Имена

Грешные дети

Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017
Переместив действие «Вассы Железновой» в камерное пространство Новой сцены МХТ имени Чехова, создатели спектакля «В. Ж.» попытались уйти от монументальности и тяжеловесности, которыми грешили постановки знаменитой пьесы Горького долгие годы. Экспериментальная площадка театра потребовала от исполнителей ювелирной точности в выборе выразительных средств, особой степени откровенности и бесстрашия. 
В основу литературной композиции спектакля вошел не только текст «пьесы про мать» (так называл первый вариант «Вассы Железновой» ее автор), но и фрагменты «Жизни Клима Самгина», «Фомы Гордеева», «Исповеди» и других знаковых произведений Горького. Благодаря этому пьеса-предчувствие, написанная накануне надвигающейся катастрофы, преобразилась в размышление о природе греха, поиске Бога и покаянии. 
На плазменных экранах мелькают буквы древнеславянской азбуки: аз, буки, веди, глаголь, добро… Детский лепет и смех, звучащие в прологе, постепенно оформляются в полные ярости монологи заблудших чад – героев пьесы. Место действия напоминает одновременно тюрьму и чистилище – душный бункер с металлической стеной и колоннами, укутанными в грубую холстину, откуда нет выхода.
Семейство Железновых бурно выясняет отношения, делит наследство, в то время как за стеной умирает отец, муж Вассы Петровны. Вчерашние дети, чьи фотографии проецируются на экраны, сегодня погрязли в разврате и осознании собственной никчемности. Инфантильный Семен (Николай Ефремов) и его эксцентричная супруга Наталья (Яна Осипова) мечтают удрать из дома со своей частью наследства. Чистая и светлая невестка Вассы Людмила (Ксения Теплова) ищет свободу в грехе, а ее обезумевший муж горбун Павел (Игорь Хрипунов) – в насилии. На шаг дальше остальных продвинулись опытные сладострастники – дядюшка Прохор (Владимир Тимофеев) и его старшая племянница Анна (Лариса Кокоева).
На фоне своей семьи Васса в тонком и интеллигентном исполнении Евгении Добровольской кажется единственным человеком, способным не только к действию (нередко и к преступлению), но и к состраданию. Режиссер-дебютант Ольга Воронина именно Вассе отдала фрагмент из «Исповеди» Горького: «Где божья красота? Жив бог? Где же божеское?» Но небеса не дают ответа.

Статья "Грешные дети", журнал "Театральная афиша" , www.teatr.ru
Пресса
Законный мрак, Алла Шендерова, Colta.ru, 26.06.2017
«Мужья и жены»: бег по кругу, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.06.2017
Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017
Грешные дети, Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Пределы соответствий, Алена Карась, Российская газета, 29.02.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
Театральное «Событие» как драма для всего человечества, видеосюжет телеканала «Россия-24», 25.01.2012