Имена | Для царейЛариса Давтян, Новое время, 11.11.2001 «Антигона» Жана Ануя своеобразный аккорд в обновляющейся программе чеховского МХАТа. Приглашаются постановщиком спектакля такая харизматическая личность, как режиссер БДТ Темур Чхеидзе, сценографом художник мирового масштаба Георгий Алекси-Месхишвили, исполнителями трех центральных ролей выдающийся грузинский артист Отар Мегвинетухуцеси на роль царя Креонта, на роль его сына Гемона звезда «Табакерки» Виталий Егоров и ведущая актриса того же театра Марина Зудина на заглавную роль. Ей-то в этом раскладе сложнее других. Ведь неизбежно приходится доказывать право на солирующую партию личным потенциалом, а не причиной ближайшего родства с мхатовским художественным руководителем.Признаться, Зудиной свое самоутверждение при всем фанатизме ее героини удается вести в деликатных рамках сдержанности. Впрочем, к тому обязывает внутренняя сосредоточенность режиссуры, присущей Темуру Чхеидзе. Как все-таки спектакль похож на своего режиссера! Действо внешне неспешно, погружено в задумчивость, решено в стилистике минимализма. Из выразительных средств ненавязчиво используется негромкий, но пронизывающий эмоциональный камертон щемящей камерной музыки Джонатана Ли. Камерно и само пространство спектакля большая часть мхатовской сцены отдана амфитеатру зрительских рядов, в центре которых ютится статичный островок заведомо известной трагедии. Ничто не отвлекает зрительское внимание от проникновения в философские глубины текста, который Чхеизде уже прочитывал сценически дважды с грузинской труппой и в БДТ. Пришло время и МХАТу испытать тонкий курс жанра чистой трагедии. Похоже, для режиссера эстетика наслаждения этим жанром сродни высокой культуре дегустации букета «драгоценных вин». Поэтому и о самом спектакле хочется говорить как о чисто художественном явлении, побуждающем переживать не трагизм противоборства семейных морально-нравственных устоев в лице Эдиповой дочери Антигоны с ужесточенной государственной законностью в лице царя Креонта, а артистизм и нерв воплощения трагизма. Не на это ли провоцирует и собственно авторский взгляд Ануя (позаимствовавшего сюжет у Софокла) на театральный феномен трагедии, когда он предуведомляет своего зрителя: «Трагедия дело чистое, верное, она успокаивает Прежде всего, тут все свои. В сущности, ведь никто не виноват! Не важно, что один убивает, а другой убит. Кому что выпадет. Трагедия успокаивает, прежде всего, потому, что знаешь: нет никакой надежды, даже самой паршивенькой; ты пойман, пойман, как крыса в ловушку, небо обрушивается на тебя, и остается только кричать не стонать, не сетовать, а вопить во всю глотку то, что хотел сказать, что прежде не было сказано и о чем, может быть, еще даже не знаешь. А зачем? Чтобы сказать об этом самому себе, узнать об этом самому. В драме борются, потому что есть надежда выпутаться из беды. Это неблагородно, чересчур утилитарно. В трагедии борьба ведется бескорыстно. Это для царей». И еще понимаешь на спектакле Чхеидзе, что это для царей сцены таких, как Отар Мегвинетухуцеси, рядом с талантом которого партнеры постигают двойной эффект своей актерской экзистенции: играя трагедийные страдания, проживают благостные минуты радости вдохновения. Пресса Он человеком был, Олег Табаков, Российская газета, 13.05.2013 Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001 Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.11.2001 Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001 Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001 Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001 Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001 От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001 Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001 Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001 Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001 Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001 Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001 |