Имена

Леди икс

Игорь Панарин, Московский Комсомолец, 12.01.2007
Даже когда Рената Литвинова говорит о погоде, кажется, что в каждой фразе есть недосказанность, недоговоренность? И хочется спрашивать еще и еще, хотя понимаешь: прямого ответа даже на самый простой вопрос все равно не будет. Это интервью — последнее перед отъездом. Свой юбилей (про него говорят «эту дату не отмечают») Литвинова встретит в Италии — на работе. В фильме «Дженерейшн Пи» по повести Пелевина она сыграет секретаршу рекламного магната (в этой роли — Михаил Ефремов). Наш разговор — на бегу, в коротком перерыве между съемками.
И беседовали мы отнюдь не о кино.
О ХАРАКТЕРЕ
 — Какое определение самой себя вас поразило больше всего?
 — Все они так или иначе были связаны с выходившими на экран фильмами. Сначала меня стали называть «человек-стиль», а потом «богиня» в честь моей картины. Меня вообще-то не поразило ни одно из определений и особенно не задевает.
 — По гороскопу вы Козерог. Но мне трудно представить человека, чей характер так бы не соответствовал этому знаку?
 — Женщины-Козероги мне очень нравятся. Они все замечательные. А мужчины-Козероги — да, зануды. Ой, простите, вы случайно не Козерог?
 — Нет. Значит, мужчины-Козероги — зануды? А вам присущи какие-нибудь мужские черты характера?
 — Может быть, то, что я занимаюсь режиссурой или продюсерской деятельностью. Ведь режиссер, как врач, — мужская профессия. Не так много хороших женщин-хирургов. Женщине свойственно концентрировать внимание на мелочах. А мужчина в силу своей природы может видеть картину в общем.
 — Вам часто приходится слышать обвинения в манерности? Как вы на них реагируете?
 — Обвинений по поводу манерности я еще не слышала. Но вот подражание моему голосу, моей внешности — это бывает. У нас такое законодательство, которое разрешает использовать пародии, не спрашивая разрешения у носителя образа. И его эксплуатируют все кому не лень. Стоит вот так сделать (актриса изящно скрестила кисти рук), и вот вам образ Ренаты? Собственно, манерность — на самом деле всего лишь одна из красок в моем актерском арсенале. Я, конечно, могу быть манерной, если мне этого хочется, но я могу быть и другой?
 — Какой? Например, подчиненные утверждают, что вы жесткая.
 — Да ну?
 — Сам только что слышал в курилке. Все с дрожью в голосе обсуждали — как там настроение Ренаты, как она сегодня реагирует на раздражающие факторы.
 — Ладно вам! Для меня это весьма странно, они должны бояться режиссеров, продюсеров, но никак не меня.
О ЛЮБВИ И ДРУЖБЕ
 — Каков он - человек, который сильнее вас?
 — Помните, в «Осеннем марафоне» главный герой говорил: вот я человек цельный, и вы человек цельный. И не хочу с вами собирать грибы… Тот человек — Бузыкин его, кажется, звали — был постоянно такой хороший, такой мягкий. А им все манипулировали. Грустно как-то. Наверное, сильный человек — это тот, кто мог бы мною манипулировать.
 — И вы миритесь с тем, что вами манипулируют?
 — Когда есть любовь — мне приятно быть используемой, жертвенной, и присутствие этой жертвенности — один из первых признаков того, что ты по-настоящему любишь…
 — В одном из ваших рассказов упомянута девушка по имени Z. Это посвящено вашей подруге Земфире?
 — Да что вы! Этот рассказ был написан еще лет 10 назад. Задолго до появления в моей жизни этого человека. Она в это время еще училась музыке в своей родной Уфе или, может, в другом городе. И еще даже не была известной певицей.
 — Так, может, это было пророчеством большой дружбы?
 — Не думаю, хотя жизнь — вещь сложная и не всегда предсказуемая…
О ПРОШЛОМ И БУДУЩЕМ
 — Попробуйте подобрать эпиграф к своей жизни.
 — Счастье, поиск. Сама жизнь.
 — Подходит ли вам имя Рената? Почему вас так назвали?
 — Мне мое имя очень подходит. Меня так назвал отец. Причем, заметьте, пишется оно через букву «е». Хотя все всегда путают. Я бы фамилию вообще бы отбросила и была бы только Ренатой…
 — Что, по-вашему, вы потеряли или не реализовали в юном возрасте, в ранней молодости?
 — Все мое детство и юность — одни сплошные грусти. У меня же была только мама. Я очень переживала, что папа с нами не живет. Я даже часто вешала в коридоре его куртку, чтобы возникала иллюзия присутствия мужчины в доме.
 — Вы хорошо помните школьные годы?
 — Школу я вообще терпеть не могла. Прямо вспоминать не хочется. Например, большинство мальчиков были ужасно маленького роста. Только когда я попала во ВГИК — я попала в прекрасные реки, молочные. А с одноклассниками я не встречаюсь. Да многих даже и не узнаю. Я помню, кто-то позвонил и рассказал странную историю, мол, на кого-то из наших мальчишек столб упал. Фонарный. А я все вспоминала лицо этого человека и никак не могла вспомнить. Одним словом, у меня отторжение школы. Мне кажется, это была напрасная трата времени.
 — Какой вы видите себя через 40 лет?
 — Мне постоянно мерещится пустой бассейн… Наверное, у меня не будет сил наполнить его водой самостоятельно. И я буду просто сидеть в кресле в середине пустого бассейна, старая-старая, буду смотреть какие-то фильмы, читать, что-то выпивать, торшер будет гореть у меня там, на дне?
