Имена

Мировая премьера спектакля «Мистерион»

Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
К. ЛАРИНА: 10 часов 35 минут. Мы продолжаем программу «Все на выход». К нам присоединяется наш гость — Теодор Курентзис, дирижер. Доброе утро, Теодор.

Т. КУРЕНТЗИС: Здравствуйте!

К. ЛАРИНА: Я напомню, по какому поводу Теодор к нам пожаловал: фестиваль «Территория» завершается сейчас в Москве. Теодор является одним из учредителей фестиваля, членом арт-дирекции, оргкомитета. В качестве завершения фестиваля завтра в концертном зале Чайковского будет представлен спектакль «Мистерион». Вот о том, что это такое, Теодор, надеюсь, сейчас нам расскажет.

Т. КУРЕНТЗИС: Изначально хочу сказать, что музыка, как и все искусства, своим рождением, своим основанием была ритуальным искусством. Тот же самый театр — это вид лечебницы: люди ходили в театр. Люди имели психический курорт, и театр помогал в совершении этого, поэтому и называется амфитеатр, потому что он не закроется, а «амфи» — это вопрос, который находит отражение в бесконечности. Беда наших времен — это беда Ренессанса, постренессанса: искусство и музыка стали в употреблении, потеряли свою ритуальность. Этот проект — какая-то моя детская мечта, это произведение исполнялось пару раз только, потому что очень сложно сочетаются ритуальный театр, музыка, мертвые языки (я имею в виду языки, который сейчас неактуальны: древнегреческий, древненемецкий). Было сделано так, чтобы люди ходили на этот спектакль не как зрители, а как пассажиры транспорта, который нас отвезет из одной точки в другую: из биологической точки существования в духовную точку желаемого. Наша задача очень сложная завтра, потому что мы это посвящаем Мейерхольду, который тоже имел дело с мистерией в театре, с ритуальностью. Зал Чайковского — это его помещение. 

К. ЛАРИНА: А по жанру это как можно определить? Что это такое? Потому что там все есть.

Т. КУРЕНТЗИС: Это мистерия. Там актеры поют. Мы это делаем с правильными просодиями греческими. Даже греки сейчас, актеры и актрисы в Греции, которые не поют, а читают или играют, это неправильно, потому что актеры должны петь в этой трагедии древним языком. Вот Алла Казакова и Елена Морозова это делают. Это очень сложно. Слава богу, что я по-древнегречески говорю.

К. ЛАРИНА: А там, кстати, есть группа актеров драматических (чтобы наши слушатели понимали) и группа вокалистов.

Т. КУРЕНТЗИС: Это удивительная команда. У нас восемь девушек вокалисток, которые никогда не встретились вместе на сцене, потому что они все — первые партии. И вот каждая из них изображает Сивиллу, которая совершает ритуал перед концом света. Эта музыка — конец света. И в этом тоже есть команда актеров замечательных.

Т. ПЕЛИПЕЙКО: Вот где Вы их брали? Потому что более или менее понятно с вокалистами, музыкантами: это Ваш круг, Вы их знаете. Вы сразу сказали: всех девушек, которых я хотел собрать, я собрал. Это было не так просто, но Вы знали, кого Вы хотите. А как Вы искали драматических актеров?

Т. КУРЕНТЗИС: У нас был большой ряд фамилий драматических актеров, которые должны были участвовать. Очень многие испугались. Самые смелые согласились. Вот с Кириллом Серебренниковым искали, потому что в принципе сложно найти людей, которые не просто хорошие актеры, но те, которые могут подключиться к непривычному жанру, в котором нет опыта у русских актеров. Я счастлив, что удалось такую команду найти. Не просто было, но сейчас это все идет хорошо. Женя Миронов, Алла Казакова?

К. ЛАРИНА: Сергей Медведев, Алексей Жеребцов, Валерий Петров, Данила Поляков.

Т. КУРЕНТЗИС: Елена Морозова.

К. ЛАРИНА: Я тоже хочу напомнить, что уже было упомянуто имя Кирилла Серебреникова — он является режиссером этого спектакля.

Т. КУРЕНТЗИС: Да, мы вместе думали, ЧТО это должно быть. Это, конечно, может показаться радикальным решением, это необычно. Это не спектакль — это ритуал.

