Борис Николаевич Ливанов
Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат Сталинских премий
(25.4.1904, Москва — 22.9.1972, Москва)
Актер, режиссер, художник. Народный артист СССР (1948).
Родом из актерской семьи. Пришел в Художественный театр из его Четвертой студии (1924). Великолепные данные «героя-любовника» (князь Шаховской в «Царе Федоре», Кассио в «Отелло») Ливанов соединял с вкусом к плотной и яркой характерности, с юмористической изобретательностью, с сочным комизмом и даже шаржем (Аполлос, «Унтиловск» Леонова, 1928; поэт Емельян Черноземный в водевиле Катаева «Квадратура круга», 1928; Ноздрев, «Мертвые души» по Гоголю, 1934). Имел успех в роли аспиранта-выдвиженца, вчерашнего пастуха Кимбаева («Страх», 1931), в котором находил что-то от Ломоносова, что-то от Калибана. Ему давались разнообразные варианты народного характера, сформированные революцией: героико-комедийная роль матроса Шванди («Любовь Яровая», 1936), лирико-героическая роль матроса Рыбакова («Кремлевские куранты», 1942).
Лучшей работой артиста стал Соленый («Три сестры», 1940): Немирович-Данченко помог вписать в безупречно ансамблевый спектакль вылепленную им причудливую и мрачную фигуру. Были найдены и острота внешнего рисунка, и неподдельность искривленных чувств, и бедность душевного содержания при сильной натуре.
Сложные и противоречивые данные этого крупного артиста требовали точного режиссерского использования. После смерти Немировича-Данченко и Сахновского остался неосуществленным замысел «Гамлета». Перечень последующих ролей (Астров, «Дядя Ваня», 1947; Рубцов, «Зеленая улица», 1948; Трубников, «Чужая тень», 1949; Линьков, «Хозяин», 1961, и др.) расходится с перечнем творческих удач.
В выборе ролей для Ливанова слишком часто шли от его имиджа мощного и капризного человека, оригинального русского гения. Этот образ и варьировался (подчас с успехом, подчас нет) в ролях Ломоносова («Ломоносов» Вс. Иванова, 1953), профессора Забелина (вторая редакция «Кремлевских курантов», 1956), Егора Булычова (1963), Потемкина (фильм «Адмирал Ушаков», 1950).
Как режиссер и художник Ливанов принимал участие в ряде работ МХАТ («Наша молодость», «Фронт», «Ломоносов», «Хозяин»). Был среди первых, кто в советские годы стремился вернуть на сцену Достоевского («Братья Карамазовы», 1960, роль Дмитрия).
И. Соловьева
Актер, режиссер, художник. Народный артист СССР (1948).
Родом из актерской семьи. Пришел в Художественный театр из его Четвертой студии (1924). Великолепные данные «героя-любовника» (князь Шаховской в «Царе Федоре», Кассио в «Отелло») Ливанов соединял с вкусом к плотной и яркой характерности, с юмористической изобретательностью, с сочным комизмом и даже шаржем (Аполлос, «Унтиловск» Леонова, 1928; поэт Емельян Черноземный в водевиле Катаева «Квадратура круга», 1928; Ноздрев, «Мертвые души» по Гоголю, 1934). Имел успех в роли аспиранта-выдвиженца, вчерашнего пастуха Кимбаева («Страх», 1931), в котором находил что-то от Ломоносова, что-то от Калибана. Ему давались разнообразные варианты народного характера, сформированные революцией: героико-комедийная роль матроса Шванди («Любовь Яровая», 1936), лирико-героическая роль матроса Рыбакова («Кремлевские куранты», 1942).
Лучшей работой артиста стал Соленый («Три сестры», 1940): Немирович-Данченко помог вписать в безупречно ансамблевый спектакль вылепленную им причудливую и мрачную фигуру. Были найдены и острота внешнего рисунка, и неподдельность искривленных чувств, и бедность душевного содержания при сильной натуре.
Сложные и противоречивые данные этого крупного артиста требовали точного режиссерского использования. После смерти Немировича-Данченко и Сахновского остался неосуществленным замысел «Гамлета». Перечень последующих ролей (Астров, «Дядя Ваня», 1947; Рубцов, «Зеленая улица», 1948; Трубников, «Чужая тень», 1949; Линьков, «Хозяин», 1961, и др.) расходится с перечнем творческих удач.
В выборе ролей для Ливанова слишком часто шли от его имиджа мощного и капризного человека, оригинального русского гения. Этот образ и варьировался (подчас с успехом, подчас нет) в ролях Ломоносова («Ломоносов» Вс. Иванова, 1953), профессора Забелина (вторая редакция «Кремлевских курантов», 1956), Егора Булычова (1963), Потемкина (фильм «Адмирал Ушаков», 1950).
Как режиссер и художник Ливанов принимал участие в ряде работ МХАТ («Наша молодость», «Фронт», «Ломоносов», «Хозяин»). Был среди первых, кто в советские годы стремился вернуть на сцену Достоевского («Братья Карамазовы», 1960, роль Дмитрия).
И. Соловьева
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Чайка (1968) | Постановка и режиссура | Постановка и режиссура Борис Ливанов | 25 дек 1968 |
| Ночная исповедь | Постановка и режиссура | Постановка и режиссура Борис Ливанов | 23 мар 1967 |
| Тяжкое обвинение | Постановка и режиссура | Постановка и режиссура Борис Ливанов | 24 мар 1966 |
| Чти отца своего | Руководитель постановки | Руководитель постановки Борис Ливанов | 14 дек 1965 |
| Егор Булычов и другие (1963) | Режиссёры Борис Ливанов, Иван Тарханов | 28 дек 1963 | |
| Хозяин | Постановка и режиссура | Постановка и режиссура Борис Ливанов | 17 окт 1961 |
| Братья Карамазовы (1960) | Постановка и режиссура Борис Ливанов, Павел Марков, Василий Марков | 09 апр 1960 | |
| Ломоносов | Постановка и режиссура Борис Ливанов , Режиссёр Василий Марков , Режиссёр-ассистент Николай Шелонский , | 14 мая 1953 | |
| Чужая тень | Трубников Сергей Александрович | Режиссёр Александр Карев , Постановка Михаил Кедров , | 21 дек 1949 |
| Фронт | Режиссёр | Режиссёр Борис Ливанов | 07 ноя 1942 |
| Мольер | Режиссёр-ассистент | Режиссёр-ассистент Борис Ливанов | 15 фев 1936 |
Галерея
Галерея
Пресса
-
Громовый Ливанов
-
Телеверсия спектакля «Егор Булычов и другие» и рассказ Бориса Любимова о постановке
-
«Наш иллюзион»: Борис Ливанов
-
«Художественный театр. История в фотографиях»: Борис Ливанов vs Олег Ефремов
-
-
Борис Ливанов — еще и шаржист
-
В Москве впервые представлены карикатурные работы советского актера Бориса Ливанова
-
Выставка картин актера МХАТа Ливанова пройдет в музее Станиславского
-
Как уходили кумиры. Борис Ливанов
-
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов
-
Радиопостановка спектакля «Егор Булычов и другие»
-
Радиоверсия спектакля Бориса Ливанова «Братья Карамазовы» (запись
-
«Я с комариком плясала» и «Ах гуляй млада до поры» песенный дуэт из спектакля «Гроза» Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов
-
«Гроза», 3 акт. 2 сц. Овраг. Катерина К. Еланская, Варвара О. Андровская, Кудряш Б. Ливанов, Борис С. Г. Яров (Зал ДА ВТО)
-