Софья Станиславовна Пилявская
Лауреат Сталинской премии
(4.5.1911, Красноярск — 21.1.2000, Москва)
Актриса, педагог.
Народная артистка СССР (1991).
Окончила драматический класс З. С. Соколовой и с начала сезона 1931/32 г. вступила в МХАТ.
Ролям, в которых выдвинулось ее дарование (Маша Маккавеева, «Половчанские сады», 1939; Маша Забелина, «Кремлевские куранты», 1942), был присущ шарм спокойной и уверенной в себе женственности, чувство достоинства в любом положении. Пилявская была также первой исполнительницей ролей медсестры Оли («Платон Кречет»), Александрины Гончаровой («Последние дни»), Тамары («Офицер флота»), Меньшиковой («Алмазы»), Карамзиной («Лермонтов»), Кэрри Эллис («Осенний сад»), Натальи Дмитриевны («Все остается людям»), Кристины («Чрезвычайный посол»), Ильзы Браун («Потусторонние встречи»), бабки («Валентин и Валентина»), Глумовой («На всякого мудреца довольно простоты»), Ксении Замятиной («Репетитор»), Анны Павловны («Живой труп»), Неты («Московский хор»), Богаевской («Варвары»), баронессы («Красивая жизнь»), Софьи Дмитриевны («Суперфляй»), Хлёстовой («Горе от ума», 1992), Сумасшедшей барыни («Гроза»), Анфисы («Три сестры», 1997). Была введена на роли Марии Меншиковой («Елизавета Петровна», 1934), Наташи («Чудесный сплав», 1935), Мариэтт («Воскресение», 1936), Ночи («Синяя птица», 1937), Мэри («Пиквикский клуб», 1937), Софьи («Горе от ума», 1940), миссис Чивли («Идеальный муж», 1951), Насти («На дне», 1953), леди Снируэлл («Школа злословия», 1953), Юлии Филипповны («Дачники», 1954). В числе ее ролей последних лет также Войницкая («Дядя Ваня»), соседка в «Колее» и др.
Сценическому успеху содействовала редкостная красота, которую актриса сохранила до преклонных лет, а также то, что можно назвать «породой», прирожденной элегантностью повадки.
С 1954 г. преподавала в Школе-студии. Автор мемуаров «По долгу памяти» (1993), охватывающих период с 1911 по 1970-е гг.
Фильмография
Актриса, педагог.
Народная артистка СССР (1991).
Окончила драматический класс З. С. Соколовой и с начала сезона 1931/32 г. вступила в МХАТ.
Ролям, в которых выдвинулось ее дарование (Маша Маккавеева, «Половчанские сады», 1939; Маша Забелина, «Кремлевские куранты», 1942), был присущ шарм спокойной и уверенной в себе женственности, чувство достоинства в любом положении. Пилявская была также первой исполнительницей ролей медсестры Оли («Платон Кречет»), Александрины Гончаровой («Последние дни»), Тамары («Офицер флота»), Меньшиковой («Алмазы»), Карамзиной («Лермонтов»), Кэрри Эллис («Осенний сад»), Натальи Дмитриевны («Все остается людям»), Кристины («Чрезвычайный посол»), Ильзы Браун («Потусторонние встречи»), бабки («Валентин и Валентина»), Глумовой («На всякого мудреца довольно простоты»), Ксении Замятиной («Репетитор»), Анны Павловны («Живой труп»), Неты («Московский хор»), Богаевской («Варвары»), баронессы («Красивая жизнь»), Софьи Дмитриевны («Суперфляй»), Хлёстовой («Горе от ума», 1992), Сумасшедшей барыни («Гроза»), Анфисы («Три сестры», 1997). Была введена на роли Марии Меншиковой («Елизавета Петровна», 1934), Наташи («Чудесный сплав», 1935), Мариэтт («Воскресение», 1936), Ночи («Синяя птица», 1937), Мэри («Пиквикский клуб», 1937), Софьи («Горе от ума», 1940), миссис Чивли («Идеальный муж», 1951), Насти («На дне», 1953), леди Снируэлл («Школа злословия», 1953), Юлии Филипповны («Дачники», 1954). В числе ее ролей последних лет также Войницкая («Дядя Ваня»), соседка в «Колее» и др.
Сценическому успеху содействовала редкостная красота, которую актриса сохранила до преклонных лет, а также то, что можно назвать «породой», прирожденной элегантностью повадки.
С 1954 г. преподавала в Школе-студии. Автор мемуаров «По долгу памяти» (1993), охватывающих период с 1911 по 1970-е гг.
Фильмография
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Три сестры (1997) | Анфиса | Режиссёр-постановщик Олег Ефремов , Режиссёр Николай Скорик , | 25 фев 1997 |
| Горе от ума | Старуха Хлестова | Режиссер Олег Ефремов , Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр Игорь Власов , | 16 сен 1992 |
| Колея | Елена Андреевна | Режиссёр Леонид Хейфец , Режиссёр-стажёр Ю. Соловьев, Александр Аркадин-Школьник | 30 июн 1987 |
| Дядя Ваня (1985) | Войницкая | Режиссёр-постановщик Олег Ефремов , Ассистент режиссера Николай Скорик , | 27 фев 1985 |
| Репетитор | Ксения Львовна Замятина | Руководитель постановки Владимир Богомолов , Режиссёр Вадим Кузнецов , | 14 мая 1978 |
| На всякого мудреца довольно простоты (1973) | Глафира Климовна Глумова | Постановка и режиссура Виктор Станицын , Режиссёр Всеволод Шиловский , | 24 мая 1973 |
| Валентин и Валентина | Бабка | Руководитель постановки Олег Ефремов , Режиссёр-стажёр Владимир Кузенков , | 29 дек 1971 |
| Потусторонние встречи | Ильза Браун | Постановка и режиссура Олег Ефремов, Виктор Монюков | 12 дек 1971 |
| Дачники (1953) | Юлия Филипповна | Руководитель постановки Михаил Кедров , Режиссёр Василий Орлов , Режиссёр-ассистент Николай Ковшов , | 05 фев 1953 |
Галерея
Галерея
Пресса
-
В Москве прошла творческая встреча, посвященная презентации книги Софьи Пилявской
-
В доме Станиславского вспомнили Софью Пилявскую
-
В Москве представили книгу народной артистки СССР Софьи Пилявской
-
со дня рождения Софьи Пилявской
-
-
Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав,
-
Польская Венера
-
Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке
-
со дня рождения Софьи Пилявской
-
Документальный фильм «Дом Актёра. По долгу памяти. Софья Пилявская»
-
«Грустная книга» («По долгу памяти»). Мемуары Софьи Пилявской
-
Если бы жить
-