В. РАММ: Скажите, пожалуйста, вот такое грандиозное действо — и что, только один раз? Это будет как-то сниматься хотя бы несколькими камерами, чтобы оставить это для истории, для вас — для совершенствования? Или это будет как-то гастролироваться, по крайней мере в Грецию?

К. ЛАРИНА: Или в Новосибирск?

В. РАММ: Потому что жалко: столько усилий!

Т. ПЕЛИПЕЙКО: Или, наконец, видео.

Т. КУРЕНТЗИС: Я вам скажу: в этом проекте из Новосибирска участвуют только три человека. Участвует примадонна Новосибирского оперного театра Вероника Джиоева — по моему мнению, лучшая певица Европы в этот момент. Татьяна Смыслова на фортепиано играет, и Теодор Курентзис дирижирует. Больше людей из Новосибирска нет. Причем здесь артистов как таковых нет: не ни одной скрипки, ни альта, ни виолончели. Там 8 труб, 8 валторн, 8 кларнетов, 8 пикколо, 10 контрабасов, 52 ударных инструмента. Это не исполняется каждый день, потому что собрать это очень тяжело. Продюсер этого проекта, бедный Григорий Папиш, каждый день я его вижу бледным. Можете представить, почему это не исполняется даже в Германии?!

В. РАММ: Но будет это сохранено для истории?

Т. КУРЕНТЗИС: Очень надеюсь, потому что очень обидно: это адская работа.

В. РАММ: Так, может, продюсер ответит?

Г. ПАПИШ: Думаю, что мы попробуем это все для истории зафиксировать. Надеюсь, что у нас это получится: и аудио, и видео.

К. ЛАРИНА: А есть вообще аналоги в мире? Такое пробовали делать?

Т. КУРЕНТЗИС: В 1976 году и в 1974 году в Зальцбурге была премьера и в Мюнхене. Два раза только — и все. И они неправильно делали, потому что практически они взяли расшифровку Эразмуса, и они неправильно переносят.

В. РАММ: А языком кто с актерами занимается? Вы?

Т. КУРЕНТЗИС: Конечно.

(общий возглас изумления)

В. РАММ: Дополнительно, кроме театра, еще и филология!

Т. КУРЕНТЗИС: А я учился.

К. ЛАРИНА: Можете процитировать нам что-нибудь, чтобы мы поняли, что это?

Т. КУРЕНТЗИС: Я вам процитирую молитву для сна, которую сам Орфей писал, из орфических гимнов [произносит текст молитвы на древнегреческом языке].

Т. ПЕЛИПЕЙКО: А сто лет назад это учили в гимназии, между прочим!

В. РАММ: А как Вы боретесь с акцентом?

Т. КУРЕНТЗИС: Вот вчера, когда репетировали Лена Морозова и Вероника Джиоева, у меня просто было ощущение, что я слышу греков. Удивительно, но очень мощно, по-моему. Женя Миронов все это играет на латинском, на немецком. Понимаете, переключаться с языками придется внутри: он идет на трех языках — древнегреческий, древненемецкий, латинский. 

В. РАММ: А как же зритель будет? У нас же зритель все хочет понимать! Там будет какая-то строка цифровая или буклеты?

Т. КУРЕНТЗИС: Там будет бегущая строка.

К. ЛАРИНА: Вы говорили, что это больше ритуал, чем некое действо сценическое. В чем смысл ритуала? Вы в начале сказали по путешествие из мира материального в мир духовный. Хочется тогда понимать, что это путешествие в один конец. С чем человек должен выйти после этого ритуала?

Т. КУРЕНТЗИС: Здесь очень важно понять, что есть такая легенда, что сивиллы, которые были жрицами Аполлона, не умерли — они до сих пор живут. Язычники до сих пор верят. Им 20 тысяч лет сейчас, и они где-то живут в каком-то виде. Есть люди, которые в это верят. В Афоне есть такая притча, что анахореты (пустынники) бессмертны и до сих пор живут. Есть тоже легенда, что 9 голых монахов, которые живут в пещере в Афоне и которых никто не видит, будут совершать последнюю службу, когда закончится этот мир. Это произведение, в принципе, об ухудшении ситуации в этом мире и разрешении быть в этом мире. Когда все будут просить о покаянии у бога и даже сам дьявол будет поклоняться и тоже просить покаяние, тогда бог будет в этом мире, чтобы вернуть землю к свету. Я должен сказать, что это произведение с такими метафорами, с таким потрясающим текстом, где мешается язычество, христианство и т.д., и т.д., соединяется так, потому что (мы этого не знаем, но я могу немножко рассказать) до VIII в. н.э. был такой церковный жанр, который назывался христианская драма. Роман Сладкопевец делал такую оперу «Христос Страдающий», где актеры в храме играли. Тогда пафос Христа, страсти Христа они просто играли. Взяли древнегреческие храмы и сверху построили православные храмы и посвятили Богородице. Взяли древнегреческие гимны, поменяли слова — и сделали православные гимны. Взяли театральный ритуал, форму хора, корифея, актера-протагониста и делали божественную службу. Это основа древнего театра. Нужды и вопросы людей как были в язычестве, так и в христианстве. Просто в христианстве есть определенные тезисы, а в язычестве просто нет. А вопросы были одинаковые. Поэтому Орф взял разные тексты из разных эпох и задает эти вопросы.

