Имена

Невинная любовь

Марина Шимадина, Известия, 18.04.2011
Народной артистке России Нине Гуляевой исполняется 80 лет. Почти шестьдесят из них она прослужила в Художественном театре. Здесь познакомилась со своим будущим мужем Вячеславом Невинным. В труппе МХТ работает и их сын — Невинный-младший. Накануне юбилея Нина Ивановна ответила на вопросы Марины Шимадиной.

- Вы застали великих мхатовских «стариков», пережили эпоху Ефремова, продолжаете работать при Табакове. Какое время для вас было золотым веком?

 — Конечно, лучшие годы были в юности, когда я только что окончила Школу-студию МХАТ. Все жили рядом, приходили в театр завтракать, пили кофе, болтали, потом шли смотреть репетиции — с верхних ярусов. А когда начинался разбор ролей, все уходили, делать замечания коллегам считалось неэтично. Если у кого-то случалась премьера, отмечали все вместе.

- Сейчас уже нет такой семейной атмосферы?

 — Сейчас у нас очень большая труппа, много новых лиц. Но молодых мы воспитываем, приучаем здороваться даже с незнакомыми. Все вместе собираемся 14 января отмечать Старый Новый год. И ведущий этих вечеров Игорь Золотовицкий всегда отдельно поздравляет старейшин, которые, быть может, пришли в театр в последний раз. Сплоченность теперь заметна в основном внутри каждого спектакля. С кем вместе играем — с теми и дружим, у нас маленькая семья. С Олегом Павловичем и Мариной Зудиной я играю в спектакле «Последняя жертва». И сейчас, пока сижу на даче, скучаю по ним, с нетерпением жду, когда мы снова увидимся, пообщаемся.

- Говорят, и с Дмитрием Дюжевым, который играет с вами в «Дворянском гнезде», вы подружились?

 — С Димой мы обожаем друг друга. Он всегда очень почтительно со мной обращается. Перед началом спектакля целует мне ручки и говорит «до встречи», а через секунду мы уже обнимаемся с ним на сцене. Я там играю тетушку Лаврецкого, у которой он вырос на руках.

- Почему вы не любите сниматься в кино? Даже Кончаловскому в свое время отказали.

 — Понимаете, в театре мне нравится весь этот ритуал. Приходишь, раздеваешься, со всеми здороваешься, гримируешься и начинаешь тихо-тихо входить в обстоятельства спектакля, постепенно вживаться в роль. Вот третий звонок, я поднимаюсь наверх, мы встречаемся с артистами, радуемся, обнимаемся, делимся новостями. Режиссер дает последние наставления. Выходим на сцену, пока не видим зрительный зал, но чувствуем его — это чужой зверь, которого нужно приручить. Потом они начинают уже реагировать, смеяться, плакать. А в кино этого нет.

- Но все-таки в нескольких картинах вы снялись. Какая из них вам понравилась?

 — Мне понравилось сниматься у Юлия Райзмана в фильме «Твой современник». Я не люблю, когда за день скажешь две-три реплики — и все, «машину артистке, отвезите домой». В театре я привыкла играть большими сценами. И я попросила Райзмана: «Можно я буду играть все целиком, а вы потом скажете, что поправить?». И он согласился. Мне было так хорошо, вольготно, я начала импровизировать. За эту роль я получила потом премию на фестивале в Карловых Варах. И все ждала, когда меня пригласят получать эту награду, платьице сшила. Но в результате поехал кто-то из министерства.

- Как вы познакомились с Вячеславом Невинным?

 — Слава был на четыре года моложе меня. Учился он в Школе-студии у того же профессора, что и я, — у Манюкова Виктора Карловича. А через много лет к нему же поступил наш сын… Когда Слава пришел во МХАТ, я была заслуженной артисткой и уже замужем. Так что сначала я на него не обращала внимания. Потом ему поручили меня озвучивать: я играла куклу Суок в «Трех толстяках», вылезала из коробки, разобранная на части, а он производил какие-то шумы и даже получал за это денежки. Года через два он стал ухаживать: провожать домой, дарить конфеты. Начался роман, который длился года три. Не то чтобы я увидела его и сразу умерла от любви. Все происходило постепенно. Было трудно и болезненно расставаться с первым мужем. Взяла зубную щетку и пошла — так не бывает. У нас случались целые трагедии: сходились, расходились, плакали. Слава уже начал тогда много сниматься, но приходил ко мне и просил совета. Однажды говорит: «Меня по роли собираются покрасить в рыжий цвет, как вы к этому отнесетесь?».
В конце концов я ушла от мужа к Славе. Родился у нас сын. Мы хотели назвать его Ильей в честь пророка. Но мне его приносят — а нос, как у Славки, сапожком. Думаю: какой же это пророк? И нарисовала на листочке портрет. А муж, как увидел, говорит: «Это же вылитый я! Давай тоже назовем Славиком». Потом я стала их называть Слава-большой и Слава-маленький. Сына так в театре до сих пор и зовут, хотя он огромный, как отец, под два метра. И так на него похож стал. Иногда войдет в квартиру — а передо мной Славка стоит. 