О РАБОТЕ
 — Вы нравитесь себе на экране?
 — Я почти никогда не смотрю свои картины. Даже дубли не всегда отсматриваю. Поймала себя на мысли, что когда я снимаюсь в картине, я не подхожу к монитору. Мне бывает неловко видеть себя.
 — Вы бы допустили, чтобы вас озвучивала другая актриса?
 — Нет. Потому что голос — это часть моего образа. Меня даже по телефону узнают. Или в такси: лицо можно укутать, но стоит раскрыть рот, как водители спрашивают: «Вы Рената?» Иногда это очень приятно.
 — Вы считаете, что ремейки в кино имеют право на существование? Например, фильм «Небо. Самолет. Девушка» вообще стоило снимать?
 — Я считаю, что он лишь похож на старую ленту, поставленную по пьесе Радзинского. Новая постановка — она принципиально новая и по смыслу, и по существу. Мне, например, хотелось бы обратить внимание на стюардессу, которая по фильму моя подружка. Помните, Мышка, которая постоянно у моей героини что-то выпрашивала. И так изящно, по-вампирски. Она постоянно говорила: мол, ты мне на 30-летие ничего не подарила. Такая женщина — «глазок-смотрок». В старом фильме ее не было, это современный портрет…
 — Какую еще заметную женскую роль в кино вы хотели бы повторить?
 — Мне бы хотелось сыграть в новой версии"Трамвая «Желание», а еще мне нравится Гамлет. Хотя это и мужская роль. Но мне лично она нравится страшно. И вообще мне нравятся все роли в этой пьесе. Я даже Гертруду смогла бы сыграть. И Гамлета, и Офелию. 
 — Это начало нового проекта?
 — Может быть.
О ЛИЧНОМ
 — Слухам о вашем разводе с мужем и «дележе» ребенка несть числа. И сколько бы вы ни отмалчивались, вопросы не иссякнут. Может, через «МК» сделаете «официальное заявление»?
 — Взаимоотношения двух людей — это всегда только взаимоотношения других людей. По моему мнению, они должны быть тайной за семью печатями. Сама я думаю, что те, кто любил, всегда должны щадить друг друга.
 — У вас так получается?
 — Да, слава богу. Обида… Очень часто слышишь, что люди обижаются и потому делают всякие гадости. Мне это все непонятно, и для меня это не звучит как аргумент. Я решительно не хочу понимать и не принимаю такой категории, я существую в совершенно иной системе ценностей. В отношениях между мужчиной и женщиной может быть некая интрига. Даже повышенные тона. А обижаться — это пустое. Мужчины должны быть сильными. И не должны бояться женщин. Они рождены для другого.
 — И у вас нет чувства обиды на бывшего мужа?
 — Сейчас мы с моим бывшим мужем решили вопрос совместного воспитания нашего ребенка. Я, как взрослый человек, хорошо понимаю, что девочке одинаково нужны и отец, и мать. Мой бывший муж это, слава богу, тоже понимает. Кстати, пресса ситуацию вокруг нашей дочки освещала настолько несправедливо и однобоко, что я даже не хочу возвращаться к этой теме.
 — Но что двигало вашим мужем, когда он спорил с вами из-за ребенка?
 — Этот вопрос вы адресуйте лучше к нему. Я никак не высказывалась в его адрес и никогда не буду этого делать.
 — День рождения — как вы хотели бы его отметить?
 — В этот день можно позволить себе жить, не подчиняясь никакому сценарию. А еще хорошо бы сидеть, например, и принимать звонки отовсюду. Или, наоборот, выключить телефон и, может быть, даже поплакать…
Пресса
Любовь как сверхидея, Нина Суслович, Камергерский, 3, 12.01.2022
Нет смерти для нее, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 25.03.2021
Пессимистическая комедия, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 23.03.2021
Маргарита правит бал, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 10.03.2021
Рената Литвинова поставила кино в театре, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.03.2021
Синдром Саломеи, Светлана Наборщикова, Известия, 3.03.2021
Рената Литвинова решила сыграть советскую кинозвезду, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2021
«Северный ветер» Ренаты Литвиновой на сцене БДТ, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 15.03.2019
Итоги театрального сезона: от реформы и тюрьмы не зарекайся, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.07.2018
Рената Литвинова в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 2.03.2018
Рената Литвинова в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 19.10.2017
«Северный ветер»: зима в сердце, Екатерина Балуева, Субкультура, 30.09.2017
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, Наталья Pamsik, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.09.2017
Беседа с Ренатой Литвиновой о ее спектакле «Северный ветер», видеосюжет телеканала «Культура», 17.09.2017
Дебют Ренаты Литвиновой в качестве театрального режиссера, Владимир Сабадаш, Мир женской политики, 16.09.2017
Холод существования без любви, Арина Мороз, Коммерсантъ FM, 16.09.2017
Рената Литвинова в программе «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 13.09.2017
Режиссер Рената Литвинова дебютировала в МХТ, Наталия Гопаненко, Э Вести, 13.09.2017
В поисках Вальмона. Рената Литвинова в МХТ, Сергей Николаевич, Сноб, 6.12.2014
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
«Свидетель обвинения»: богиня полюбила, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 28.06.2013
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
МХА-ХА-ХА-ХАТ, Андрей Васянин, Российская газета, 15.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Объяснение в любви на придуманном языке — «Шага» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.04.2011
Бред втроем, Ада Шмерлинг, Известия, 8.04.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
Дело вкуса, Независимая газета — Антракт, 12.10.2007
Леди икс, Игорь Панарин, Московский Комсомолец, 12.01.2007
Зашторенная, Андрей Ванденко, Итоги, 8.01.2007
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004