В. РАММ: У нас Орфа знают по знаменитой кантате «Кармина Бурана». Вот этот Орф чем отличается? Сложно будет зрителю, слушателю? Он, может, дома должен провести ритуал какой-то, послушать что-то, подготовиться? Потому что одно дело «Кармина Бурана», из которой делали шоу.

Т. КУРЕНТЗИС: В этом не виноват Орф. Если говорить о «Кармине Бурана», то это часть трилогии «Триумфы Афродиты». «Катулли кармина», например, очень радикальны. Он слышал Стравинского, ему очень понравилось, и он взял это произведение. Но это не имеет никакого отношения. Это очень радикальное, очень сложное произведение. Причем почти нет пения — мелодекламация. Очень потрясает это произведение, там очень большой объем оркестровый и хоровой.

К. ЛАРИНА: Я хочу воспользоваться редким случаем, когда Теодор у нас в гостях. Теодор — настоящий грек, хотя работает в России. 

Т. КУРЕНТЗИС: Сибирский грек.

К. ЛАРИНА: Да, сибирский грек, является главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета. Поскольку расписаны на много лет вперед планы, может быть какие-нибудь на этот сезон можно открыть Ваши творческие секреты? Что в ближайшее время мы еще увидим и услышим под Вашим руководством.

Т. КУРЕНТЗИС: По-моему много всего. Мы готовим «Дон Карлос» в Новосибирске. Мы ставим в Москве «Страсти по Матфею». Будем «Богему» здесь играть. Будем играть произведения Владимира Николаева, который один из любимых моих композиторов, будем Славу Артемова играть. Очень много всего. Потом я уезжаю в Опера Бастиль [Opera La Bastille] ставить там «Дон Карлос», потом в Сан-Франциско и приезжаю начинать этот сезон с «Макбет» Верди. С Дмитрием Черняковым мы его делаем в Новосибирске. А потом такой продакшн: мы делаем в Новосибирске, а потом они берут в Опера Бастиль.

В. РАММ: Мимо Москвы?

Т. КУРЕНТЗИС: Понимаете, из Новосибирска через Северный Полюс ближе в Париж. 

В. РАММ: Скажите, Вы успеваете при таком сильном режиме занятости читать, смотреть кино, слушать чужую оперу, чужую музыку, современную?

Т. КУРЕНТЗИС: Конечно. По моему мнению, в «Территории» представлена потрясающая группа российская. Дмитрий Чеглаков, знаете? Он просто потрясающий артист. Его выступление в рамках «Территории» было очень радикально, очень забавно.

В. РАММ: В Сан-Франциско симфонический оркестр сделал одно очень радикальное выступление с «Металликой». Замечательный был концерт, замечательные DVD. У Вас есть такие планы: соединить современную рок-музыку, допустим, с классической симфонической?

Т. КУРЕНТЗИС: Нет. Я считаю, что это плохой вкус: то, что было в Сан-Франциско. Вообще в Сан-Франциско консерваторы. И мне не очень этого хочется, честно сказать.

В. РАММ: Но как консерваторы, если они делали такой эксперимент с «Металликой»?

Т. КУРЕНТЗИС: «Металлика» — это мейнстрим, это не является андеграундом. А мне мейнстрим не интересен. А что делает Николаев: в «Пинк Флойд» когда-то сначала был таким гениальным светилом в роке Сид Баррет. Судьба такая, что он был закрыт на два года и невменяемым просто был. Он умер в прошлом году. Николаев собрал моменты из первого «Пинк Флойда», именно психоделический период, какие-то очень грустные психоделические фантазии. Здесь использованы специально такие инструменты, чтобы передать какой-то трепет душевный. Это интересно.

