Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат Сталинских премий Борис Николаевич Ливанов | ||
Имена | (25.4.1904, Москва — 22.9.1972, Москва) Актер, режиссер, художник. Народный артист СССР (1948). Родом из актерской семьи. Пришел в Художественный театр из его Четвертой студии (1924). Великолепные данные «героя-любовника» (князь Шаховской в «Царе Федоре», Кассио в «Отелло») Ливанов соединял с вкусом к плотной и яркой характерности, с юмористической изобретательностью, с сочным комизмом и даже шаржем (Аполлос, «Унтиловск» Леонова, 1928; поэт Емельян Черноземный в водевиле Катаева «Квадратура круга», 1928; Ноздрев, «Мертвые души» по Гоголю, 1934). Имел успех в роли аспиранта-выдвиженца, вчерашнего пастуха Кимбаева («Страх», 1931), в котором находил что-то от Ломоносова, что-то от Калибана. Ему давались разнообразные варианты народного характера, сформированные революцией: героико-комедийная роль матроса Шванди («Любовь Яровая», 1936), лирико-героическая роль матроса Рыбакова («Кремлевские куранты», 1942). Лучшей работой артиста стал Соленый («Три сестры», 1940): Немирович-Данченко помог вписать в безупречно ансамблевый спектакль вылепленную им причудливую и мрачную фигуру. Были найдены и острота внешнего рисунка, и неподдельность искривленных чувств, и бедность душевного содержания при сильной натуре. Сложные и противоречивые данные этого крупного артиста требовали точного режиссерского использования. После смерти Немировича-Данченко и Сахновского остался неосуществленным замысел «Гамлета». Перечень последующих ролей (Астров, «Дядя Ваня», 1947; Рубцов, «Зеленая улица», 1948; Трубников, «Чужая тень», 1949; Линьков, «Хозяин», 1961, и др.) расходится с перечнем творческих удач. В выборе ролей для Ливанова слишком часто шли от его имиджа мощного и капризного человека, оригинального русского гения. Этот образ и варьировался (подчас с успехом, подчас нет) в ролях Ломоносова («Ломоносов» Вс. Иванова, 1953), профессора Забелина (вторая редакция «Кремлевских курантов», 1956), Егора Булычова (1963), Потемкина (фильм «Адмирал Ушаков», 1950). Как режиссер и художник Ливанов принимал участие в ряде работ МХАТ («Наша молодость», «Фронт», «Ломоносов», «Хозяин»). Был среди первых, кто в советские годы стремился вернуть на сцену Достоевского («Братья Карамазовы», 1960, роль Дмитрия). И. Соловьева Пресса Громовый Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 8.05.2024 Телеверсия спектакля «Егор Булычов и другие» и рассказ Бориса Любимова о постановке, Культура.РФ, 4.06.2020 «Наш иллюзион»: Борис Ливанов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.06.2020 «Художественный театр. История в фотографиях»: Борис Ливанов vs Олег Ефремов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 27.04.2020 Борис Ливанов — еще и шаржист, Екатерина Шитикова, Вечерняя Москва, 4.06.2014 В Москве впервые представлены карикатурные работы советского актера Бориса Ливанова, ИТАР-ТАСС, 4.06.2014 Выставка картин актера МХАТа Ливанова пройдет в музее Станиславского, видеосюжет телекомпании «Мир 24», 31.05.2014 Как уходили кумиры. Борис Ливанов, телеканал ДТВ, 2005 Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004 Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие», Гостелерадиофонд, 1964 Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись 1962 года), Старое радио, 1962 «Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» 1934 г. Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, запись зал ДА ВТО 13.10.52г. Театрология (Старое радио), 13.10.1952 «Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО), Театрология (Старое радио), 13.08.1952 |