Имена | Даже не думайтеОлег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005 Список московских режиссеров пополняется в этом сезоне именами учениц Камы Гинкаса, выпустившего курс в Школе-студии МХТ. Не заметить их трудно: Илзе Рудзите сразу же доверили Малую сцену Художественного театра, где в ее спектакле «Сияющий город» играют Андрей Смоляков и Дмитрий Назаров. Однокурсница Рудзите Ирина Керученко показывает свою «Гедду Габлер» для полусотни зрителей в фойе Центра им. Мейерхольда, и про этот спектакль вам не расскажут в теленовостях звезд там нет, одни вчерашние студенты. Но посмотреть на их лица стоит именно сейчас, пока они еще не замелькали в сериалах. Докторская Поставленная в МХТ пьеса ирландца Конора Макферсона про психоаналитика и его пациента могла бы запросто стать поводом для комедии или триллера сюжет допускает и то, и другое. Пациента беспокоит призрак погибшей жены, перед которой он чувствует себя виноватым. Но дело, знаете ли, в том, что у психоаналитика, в прошлом священника, тоже не все в порядке с семьей и собственной совестью. А теперь викторина! Угадайте с трех раз, кто увидит призрака в финале. Похоже, режиссер Илзе Рудзите, до Школы-студии МХТ закончившая Латвийскую музыкальную академию и успевшая поработать актрисой в Новом рижском театре, уже нашла свою тему. В 2004 г. она ассистировала Эдуарду Боякову на постановке «Свадебного путешествия» Владимира Сорокина пьесе не в пример умнее макферсоновской, но тоже про психоанализ. На Сорокине, однако, легко сломать зубы, и, возможно, неприятное воспоминание о застрявших в деснах осколках заставило Илзе Рудзите выбрать для самостоятельной работы в МХТ что-нибудь попроще. Но зато уж теперь она вгрызается в пьесу так, что страшно за всю челюсть. Оформлен «Сияющий город» основательно на работу художника Андриса Фрейбергса смотреть любо-дорого: правая часть сцены изображает кабинет с массивными встроенными шкафами, левая детскую. Интерьер до смешного символичен, поскольку один из героев страдает от того, что бездетен, а второй от того, что бросил жену с ребенком. Что касается скелетов во встроенном шкафу, то этот элемент драматической конструкции символизирует громоздкий агрегат отопительной системы, намекающий заодно на капризы ирландского климата и на рационализм психоаналитика, которому противопоставлено простодушие пациента. Но если в сценографии «Сияющего города» еще можно разглядеть иронию, то в работе с актерами Илзе Рудзите бескомпромиссна. Дмитрий Назаров и Андрей Смоляков попросту умерли в ее режиссуре. Видно, что могучему Дмитрию Назарову, изображающему пациента, отчаянно хочется сыграть репризу на тему «доктор, у меня это?», но режиссер строго-настрого велел держать себя в руках. Да и с Андреем Смоляковым шуток не пошутишь: кремень. Душевный кризис психоаналитика сыгран истово, мужественно, сурово Смоляков это умеет, но растрачивает нервную энергию совершенно попусту: режиссер не в силах предложить ему ни одной интересной задачи. Илзе Рудзите не до деталей и вообще не до игры все ее силы уходят на то, чтобы убедить актеров и публику в недюжинной глубине макферсоновской драмы. Ну ладно, мы уже почти согласны. Только скажите, доктор, а вы зевоту лечить умеете? Любовь и так далее «Гедда Габлер» в постановке Ирины Керученко тот приятный случай, когда разбираться в режиссерских намерениях не обязательно и даже вредно. «Эта пьеса о Гедде Габлер, рожденной с внутренней потребностью абсолютной свободы и невозможностью воплощения этой свободы, которая берет на себя роль Творца,» неловко комментирует ибсеновскую драму Ирина Керученко. Но, к счастью, ставит свой спектакль совсем не о том. Новая «Гедда Габлер» хороша элементарной театральной осмысленностью: умением ладно придумать мизансцену, внятно выстроить отношения между персонажами и как-то невзначай превратить пьесу, которую вроде бы канатами не оттащишь от проблем конца позапрошлого века, в простую историю чувств, не требующую объяснений, зачем все это играют здесь и сейчас. Ну хотя бы затем, что красавицы на роли femme fatale встречаются не на каждом театральном курсе, а у Ирины Керученко такая актриса есть. Играющая Гедду Елена Лямина заставляет вспомнить почти исчезнувшее из критического обихода слово «стать». Ее спине могли бы позавидовать и манекенщицы, и балерины: в этой горделивой осанке легко читается презрение героини Ибсена к унылому мещанскому болоту, в котором она живет. Дорисуйте упрямо вздернутый подбородок, нос с легкой горбинкой и образ готов. Ах да: еще высокие каблуки и вызывающе открытые наряды но это уже работа художницы по костюмам Евгении Самсоновой. И что бы ни декларировала режиссер Ирина Керученко, лучшее в ее спектакле не замыслы с размахом, а дуэт Елены Ляминой и Кирилла Плетнева, который играет пьющего гения Эйлерта Левборга. Применительно к Ибсену слово «эротизм» звучит довольно дико, но в разговоре о спектакле Ирины Керученко оно просится на язык само собой, потому что точнее всего описывает взаимное притяжение между Левборгом и Геддой, которое сегодня было бы странно списывать на гениальность первого и ницшеанские запросы второй. В новой «Гедде Габлер» прочитывается куда более понятный сюжет о разладе между желаниями разума и тела, абстрактными идеалами и физическим влечением. Разлад этот сыгран тем естественней, что легко проецируется на возраст и опыт исполнителей: у тех, кому от 20 до 30, не так уж редко еще остается юношеский максимализм. Забавно, что почти такой же зазор между намерением и результатом придает обаяние этому скромному спектаклю. Возможно, Ирина Керученко и впрямь имела в виду драму о человеке, примеряющем на себя роль Творца, но ее режиссерские рефлексы настроены на какие-то более конкретные и чувственные вещи, из которых, собственно, и складывается живой театр. Вот только б не зашли на этот спектакль специалисты, подыскивающие актеров для телесериалов. Очень уж хорошие здесь лица, жаль, если сразу попадут на конвейер. Пресса Хабенский, Бабушкина, Зудина: МХТ им. Чехова открыл новый сезон. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 2.09.2022 Мастер-класс Дмитрия Назарова «Профессия, которую мы теряем», Медиацентр МХТ, 29.03.2022 В МХТ им. Чехова идет единственная пьеса Венедикта Ерофеева, Наталья Соколова, Российская газета, 10.03.2022 Командор скорее жив…, Анна Чепурнова, Труд, 28.01.2022 Дмитрий Назаров в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 24.12.2021 Дон Жуан как Командор, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 16.12.2021 Вся палата травится, Наталья Стеркина, Независимая газета, 15.12.2021 Петушки над гнездом кукушки, Вадим Рутковский, CoolConnections, 9.12.2021 Трансляция пресс-конференции в МИЦ «Известия» с создателями спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», Известия, 3.12.2021 «В дурдоме не умничают»: в МХТ им. Чехова премьера спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», Елена Вилле, Мир 24, 1.12.2021 Дмитрий Назаров в программе «Главная роль» о премьере спектакля «Вальпургиева ночь», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 29.11.2021 «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Премьера в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 27.11.2021 МХТ имени Чехова готовит премьеру спектакля «Вальпургиева ночь», видеосюжет телеканала «Культура», 26.11.2021 На территории хаоса, Александра Машукова, Театр, 26.11.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Доплывут? / «Дуэль» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Омеличкина, Страстной бульвар, 10, 29.04.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Сергей Собянин поздравил Дмитрия Назарова с 60-летием, официальный сайт Мэра Москвы, 4.07.2017 Ликбез по обольщению, Зоя Игумнова, Известия, 12.01.2017 Без коварства про любовь, Наталья Шаинян, Театрал, 5.01.2017 Дмитрий Назаров в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.12.2016 На Малой сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Спящий принц», видеосюжет телеканала «Культура», 17.11.2016 «Москва 24» о премьере «Спящего принца», видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.11.2016 Сбор труппы МХТ им Чехова 30 августа 2016 г. Фоторепортаж Галины Фесенко, КультМск, 31.08.2016 Террариум единомышленников, Александр Малюгин, Аргументы недели, 25.08.2016 Русский Де Ниро, Ольга Стопинская, vesti.lv, 23.08.2016 На «носовом платке» со зрителем, Татьяна Добрицкая, Мурманский вестник, 28.11.2015 Послушайте! Вечер Дмитрия Назарова в Московском международном Доме музыки (2012 г.), телеканал «Культура», 5.11.2015 Первый русский принимает на своей сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет ГТРК «Ярославия», 19.10.2015 Репетиция программы «Круг чтения» на фестивале «Книги России». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 27.06.2015 Мхатовцы отметили день рождения Пушкина «Ночью поэзии», Московский комсомолец, 6.06.2015 Дмитрий Назаров в программе «Линия жизни» (2010), телеканал «Культура», 30.05.2015 МХТ на ярославской сцене, видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославсль), 20.01.2015 Дмитрий Назаров: «Мы мечтали соединиться с миром», Андрей Архангельский, Огонёк, 22.12.2014 «Лес» в фотографиях Алекса Йоку, 1.11.2014 МХТ. Вручение памятных знаков «Чайка». Фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 26.10.2013 Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013 В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013 Всё умеет русский актёр, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 5.12.2012 «Золотая маска» угнездилась в Череповце, Сергей Виноградов, газета «Речь» (Череповец), 23.10.2012 Дмитрий Назаров отмечает 55-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2012 Мэр столицы поздравил Дмитрия Назарова с юбилеем, радио «Говорит Москва», 4.07.2012 Дмитрий Медведев поздравил с днем рождения актера Дмитрия Назарова, РИА-Новости, 4.07.2012 Рената Литвинова vs. Марлен Дитрих: «Свидетель обвинения» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.06.2012 В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта
, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012 «Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012 «Мастер и Маргарита». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 24.10.2011 Дмитрий Назаров в программе «Театральная среда братьев Верников», Вадим Верник, радио «Культура», 5.10.2011 Мастер и Маргарита в страшилке для взрослых, Алла Шевелева, Известия, 7.09.2011 МХТ имени Чехова открывает сезон спектаклем «Мастер и Маргарита», видеосюжет телеканала «Россия-24», 6.09.2011 «Мастер и Маргарита» в МХТ: вечная история, случившаяся в наши дни, фотолента РИА-Новости, 6.09.2011 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010 «Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010 Сила робкого дыхания, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2009 В МХТ свили гнездо, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2009 Люди и премьеры. «Дворянское гнездо» Марины Брусникиной, телеканал «Театр», 11.2009 Ищите под елкой, Владимир Анзикеев, Трибуна, 29.12.2006 Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006 Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005 Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005 Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005 К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005 Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005 Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004 Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004 Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004 Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004 «Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004 Дмитрий Назаров. Хотите, тучу разгоню руками?, Татьяна Рассказова, Мегаполис Экспресс, 6.09.2004 Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004 К лесу задом, к зрителю передом, Итоги, 11.01.2004 |