К. ЛАРИНА: Еще раз напомним, что завтра в Концертном Зале им. Чайковского завершается фестиваль «Территория» тем самым уникальным проектом: мистерией, ритуалом — «Мистерион», о котором рассказывал Теодор. Начало — в 20:00. Пользуясь случаем, хочу сказать, что сегодня вы еще можете попасть на мастер-класс замечательного британского театрального режиссера Деклана Доннеллана: сегодня в 19:00 в Театре Наций. Спасибо мы говорим Теодору Курентзису за то, что нашел время и к нам сюда пришел в гости. До встречи. Всегда рады Вас слышать и видеть.
Пресса
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
«Личный подход»: Евгений Миронов, Ольга Журавлева, Москва FM, 14.08.2020
«ТеатРалли».В столице прошел благотворительный велозабег, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2019
В МХТ прошел вечер-посвящение Александру Солженицыну, Анна Анфиногентова, Российская газета, 12.12.2018
В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018
Жизнь и игра Евгения Миронова, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.12.2016
И народные артисты, и артисты «из народа», Виктор Борзенко, Театрал, 13.06.2016
Олег Табаков отпраздновал 80-летие на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 22.08.2015
Олег Табаков отмечает юбилей, телеканал «Культура», 17.08.2015
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.09.2014
Два открытия и третье желание Олега Павловича, Анна Балуева, Комсомольская правда, 3.09.2014
Евгений Миронов в программе «Познер», Владимир Познер, Первый канал, 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
Черная мистерия, Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Введут в курс тела, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Новый взгляд на театр, Телеканал «Звезда», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Территория прекрасного, Юлия Черникова, Утро.ру, 3.10.2007
Евгений Миронов зовет на «Территорию», Ирина Шведова, Московская правда, 2.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Из «Спичек» возгорелся Чехов, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.09.2007
Театральная Мекка меняет адрес, Саша Маслова, Гудок, 1.06.2007
Быть лишь красивой — некрасиво, Любовь Лебедина, Труд, 11.04.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Страсти по театру наций, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.12.2006
МИРОНОВ здесь, МИРОНОВ там., Ольга Фукс, Культпоход, 12.2006
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, 29.11.2006
Евгений Миронов: Вижу над собой не потолок, а звезды, Мария Безрук, Татьяна Болотовская, Любовь Владимирова, Леонид Павлючик, Михаил Садчиков, Труд, 29.11.2006
Два юбилея Миронова, Арина Богдан, Радио «Культура», 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 29.11.2006
МИРОНОВ ЗДЕСЬ, МИРОНОВ ТАМ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Евгений МИРОНОВ: Дурачка могу сыграть только я!, Петр Шепотинник, Комсомольская правда, 23.11.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Турандот показала козу, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.06.2006
КОЗА В ФАТЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.06.2006
Принцесса быстрого реагирования, Роман Должанский, Коммерсант, 27.06.2006
Очаровательная спонтанность, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2006
Неправильная красавица, Александра Машукова, Искусство кино, № 6 за 2006 год, 06.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
НЕМАЯ РОЛЬ ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА, Ирина Данилова, СЕМЬ ДНЕЙ, 27.04.2006
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, 3.04.2006
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, 31.03.2006
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: «Хотел сыграть гада», Роман Широков, ВАШ ДОСУГ, 30.03.2006
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, 30.03.2006
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
?И ПЛЮСЫ, Павел Руднев, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
МИНУСЫ?, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
Евгений Миронов, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 10.2005
Театр не одного актера, Елена Михайлина, Московский комсомолец, 17.09.2005
Миронов скупает в Минске оружие, Олег Улевич, Комсомольская правда, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Я делаю Гамлета, а Гамлет делает меня, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005
Е. Миронов в поисках потрясений, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 6.04.2005
Гамбит Ольги Красько, Аглая Смирнова, Ваш досуг, 27.12.2004
Дамы и король, Андрей Возников, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Евгений Миронов: «Я борюсь до конца», Елена Груева, Ваш досуг, 15.10.2004
Актер года, Дмитрий Савельев, GQ, 10.2004
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, 10.09.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Сад кромешный, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.07.2003
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
Эти манящие огни рампы, Сергей Веселовский, Альянс, 10.1998
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993