Имена | Смертельный номер Андрея ПанинаТатьяна Москвина, Аргументы недели, 21.03.2013 12 марта похоронили, 7 марта обнаружили мёртвым, умер 5-го или 6 марта неясно… Ужас смерти Андрея Панина трагически высветил его человеческую и творческую биографию. Андрей Краско, Александр Абдулов, Владислав Галкин… теперь и Андрей Панин. Замечательные артисты крепкого среднего возраста, которым бы ещё жить и жить, с особенной, неповторимой «русской жилкой». В которой горячо бьётся пульс неодолимого хаоса, бешеной энергии, страстного и страшного запредельного бега, полёта, скачки! И несли наших героев, бесспорно, те самые «кони привередливые», о которых спел (и на которых всласть наездился) Высоцкий. Я впервые увидела Панина на сцене МХТ в спектакле «Смертельный номер» (пьеса О. Антонова, постановка В. Машкова, 1994 год), он выступал в роли Рыжего клоуна, блистательно сочетая шутовство и душевную «радость-страданье». Панин потом предпочёл кинематограф, не развивая планомерно свою театральную дорожку. Но именно эта резко-эксцентрическая манера сложного соединения «внешнего» и «внутреннего» человека, найденная в «Смертельном номере», стала для актёра главной. (Кстати, одна из серий фильма «Журов», где действие происходит в цирке, тоже будет называться «Смертельный номер».) Панин убедительно проявился на экране только в самом конце 90-х годов, стало быть, активной творческой жизни досталось ему лет 15, не больше. Но уже в середине «нулевых» он был в памяти, был на устах, снимался без перерыва и, кажется, без особого разбора. Зовёт Шахназаров («Яды, или Всемирная история отравлений»,"Всадник по имени «Смерть») хорошо, а не зовут маститые перетопчемся и в сериалах. Он насчёт нашего кино иллюзий не питал, да и в принципе был чётко отформатирован своим временем. Есть работа работаем, есть жизнь живём, здесь и сейчас, без галлюцинаций о рае на небе и на земле. Уральские ребята (а детство и юность Панина прошли в Челябинске и Кемерово), хоть им на голову и падают порой метеориты, в основном расчётливы и практичны а может, именно поэтому… Сообщения о смерти Панина в СМИ поминали его участие в сериалах «Бригада» и «Каменская» это самые заурядные работы актёра, но медийные креаторы ведь ничего, кроме криминальных сериалов, и не знают. Великолепного Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» (режиссёр Д. Светозаров, 2007), кажется, не вспомнил никто. А ведь Панину в этой роли удалось вывернуться из-под гениального Порфирия, которого создал в своё время Иннокентий Смоктуновский в картине Кулиджанова. Панинский следователь был куда умнее, злее и острее, он сам был из бывших «Раскольниковых» и потому ненавидел героя, как самого себя. Текст Достоевского Панин произносил так, будто сам в эту минуту его и придумал, эта искусная «естественность» тоже свидетельствует о калибре актёра. (Он, видимо, органически не выносил выспреннего кривлянья, пустой декламации, пафосного разукрашивания себя.) По меркам кино внешность Андрея Панина была довольно заурядной: глаза небольшие, рот узкий, ранние залысины. Вроде человек из толпы, без особых примет, в розыск если объявлять намаешься. Но эта мнимая заурядность избавляла его от однозначного амплуа, а когда включался внутренний панинский огонь все черты лица преображались. Любая эпоха, любая профессия, любой образ жизни, любое направление воли хоть чистый злодей, хоть невинный пьяница, хоть доблестный борец за справедливость, пожалуйста. Не в том суть. А в чём? Пожалуй, в том, что Панин почти что в любой роли свидетельствовал о безумной сложности человеческого «я». Причём делал это в период тотального упрощения личности на экране. Это был парень, с которым всё было «не просто так», с потаённым нутром, с «задними мыслями», человек-шкатулка с секретом, с замочком без ключика, с хитрым умным глазком… Видно: кипит ум, быстрый, проворный, острый. Сердце чутко реагирует на малейшие изменения душевной атмосферы. Реакции обострены, включённость человека в жизнь огромна. Но всё это не находит, не может найти никакого адекватного гармоничного воплощения. Почти все герои Андрея Панина существуют в непрерывной муке, судороге, в них остро и больно звенят перетянутые и готовые оборваться струны. А внешне какая-то затейливая клоунада из хмыканья, вздохов, улыбочек, гримас, мелкой непрерывной жестикуляции. Фирменное панинское шутовство, мимический маскарад, где маска не застыла, а лихорадочно движется, то