Дитрих: «Свидетель обвинения» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.06.2012 Объяснение в любви на придуманном языке «Шага» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.04.2011 Бред втроем, Ада Шмерлинг, Известия, 8.04.2011 Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011 В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010 Дело вкуса, Независимая газета Антракт, 12.10.2007 Режиссер, актриса и писатель Рената Литвинова: «Если вы хотите кого-то в себя влюбить, обязательно прихрамывайте», Наталья Кочеткова, Известия, 27.04.2007 Леди икс, Игорь Панарин, Московский Комсомолец, 12.01.2007 Зашторенная, Андрей Ванденко, Итоги, 8.01.2007 Рената Литвинова: «Никогда не пересматриваю свои фильмы. Для меня это слишком болезненно», Мара Фрязина, МК-Бульвар, 8.01.2007 Страсти по Андрею. «Пришло время зарыть топор войны!» заявил «ЗН» режиссер Андрей Жолдак, Олег Вергелис, Зеркало недели, 25.11.2006 «Не называй ее небесной
», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004 Продано!.., Итоги, 8.06.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004 Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004 Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004 |