Имена | «Чайка» опять полетелаРоман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 Московский художественный театр имени Чехова возобновил спектакль «Чайка». Состав исполнителей в старой постановке Олега Ефремова изменился фактически полностью, поэтому можно говорить о премьере, причем о настоящей удаче МХАТа под руководством Олега Табакова.Олег Ефремов поставил эту «Чайку» больше двадцати лет назад. С тех пор актерский состав ее обновлялся не раз. Чеховский спектакль стал чем-то вроде теста на верность Художественному театру. Через «Чайку» в разные годы прошли почти все значительные актеры мхатовской труппы времен Ефремова: Смоктуновский и Евстигнеев, Невинный и Саввина, Вертинская и Лаврова, Попов и Калягин, Васильева и Вознесенская, Сергачев и Кашпур, Козак и Мягков, Ефремов-младший и Добровольская. Бывали такие составы, когда на сцене было просто физически тесно от выдающихся актеров своего времени. Когда они собирались вместе, сцена выглядела как парад звезд: в этих «сборных» не всегда соблюдался дух классической мхатовской ансамблевости, крупные актеры часто играли без оглядки на партнеров. Но спектакль был так поставлен Ефремовым, что в конце концов любая актерская индивидуальность находила в нем свое пристойное место. Ткань действия как бы обволакивала каждого и примиряла всех. Именно это качество старой ефремовской постановки служит залогом ее воспроизводимости. «Чайка» Ефремова, по правде говоря, и после премьеры не считалась шедевром. Естественно, не стала она таковым и теперь. Например, совершенно безнадежно устарела сценография Валерия Левенталя тюлевые портьеры, лирично ползающие вверх-вниз, уже давно никто не «носит». Но мизансценический и ритмический рисунки не разложились и не смазались (видимо, благодаря режиссеру возобновления Николаю Скорику). И это при том, что ефремовская «Чайка» лишена внятной концепции. В ней есть общее настроение, есть приличествующий чеховской традиции спектр эмоций, но нет ведущей идеи и отчетливых смысловых приоритетов. В любом другом театре подобный спектакль смотрелся бы вызывающе старомодным и был бы справедливо осмеян как безнадежная архаика. Но главной пьесе главного театра страны (а именно таков статус «Чайки» во МХАТе, кто бы ее ни поставил) такая «объективность» совсем не претит. На ней не возбраняется скучать, но ее невозможно оспорить. Спектакль этот задуман так, что каждый актер отвечает в нем только за свою роль. Поэтому и актерскую игру следует не столько анализировать, сколько пробовать на вкус. Большинство из нового состава (а по сравнению с последней редакцией здесь почти все новички) со своими задачами справились. Ставка делалась прежде всего на четверку актеров «табакерцы» Евгений Миронов (Треплев), Марина Салакова (Заречная), Михаил Хомяков (Тригорин) плюс мхатовка Евгения Добровольская (бывшая Нина, теперь Маша). Но реальность сместила приоритеты нового распределения ролей. Хомяков и Салакова пока не слишком преуспели. Зато заявила о себе старая мхатовская гвардия: Ирина Мирошниченко неожиданно остро и с юмором сыграла Аркадину, а Вячеслав Невинный, приглушив свои привычные комедийные краски, трогательного Сорина. Евгений Миронов сделал Треплева очень искренним: каждую чеховскую реплику он наполнил реальным оправданием. Евгения Добровольская вывела Машу чуть ли не в главные героини. Словом, групповой портрет мхатовской «Чайки» в очередной раз переписан и перекомпонован. Ефремовский спектакль по-прежнему кончается на ноте мистической безнадежности повтором монолога Нины Заречной и словами «а до тех пор ужас, ужас, ужас». Но сам проект надо занести в безусловный актив Олега Табакова. Он убил сразу двух малосовместимых зайцев: обозначил верность памяти Ефремова и усилил столь важную для нынешнего худрука кассовость мхатовской афиши, не дав консерваторам ни одного повода для обид. Пресса Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Телеверсия спектакля «Так победим!» (запись 1987 г.) и рассказ Наталии Каминской о постановке, Культура.РФ, 25.04.2020 Невинное обаяние: памяти несравненного актера советского кино и театра, Фуад Мамедов-Пашабейли, Sputnik Азербайджан, 30.11.2019 По медицинским показателям Невинный должен был находиться в коме. А он вместо этого выходил на сцену…, Николай Герасимов, Комсомольская правда, 30.11.2019 Невинный Весельчак, Валентина Львова, Комсомольская правда, 30.11.2019 Найдена предсмертная исповедь Вячеслава Невинного, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 28.11.2019 Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке, Культура.РФ, 2017 Сын Вячеслава Невинного: Он старался делать вид, что не все так трагично, Татьяна Уланова, Собеседник, 28.07.2016 В Туле установлена мемориальная доска, посвящённая Вячеславу Невинному, сайт Администрации города Тулы, 27.11.2015 Нина Гуляева: Невинный повторял: «Если ты меня разлюбишь, я умру
», Алла Занимонец, Теленеделя, 12.05.2015 Вдова Невинного: Надеваю свитер, а он все еще Славой пахнет, Собеседник, 22.04.2015 Факты из жизни всенародно любимого артиста Вячеслава Невинного, Вечерний Харьков, 7.12.2014 Вячеслав Невинный. Смех сквозь слезы, Первый канал, 6.12.2014 Вячеслав Невинный. Биография, РИА «Новости», 30.11.2014 Лучшие роли актера Вячеслава Невинного, Наталья Соколова, Российская газета, 30.11.2014 МХТ имени Чехова открывает выставку к 80-летию народного артиста СССР Вячеслава Невинного, Ольга Свистунова, ИТАР ТАСС, 30.11.2014 Смех и слёзы Вячеслава Невинного, Сергей Юрьев, Аргументы и факты, 30.11.2014 Вдова Вячеслава Невинного: Слава пришел жить ко мне с одним чемоданом носовых платков
, Анна Велигжанина, Денис Горелов, Комсомольская правда, 30.11.2014 Сын Вячеслава Невинного: «Папа знал толк в еде. Умел и любил готовить», Ольга Сметанская, Факты и комментарии, 29.11.2014 Всенародный Слава, Александр Мельман, Московский комсомолец, 29.11.2014 Памятик Вячеславу Невинному открыли на Троекуровском кладбище, Елена Рыжова, Театрал, 27.09.2012
И чайка в память о славе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2012 Памятник на могиле Вячеслава Невинного поставили только спустя 3 года, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.09.2012 На Троекуровском кладбище установили памятник Вячеславу Невинному, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.09.2012 Памятник Вячеславу Невинному был открыт сегодня на Троекуровском кладбище, телеканал «Культура», 26.09.2012 Невинного не забыли: На могиле народного артиста СССР открыли памятник, Марина Мурзина, Аргументы и факты, 26.09.2012 Вячеслав Невинный умер с улыбкой на устах, Виктория Катаева, Собеседник, 21.11.2011 Невинная любовь, Марина Шимадина, Известия, 18.04.2011 Вячеслав Невинный. Вспоминая артиста., видеосюжет ВГТРК «Культура», 30.11.2009 Ход к зрительному залу
Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004 Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001 Вячеслав Невинный о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 «Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 Статья «Толстый, но Невинный» на сайте «Российский Кто есть Кто», Елена Светлова, по материалам газеты «Совершенно секретно», 1.02.1999 «Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 |