скрывая душевную жизнь человека, то хитрым образом намекая на неё. Так или иначе актёр рассказывал нам о русских людях, попавших на слом времени, накопивших изрядную историческую усталость, но решивших во что бы то ни стало быть. И быть по-настоящему, чтоб кровь журчала в жилах, чтоб ноздри ласкал запах живого мяса. Будет ли это в рамках закона, на грани преступления или за этой гранью всё равно. Эти люди мужественны, но чаще всего в недобром, волчьем варианте. А волк собакой никогда не станет! Поэтому приходится хитрить и таиться. Поэтому даже в самом милом и домашнем варианте своей сущности в русской вариации лейтенанта Коломбо сыщике Журове проглядывает всё тот же лютоглазый одинокий панинский волк… Залитые золотом голливудские звёзды в их современном состоянии играют обычно что-то несусветное, какие-то отвлечённые модели, не имеющие ничего общего с жизнью. Которую они и в глаза не видят. Нет, наш актёр если настоящий он «всегда с народом». Жизнь и смерть Панина говорят с ужасающей чёткостью ребята, это типа катастрофа. Один, в пустой квартире. В какой-то своей волчьей норе, заведённой, очевидно, для того, чтобы отлёживаться от житейских битв… Без покаяния, в которое не верил. И последняя работа съёмки в новом бессмысленном сериале про Шерлока Холмса и доктора Ватсона (для чего это нужно, когда есть классика с Ливановым и Соломиным, понять нельзя, впрочем, это обычное в наши дни выжимание брендов досуха). Оборвалась струна. Смотрим и плачем. Талантливые, смелые, умные мужчины гибнут сотнями тысяч, оставляя жён и детей, покидая эту безжалостную равнину, которую обязательно надо освоить, заполнить, возделать, иначе она проглотит всех без остатка. И причина в том, что к многочисленным реальным достоинствам русских мужчин не добавлено одно. Решающее. Это великое умение ВЛАДЕТЬ СОБОЙ. Быть прежде всего трезвым и чистым. (Ведь не будет помощи ни от природы, ни от истории!) Остановить безумный бег своих больных нервов властной рукой. Заставить себя подчиняться собственной системе разумных запретов. Спокойно рассчитывать силы. И признать наличие в жизни суровых будней, без искусительной жажды праздника. Потому что жажда праздника вырождается у нас в оргию, а после оргии приходят ужас и «мерзость запустения»… Был у нас чудесный актёр Андрей Панин. Мог бы стать великим. Теперь у нас нет актёра Андрея Панина. Пресса Смертельный номер Андрея Панина, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 21.03.2013 Наталья Рогожкина: «Андрей Панин не оставил мне выбора», Татьяна Добрицкая, 7 дней, 13.03.2013 Андрея Панина проводили в последний путь аплодисментами, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2013 На траурную церемонию прощания с Андреем Паниным пришли коллеги, друзья и почитатели его таланта, видеосюжет Первого канала, 12.03.2013 Москва прощается с Андреем Паниным, видеосюжет ИТАР-ТАСС, 12.03.2013 Москва простилась с Андреем Паниным, Елена Юринская, Российская газета, 12.03.2013 В Москве простились с Андреем Паниным, видеосюжет телеканала «Вести», 12.03.2013 В Москве прощаются с актером Андреем Паниным, видеосюжет телеканала «Звезда», 12.03.2013 Андрея Панина проводили в последний путь аплодисментами, РИА-Новости, 12.03.2013 В Москве прощаются с Андреем Паниным, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.03.2013 В Москве прощаются с актером Андреем Паниным, видеосюжет Пятого канала, 12.03.2013 Андрей Панин в программе «Приглашает Борис Ноткин» (2004), телекомпания «ТВ-Центр», 10.03.2013 Евгений Гришковец о кончине Андрея Панина, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 10.03.2013 Андрей Панин и Наталья Рогожкина в программе «Пока все дома» (2007), Первый канал, 10.03.2013 Не стало Андрея Панина, видеосюжет телеканала «Культура», 7.03.2013 Прощание с известным актером Андреем Паниным состоится во вторник, 12 марта, видеосюжет Первого канала, 7.03.2013 Коллеги об Андрее Панине, Вечерняя Москва, 7.03.2013 Нет хлеба дайте зрелища. Последнее интервью Андрея Панина, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 8.11.2012 Андрей Панин в программе «Встречи на Моховой», Пятый канал (Санкт-Петербург), 6.06.2010 Андрей Панин в театре «Встреча», видеосюжет Студенческого телевидения КемГУ, 22.03.2010 Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006 Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006 Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997 |