Имена

Играй, а то проиграешь

Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Новое театральное поколение, обретавшееся поначалу на маргинальных площадках, медленно, но верно совершает экспансию на академические сцены Москвы. Теперь под витальным напором Кирилла Серебренникова пала одна из главных цитаделей русского театра — основная сцена МХАТа. Серебренников поставил «Мещан».

Первая мысль, которая приходит в голову после просмотра мхатовских «Мещан», — не о Серебренникове — о нем в свой черед, — о Горьком. Ну и драматург! Как вылеплены характеры, как выстроены отношения, как выписаны персонажи фона! Вот случай, когда судьба страны, биография автора, идеологические шоры — и его, и наши собственные — заслонили драматургический талант. Таких пьес во всем мировом репертуаре раз-два и обчелся. И, главное, большинство из них — классика замусоленная, ставленная-переставленная. В случае с «Мещанами» кроме великого спектакля Товстоногова и собственно мхатовского спектакля 1902 года, о котором написано в учебниках, больше ничего значимого не назовешь. И это важно. Есть возможность ставить пьесу, как ставят новый текст, — не вступая в диалог с предшествующей традицией. Стоит сразу же назвать несколько безусловных удач на этом пути: алкоголика-резонера Тетерева в исполнении хитроватого богатыря русской сцены Дмитрия Назарова, постоялицу Елену, эдакую обольстительную оторву, сильно и смело сыгранную Евгенией Добровольской, и - отдельно, со многими восклицательными знаками — изумительную Аллу Покровскую в роли старухи Бессеменовой, трогательной хлопотуньи, безуспешно пытающейся спасти домочадцев друг от друга. Впрочем, возможность поставить старый текст, как новый, — вряд ли главная причина обращения Серебренникова к «Мещанам». Есть магнит попритягательнее.

У Горького речь идет о такой вечной и сиюминутной вещи, как конфликт поколений. В пьесе он социально окрашен — это прямой конфликт отцов (сословных мещан) и детей, пытающихся за рамки сословия выпрыгнуть. Постановщик спектакля Кирилл Серебренников тоже оказался в нынешнем раскладе средоточием поколенческого конфликта, но не социального, а скорее театрального. Для немалой части культурного сообщества именно Серебренников — безбашенный радикал, готовый сбросить с парохода современности то, что было нам в театре дорого и свято, а взамен предложить пшик на палочке. Поставив Горького с артистами МХАТа, он словно пытается доказать, что это наивное представление о нем — не более чем наивное представление: с парохода современности он никого сбрасывать не собирается — пусть все едут, пряники жуют.

Андрей Мягков, просто, без напора, но очень убедительно сыгравший старика Бессеменова, меньше всего играет деспотизм. Скорее недоумение, граничащее с отчаянием: отчего же все разваливается, ведь вроде бы так крепко построил? Есть в его доме легкая такая советчинка: тут расплачиваются деньгами советского образца, закрывают на газетку двери платяного шкафа, носят меховые воротники и шапочки из каракульчи. Если это и мещанство, то мы все из него родом. И Серебренников ясно отдает себе отчет в этом родстве. К бунту он, вопреки ожиданиям, явно не склонен. Еще меньше склонны к нему дети Бессеменовых. Уж слишком они легкомысленны для ремесла такого. Только и делают, что веселятся да дурачатся.

Прогрессивный Нил окружен у Серебренникова не революционерами и народолюбцами, а какими-то участниками самодеятельности, явно путающими сцену и реальность. Под аккомпанемент сидящего на сцене живого оркестрика («Пан-квартет» Владимира Панкова) эта театральщина врывается в дом Бессеменовых и беззастенчиво проникает в его поры и щели. Все у молодых обитателей этого дома происходит на высоком градусе, но все не всерьез. Они и в любви объясняются, как в «кошки-мышки» играют, и сами на каких-то зверушек похожи. Служанка Степанида (юркая Мария Зорина) — на мышку-норушку, Нил (коренастый Алексей Кравченко) — на бычка, Татьяна (статная Кристина Бабушкина) — на печальное парнокопытное. Удушливой атмосферы, столь важной для пьесы Горького, в спектакле нет. Даже нависшая над домом смерть не может остановить оглушительную театральную круговерть. Что наша ж-и-изнь?! — Игра!

