Имена

Памяти Елены Майоровой

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 23.05.2020


Сегодня мы хотим вспомнить Елену Майорову. В Музее МХАТ нашли уникальную запись спектакля Олега Ефремова «Три сестры», где она играет Машу, и это архивное видео 1997 года никогда не демонстрировалось. Сегодня вечером вы сможете его увидеть.
Через неделю, 30 мая, день рождения Елены Майоровой — ей бы исполнилось 62, но вот уже почти 23 года ее нет на свете. Это целая жизнь, людей, даже самых известных, забывают за сроки намного более короткие, но Елену помнят. И любят, снова и снова пересматривают фильмы с ее участием, думают над линией ее короткой судьбы.
Олег Павлович Табаков, который принял Майорову на свой курс в ГИТИС, говорил, что она в своих ролях «поразительно и последовательно собирает перламутр женской беды». И что в подлинности воспроизведения страданий женской души и тела нет ей равных.
Он эту подлинность в высокой нескладной и странной девушке из Южно-Сахалинска разглядел сразу – в отличие от других педагогов театральных вузов, куда она тоже поступала и куда ее не приняли. Пришлось Елене, чтобы как-то остаться в Москве, идти в строительное ПТУ, получать специальность изолировщицы труб. К Табакову она пришла лишь через год, и он стал первым мэтром театрального мира, который в нее поверил. 
Еще одним был Ефремов. Олега Николаевича восхищал острый, с трагическим отсветом дар Майоровой. Этот дар вдохновлял его, он был в нее влюблен – как в актрису и, возможно, как в женщину. Позволял ей идти во мхатовских ролях от себя – Елена рассказывала в интервью, что даже в Нине Заречной она играла девчонку с Сахалина, которая мечтает стать актрисой. И это после утонченной Анастасии Вертинской, первой исполнительницы роли Нины в спектакле Ефремова «Чайка». Вот был контраст.
Ее собственный нервный ток ощущался и в Маше в «Трех сестрах», которую буквально переламывало пополам от любви к Вершинину, от невыносимости потери этой любви. И в спектакле «Тойбеле и ее демон», где возник незабываемый дуэт Майоровой и Сергея Шкаликова, столь же талантливого, столь же на пределе жившего и так же рано ушедшего.
В начале 90-х в интервью Вадиму Вернику Майорова как будто предсказала свою страшную гибель. Она прочитала готовый вариант интервью, которое ей принес журналист, и сказала, что хочет переделать финал, что чего-то ей не хватает. И от руки написала на листке: «Самое трудное для меня – жить в согласии с собой. В редкие периоды душевного равновесия у меня нет сомнений в правильности моего выбора. У меня много работы – значит, я кому-то нужна. Тогда я чувствую себя счастливой. Тогда я согласна гореть, сгорать, не замечая трудностей. Кстати, “Елена” в переводе с греческого означает “факел”. Я бы хотела быть достойной своего имени».
Пресса
Памяти Елены Майоровой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 23.05.2020
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Елены Майоровой, видеосюжет телеканала «Культура», 30.05.2013
Живой факел, Елена Ямпольская, Известия, 27.08.2007
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997