Имена

Чехов в роли Беккета

Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Жизнь русская есть стирание всех и всяческих граней — между умственным и физическим, мужественным и женственным, Чеховым и Беккетом. Как в себя вглядишься: ну абсурд же, абсурд! Льзя ли жить этакой абстракцией?! Нет, нельзя.

То-то Иванов в премьере МХТ стреляется раз семь в ходе спектакля. И истребляет себя надежно: нет больше в России таких людей. Об этом и речь.

Декорация Александра Боровского лаконична и хороша. Синие сумерки, белая ограда: усадебный стиль переходит в лжеампир сталинского дома отдыха — все зябнет, гибнет, но кое-как еще держится. Сцена завалена срубленными деревьями, и никто их не замечает: герои бродят в буреломе кругляка и пней, как в естественной среде обитания. 

Иванов Андрея Смолякова сдержан. Благороден. Мягок до оторопи. Не он ломает жизни — его тянут в водоворот головных, надуманных, вычитанных страстей. Тут Сарра (Наталья Рогожкина) и Сашенька (Наташа Швец) — сестры. Только с разницею в пять лет.

«…Жизнь стройте по шаблону. Чем серее и монотоннее фон, тем лучше. …Да хранит вас Бог от всевозможных рациональных хозяйств, необыкновенных школ, горячих речей… Запритесь себе в свою раковину и делайте свое маленькое, Богом данное дело… Это теплее, честнее и здоровее. А жизнь, которую я пережил, — как она утомительна!» — говорит Иванов доктору Львову (Павел Ворожцов). В спектакле Юрия Бутусова текст пьесы изрядно перетасован, и эти слова звучат перед финалом. Но ведь они — ключевые.

Иванов слишком глубоко смотрел. Слишком тонко чувствовал. Спрашивал с себя — но другим сострадал до потери здравого смысла, до утраты рефлексов самозащиты. И весь N-ский уезд, зачем-то приняв тот же кодекс, простительный лишь поэту, подражал, как умел. Оттого вместо фабрики умеренных и аккуратных судеб, инкубатора капиталов средней руки, надежных врачей, честных судей, товарного хлеба и строевого леса — уезд и стал палатой № 6 для лиц обоего полу. «Принципы, Шопенгауэр» не по плечу мирным людям: абсурд дышит в каждой их реплике, трезвой и пьяной, мужской и женской.

А альтернатива-с Иванову? Вот Зюнюшка Лебедева — разумный человек с четкой целью, с «маленьким, Богом данным делом»: скопить миллион. Ее играет в МХТ Полина Медведева: и в оптике хорошей актрисы персонаж укрупняется, кажется единственным данным в ощущении N-скому уезду антиподом Иванова. Веселый выбор, однако…

«В электричестве и паре больше любви к людям, чем в неядении мяса и непротивлении…» — записал Чехов после визита к Л. Н. Толстому. Самый трезвый русский классик, он все понимал о наших порывах, мятежах и беззаконных любовях. Но слишком талантливый для диагноста, написал обреченные сады, колонны, людей — в их красоте.

«Иванов» в МХТ несет и обаяние, и нежизнеспособность «прежней России».

Он сделан тонко. Сыгран качественно. Но как все-таки устали от бессмертия пять чеховских пьес, что являются на сценах с регулярностью фамильных привидений! И ведь не факт, что от них отступятся и после 150-летия автора, имеющего быть 26 января 2010 года. Ведь другого столь трезвого семейного психоаналитика у России все равно нет.
Пресса
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
Спасти фарфорового кролика, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013
МХТ представляет премьеру «Начнем все сначала», видеосюжет телеканала «Москва 24», 20.04.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
Каренин не по расписанию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.03.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Каренин в версии Сигарева в МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Галахова, Weekend РИА-Новости, 17.02.2012
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Полина Медведева. Судьба актрисы — свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007
И учителя любить умеют, Ольга Галахова, Независимая газета, 13.11.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер