Имена | Чувство глубокого удовлетворенияНаталия Каминская, Культура, 30.12.2004 МХТ им. А. П. Чехова выпускает на своей Большой сцене уже вторую комедию, причем едва ли не встык с первой. Месяца не прошло со дня премьеры «Тартюфа» в постановке Нины Чусовой, как Кирилл Серебренников уже готов веселить зрителя «Лесом» А. Н. Островского. Зал на предварительном просмотре спектакля (официальная премьера назначена на 6 января) был, конечно, специфический, все больше с прикусом и прищуром знатоков. Но хохот и от такого контингента исходил перманентный. Можно дофантазировать, что будет твориться на спектакле, когда в театр придет обычная публика.Кирилл Серебренников, ставящий классику, верен себе, ставящему классику. Это пояснение, думаю, важно, поскольку он едва ли не единственный из нового режиссерского поколения сохраняет интерес и вкус к новой драме и пьесы братьев Пресняковых в его постановках одна за другой обретают удачную и счастливую сценическую жизнь. Но когда Серебренников берется за классическую драматургию («Сладкоголосая птица юности» в Современнике, «Мещане» в МХТ, теперь вот «Лес»), начинаются вопросы. С эпохой действия пьесы она сдвинута ближе к календарному бытию наших современников. С артистами обязательно берутся большие и очень известные. Тут Серебренников похож на матерого и крепкого профессионала, наизусть знающего, как вполне традиционно, согласно амплуа, развести на труппе пьесу. Забегая вперед, в «Лес», приведу красноречивый пример. Наталья Тенякова играет Гурмыжскую есть вопросы? Парочку Счастливцев Несчастливцев воплощают Авангард Леонтьев Дмитрий Назаров, и такому точному попаданию мог бы позавидовать иной антрепренер времен Александра Николаевича Островского. Подобная «классика» априори обречена на успех, ибо сочетание классного артиста с классной ролью вынесет все испытания, подстерегающие их вокруг. Серебренников и Корш, и Треплев в одном лице. Вокруг больших артистов, осмысленно играющих большие роли, у него много как бы современного. Чтобы не подумали: режиссер ничего не изобрел, новых ходов не нашел. «Лес» в этом смысле скроен так же, как «Мещане» и «Сладкоголосая птица». Действие перенесено в советские времена 70-х годов. Музыка (на этот раз не PAN-Квартета, а подбор) создает не только соответствующий временной контекст, но и массу буквальных ассоциаций. Чего стоит одна «Беловежская пуща» заповедный лес, эсэсэсэровский псалом, место вынесения приговора «шестой части суши» и т.д. и т.п. Или «Дайте до детства плацкартный билет» сладкая истома советского человека с уделом путешествовать не далее государственной границы. Идем дальше: зрелая Гурмыжская в грезах о молодом любовнике танцует под Лолиту Торрес, под хит ее юности. Пространство игры художник Николай Симонов тоже насыщает деталями, которые, вероятно, помнит с детства. Вот он, социалистический шик: бурые деревянные панели, атласные занавески, хрустальные люстры чехословацкого производства, крокодилообразные металлические карусельки в парке (мы все на них катались понемногу). Но ядовитые подсветки задников или серебристый «дождик» занавеса это как бы нынешнее, поднадоевшее, правда, но уж точно не позавчерашнее. Есть еще фотообои с видами леса. Такими, помнится, украшали свои квартиры те, кто имел знакомства в торговой среде. Купец Восьмибратов Александр Мохов и его сын Петр Олег Мазуров ходят в кожаных пиджаках и пальто эпохи развитого социализма. Улита Евгения Добровольская бегает в немецкой нейлоновой комбинации. Каким образом в этих реалиях могла Гурмыжская продавать Восьмибратову лес, понять затрудняюсь. Какое, опять же, приданое в тысячу рублей за Аксюшей Анастасией Скорик ожидалось Восьмибратовым в эпоху брежневского застоя, Господь его знает. Режиссер, как обычно, играет, заигрывается и мало озабочен подоплеками игры. Следовательно, нудный вопрос: о чем пьеса? задавать не будем? А вот и будем! Самое смешное в этом действительно и ненатужно смешном спектакле то, что вслед за Островским режиссер поет гимн актерам, взбалмошным талантливым бессребреникам. Д. Назаров, он же Геннадий Демьяныч, умудряется читать своим меркантильным родственникам стихи опального Иосифа Бродского. Ушлый и взрывной Авангард Леонтьев, он же Аркашка Счастливцев, душит коллегу в объятиях за блестяще проведенную сцену защиты бедной тетушки. Все работает в этой парочке на тему: сочетание фактур красавца трагика и пружинистого, эксцентричного комика, пьяная бесшабашность обоих, жуликоватость, забубенность, блестящая способность к импровизации, азарт все превратить в игру, в театр. И вот тут черед Натальи Теняковой, звезды, давно не сиявшей на этих подмостках так ярко. Сказать, что Тенякова умеет играет комедию, это ничего не сказать. Но режисссер подарил ей и некую женскую эволюцию, происходящую у нас на глазах. Дама преклонных лет влюбляется в мальчишку и хорошеет от эпизода к эпизоду: меняет парики, туалеты, каблучки туфель все увеличиваются в сантиметрах, а глазки и щечки в количестве косметики. Природный сексапил этой актрисы (слово плохо вяжется с интеллигентной Теняковой, но такое женственное начало, как у нее, мало кому дано) играет тут далеко не последнюю роль. Однако все дело в личности Теняковой, в ее уме и мастерстве. У Теняковой лукавое, смелое и изящное пиршество красок. Вот встала россомахой перед зеркалом, вдруг повела плечами, взметнула руки и пошла в танце, от которого только такой экземпляр, как Буланов (Юрий Чурсин), не придет в трепет. И даже когда на свою свадьбу она является в коротком балахоне и высоких сапогах-ботфортах а-ля Алла Пугачева, мы видим не столько потерявшую чувство реальности бабу, сколько нелепую и даже трогательную красотку. Хотя эта свадьба уже совершеннейшая эстрада, концертный номер. Буланов со своей речью в микрофон имитирует нынешнего Президента Российской Федерации. Вездесущий детский хор (музыкальная школа им. И. И. Радченко, дирижер Галина Радченко) заводит многоголосную «Беловежскую пущу». Ходят дивные, разодетые старухи Милонова Кира Головко и Бодаева Раиса Максимова то ли музейные работники, то ли профсоюзные деятельницы. В этом безнадежно совковом экстазе апофеозе, который, к слову сказать, подозрительно часто прорастает в нашей жизни, оторвался по полной программе Геннадий Демьяныч Несчастливцев. Шикарно спел французский шансон. Понял, что некстати. Гаркнул Аркашке: «Руку, товарищ!», и пошли они, родимые, по городам и весям, оставив свадьбу доедать свои салаты и селедки. Если бы «Лес» сыграли про новых русских, вышло бы плоско и грубо. Если бы - в усадьбах, с сапожищами да поддевками, режиссеру бы стали пенять на отсутствие новых форм. Серебренников отправился в эпоху, которая у всех, даже у самых молодых, вызывает еще живую память. Как известно, любимым слоганом этого времени было «чувство глубокого удовлетворения». Клочковатая концепция спектакля этого светлого чувства не вызывает. До новых форм, конечно, далековато. Как и до новых смыслов. Зато срабатывают тот кайф, с которым играют хорошие артисты свои хорошие роли, и тот драйв, в который режиссер их отпустил. Пресса Хабенский, Бабушкина, Зудина: МХТ им. Чехова открыл новый сезон. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 2.09.2022 Мастер-класс Дмитрия Назарова «Профессия, которую мы теряем», Медиацентр МХТ, 29.03.2022 В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022 Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022 Дмитрий Назаров в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 24.12.2021 Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021 Вся палата травится, Наталья Стеркина, Независимая газета, 15.12.2021 Петушки над гнездом кукушки, Вадим Рутковский, CoolConnections, 9.12.2021 Трансляция пресс-конференции в МИЦ «Известия» с создателями спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», Известия, 3.12.2021 «В дурдоме не умничают»: в МХТ им. Чехова премьера спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», Елена Вилле, Мир 24, 1.12.2021 Дмитрий Назаров в программе «Главная роль» о премьере спектакля «Вальпургиева ночь», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 29.11.2021 «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 27.11.2021 МХТ имени Чехова готовит премьеру спектакля «Вальпургиева ночь», видеосюжет телеканала «Культура», 26.11.2021 На территории хаоса, Александра Машукова, Театр, 26.11.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Сергей Собянин поздравил Дмитрия Назарова с 60-летием, официальный сайт Мэра Москвы, 4.07.2017 Ликбез по обольщению, Зоя Игумнова, Известия, 12.01.2017 Без коварства про любовь, Наталья Шаинян, Театрал, 5.01.2017 Дмитрий Назаров в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.12.2016 На Малой сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Спящий принц», видеосюжет телеканала «Культура», 17.11.2016 «Москва 24» о премьере «Спящего принца», видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.11.2016 Сбор труппы МХТ им Чехова 30 августа 2016 г. Фоторепортаж Галины Фесенко, КультМск, 31.08.2016 Террариум единомышленников, Александр Малюгин, Аргументы недели, 25.08.2016 Русский Де Ниро, Ольга Стопинская, vesti.lv, 23.08.2016 На «носовом платке» со зрителем, Татьяна Добрицкая, Мурманский вестник, 28.11.2015 Послушайте! Вечер Дмитрия Назарова в Московском международном Доме музыки (2012 г.), телеканал «Культура», 5.11.2015 Первый русский принимает на своей сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет ГТРК «Ярославия», 19.10.2015 Репетиция программы «Круг чтения» на фестивале «Книги России». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 27.06.2015 Мхатовцы отметили день рождения Пушкина «Ночью поэзии», Московский комсомолец, 6.06.2015 Дмитрий Назаров в программе «Линия жизни» (2010), телеканал «Культура», 30.05.2015 МХТ на ярославской сцене, видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославсль), 20.01.2015 Дмитрий Назаров: «Мы мечтали соединиться с миром», Андрей Архангельский, Огонёк, 22.12.2014 «Лес» в фотографиях Алекса Йоку, 1.11.2014 МХТ. Вручение памятных знаков «Чайка». Фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 26.10.2013 Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013 В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013 Всё умеет русский актёр, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 5.12.2012 «Золотая маска» угнездилась в Череповце, Сергей Виноградов, газета «Речь» (Череповец), 23.10.2012 Дмитрий Назаров отмечает 55-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2012 Мэр столицы поздравил Дмитрия Назарова с юбилеем, радио «Говорит Москва», 4.07.2012 Дмитрий Медведев поздравил с днем рождения актера Дмитрия Назарова, РИА-Новости, 4.07.2012 Рената Литвинова vs. Марлен Дитрих: «Свидетель обвинения» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.06.2012 В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта
, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012 «Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012 «Мастер и Маргарита». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 24.10.2011 Дмитрий Назаров в программе «Театральная среда братьев Верников», Вадим Верник, радио «Культура», 5.10.2011 Мастер и Маргарита в страшилке для взрослых, Алла Шевелева, Известия, 7.09.2011 МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Мастер и Маргарита», видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.09.2011 «Мастер и Маргарита» в МХТ: вечная история, случившаяся в наши дни, фотолента РИА-Новости, 6.09.2011 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010 «Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010 Сила робкого дыхания, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2009 В МХТ свили гнездо, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2009 Люди и премьеры. «Дворянское гнездо» Марины Брусникиной, телеканал «Театр», 11.2009 Ищите под елкой, Владимир Анзикеев, Трибуна, 29.12.2006 Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006 Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005 Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005 Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005 К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005 Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005 Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004 Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004 Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004 Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004 «Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004 Дмитрий Назаров. Хотите, тучу разгоню руками?, Татьяна Рассказова, Мегаполис Экспресс, 6.09.2004 Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004 К лесу задом, к зрителю передом, Итоги, 11.01.2004 |