Это отношение к жизни, как к очень интересной и иногда захватывающей игре, и есть главный камень преткновения. Старик Бессеменов может быть в этом спектакле и мягок, и человечен, но представить его ироничным и дурачащимся невозможно. Все предписания и нормы (как за стол садиться, как замуж выходить, как сахар колоть), которые для детей всего лишь правила игры, для него составляют смысл существования. Собственно, в конфликте, стоящем за пределами этого спектакля, та же история. Ибо в нынешнем театральном раскладе ясно противопоставлены две парадигмы:

1. В искусстве есть некие нормы, которые нельзя нарушать.

2. Искусство существует вне всяких норм. Все ко всему можно приспособить, если все перевести в игру. Подробное проживание роли вполне совместимо и с почти эстрадной эксцентрикой, и с доморощенным символизмом. Захотим — добавим и горсть мистики. Захотим — щепотку гротеска.

Незадолго до премьеры Серебренников так сформулировал смысл своей постановки: мол, старики будут жить у него по законам психологического театра, а молодым достанется авангард. На самом деле тут совсем другой конфликт — между стилем, вне которого старшее поколение не мыслит свое театральное бытие, и нынешним многостильем. Это самое многостилье (в одежде, в дизайне, в искусстве) вообще есть знак времени, и словом «авангард» его не обзовешь. Ибо авангардист, как и революционер, всегда хочет поменять одни правила на другие, свято веря в важность этих самых правил. Серебренников верит в то, что придумывание правил — тоже игра. Он стал едва ли не главной фигурой нынешнего театрального поколения именно потому, что овладел цветистым многостильем лучше и бесстрашнее других. Твердо усвоил главную заповедь наших дней: не принимай стиль жизни за ее смысл. Играй, а то проиграешь.
Пресса
В Москве простились с актером Андреем Мягковым, видеосюжет Первого канала, 20.02.2021
Друзья и коллеги вспоминают Андрея Мягкова…, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2021
В Москве простились с Андреем Мягковым, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2021
Прощай, мастер: Мы потеряли что-то доброе и светлое, София Сачивко, Свободная пресса, 20.02.2021
Прощание с Андреем Мягковым. Фоторепортаж, Наталья Мущинкина, Московский комсомолец, 20.02.2021
Прощание и похороны Андрея Мягкова: онлайн-трансляция, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 20.02.2021
Андрея Мягкова похоронили на Троекуровском кладбище, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 20.02.2021
На прощании с Андреем Мягковым раскрыли его главную семейную тайну, Александр Трегубов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.02.2021
Андрея Мягкова проводили в последний путь аплодисментами, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 20.02.2021
Памяти Андрея Мягкова, Татьяна Петренко, Театрал, 20.02.2021
Друзья Андрея Мягкова объяснили, почему он ушел из театра, видеосюжет телеканала «Россия 1», 18.02.2021
Авангард Леонтьев об Андрее Мягкове, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 18.02.2021
Последний романтик: умер Андрей Мягков, Владислав Крылов, Сергей Сычев, Наталья Васильева, Зоя Игумнова, Евгений Авраменко, Известия, 18.02.2021
Лучшая версия нас. Умер Андрей Мягков, Павел Сурков, РИА «Новости», 18.02.2021
О чем молчит Андрей Мягков, Магнитогорский металл, 21.12.2018
«Играть с ним одно удовольствие. ..», Татьяна Петренко, Театрал, 8.07.2018
Андрей Мягков: «У меня в жизни всё странно!», Екатерина Таранова, KM.ru, 8.07.2018
Андрей Мягков отмечает 80-летие, видеосюжет телекомпании НТВ, 8.07.2018
Актер Андрей Мягков отмечает юбилей, видеосюжет Первого канала, 8.07.2018
Любимец нации. Андрею Мягкову – 80!, Филипп Марков, Babr24.com, 8.07.2018
Баловень «…судьбы», Николай Ирин, Культура, 6.07.2018
Интеллигент с большой буквы, Дмитрий Брусникин, Известия, 6.07.2018
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
Скромное обаяние Мягкова: народный артист отмечает юбилей, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 8.07.2013
Андрей Мягков празднует 75-летие, Татьяна Петренко, Театрал, 8.07.2013
Биография Андрея Мягкова, РИА Новости, 8.07.2013
«Ретро» Мягкова всегда в моде, Татьяна Гущина, GorodLip.ru, 7.05.2013
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997