- А внучки не собираются продолжать актерскую династию?

 — Иветта заканчивает в этом году школу и собирается поступать на журналистику. Она ходила на подготовительные курсы в Школу-студию МХАТ, но педагог всячески отговаривал их от этой тяжелой профессии, стращал безработицей, и она испугалась. А у младшей Василисы есть актерские задатки, она любит выступать.
Я-то была артисткой с рождения. Мама вспоминала, как года в два я уже пародировала походку пьяного, и тетя сказала:"Нинка у нас будет артисткой!"Я выступала, когда гости приходили. Мы устраивали театр за пологом на родительской кровати. Сестра выходила и объявляла: «Выступает народная артистка Советского Союза Нина Гуляева». В школе, когда оставалось несколько минут до конца урока, учительница просила меня станцевать — изобразить лисичку. Однажды к нам в класс пришла женщина и говорит: «Есть у вас девочка, которая любит выступать?». «Вот, Нина, Нина», — закричали все. Так я попала в Театр санитарного просвещения. Там мы играли спектакль про мух: «Мухи на лапках разносят заразу, мухи огромный приносят вред». И мы, четыре девочки, изображали мух, которые умирают на липкой ленте.
Во время войны мы выступали по госпиталям, привозили подарки, писали письма для раненых. И ждали, когда нас покормят, — очень голодные были. Благодаря театру я получала какие-то продуктовые карточки, но все равно есть хотелось постоянно. С тех пор ненавижу еду и не люблю готовить.

- А как вы попали во МХАТ?

 — Помню, шли мы обедать, зашли в проезд Художественного театра, а там висело объявление о наборе в Школу-студию. Я спрашиваю: «А это хороший театр?». — «Это самый лучший театр». — «Да?! Тогда я буду здесь работать». И сразу поступила — с таким-то опытом. Я была маленькая-маленькая, худенькая-худенькая и уже на втором курсе играла Сережу в «Анне Карениной».

- Нина Ивановна, как вы планируете отмечать юбилей?

 — Я к юбилеям отношусь осторожно. Вот Гурченко, бедная, отметила — и что?.. Не хочу, чтобы меня показывали по телевизору. А то, знаете, есть злые языки. Сглаза боюсь. Но у меня скоро будет спектакль, и в финале меня поздравят, скажут добрые слова. А когда зрители разойдутся, посидим в нашем буфете, отметим. В театре ко мне хорошо относятся, там злых языков не будет.

- Не собираетесь сесть за мемуары?

 — Хочу давно, но все никак не соберусь. Когда передо мной лежит лист бумаги, я как-то тупею. Я - рассказчица, и мне нужен заинтересованный собеседник, который бы поддакивал, спрашивал: да? а он что? а она чего? Хотя я про каждого артиста из нашего Портретного фойе могу столько рассказать… Про Аллу Константиновну Тарасову много знаю. Я любила сидеть у нее в гримерке, она рассказала мне столько историй, и я помню всё — вплоть до интонаций. Как она встретилась с генерал-майором авиации Александром Прониным, как к Сталину ходила — просила, чтобы их расписали, потому что тот был женат и имел двоих сыновей. Сталин разрешил, но с условием, чтобы генерал ушел в запас. И тот по-рыцарски согласился — вот такая любовь была. Он ездил за Тарасовой на гастроли, заваливал букетами. И пережил ее всего на год…
Пресса
Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021
Невинное обаяние: памяти несравненного актера советского кино и театра, Фуад Мамедов-Пашабейли, Sputnik Азербайджан, 30.11.2019
Невинный Весельчак, Валентина Львова, Комсомольская правда, 30.11.2019
Найдена предсмертная исповедь Вячеслава Невинного, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 28.11.2019
Вячеслав Невинный. Биография, РИА «Новости», 30.11.2014
Лучшие роли актера Вячеслава Невинного, Наталья Соколова, Российская газета, 30.11.2014
Смех и слёзы Вячеслава Невинного, Сергей Юрьев, Аргументы и факты, 30.11.2014
Вдова Вячеслава Невинного: Слава пришел жить ко мне с одним чемоданом носовых платков…, Анна Велигжанина, Денис Горелов, Комсомольская правда, 30.11.2014
Всенародный Слава, Александр Мельман, Московский комсомолец, 29.11.2014
… И чайка в память о славе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2012
Памятник на могиле Вячеслава Невинного поставили только спустя 3 года, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.09.2012
Вячеслав Невинный умер с улыбкой на устах, Виктория Катаева, Собеседник, 21.11.2011
Невинная любовь, Марина Шимадина, Известия, 18.04.2011
Вячеслав Невинный. Вспоминая артиста., видеосюжет ВГТРК «Культура», 30.11.2009
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Статья «Толстый, но Невинный» на сайте «Российский Кто есть Кто», Елена Светлова, по материалам газеты «Совершенно секретно», 1.02.1999
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997