Имена | 13 вопросов для Софьи Райзман Пресс-служба МХТ, 25.03.2016 - Какое событие в жизни сделало для вас выбор актерской профессии необратимым?— Учеба в ГИТИСе. В тот момент, когда я поняла, что наш курс превратился в театр, мое в нем существование стало приносить удовольствие, я была уверена, что именно так театр и выглядит. Театром мы в результате и не стали, нет у Мастерской Леонида Хейфеца такой традиции. Хотя Генриетта Яновская и Кама Гинкас пригласили нас в МТЮЗ с двумя дипломными спектаклями (это были «Лейтенант с острова Инишмор» и «Четвероногая ворона») и взяли четверых ребят с курса в труппу. И мы шли туда, сохраняя ансамбль. - Зависимость артиста от чужой воли утомляет, или это — наоборот — хорошо? — Это есть. Важно приспособиться к этой ситуации, научиться лавировать и находить пути. - Вы москвичка? — Нет, я в Томске родилась. В Москве живу с восьмого класса. Полюбила этот город сразу и как-то даже не заметила трудностей перехода в другой ритм. - А что осталось в Томске дорогого? — Какие-то очень сентиментальные вещи приходят на ум. Вот мы недавно были в Томске с гастролями спектакля «19.14» и играли в местном Театре драмы. Я всем своим уши прожужжала: мой дед Моисей Миронович Мучник был директором этого театра, и именно это здание для меня являлось своеобразным детским садом, я там кучу времени за кулисами проводила. Тогда, ни в детстве, ни в подростковом возрасте я не думала, что с театром свяжется моя жизнь. Приехав туда со спектаклем, я поняла, что эти две точки в моем сознании сошлись. Произошли вдруг какие-то открытия, словно встреча с идентичностью. - Сложно ли быть все время позитивной на сцене? — Это нетрудно, это награда за то, что ты делаешь. Перед тем, как ты выходишь на сцену, тебя может мучить куча вопросов, сомнения обуревают, но когда ты делаешь шаг на сцену и попадаешь в эти обстоятельства, у тебя нет выбора. Ты начинаешь существовать по заданным законам. Действие поглощает всецело. И это очень мощное топливо. И огромная, просто бешеная зависимость. - Почему в вашем репертуаре преобладают комедийные роли? Откуда это пошло? — Мне самой интересно (смеется). Наверное, дело в том, что у меня и в жизни, и на сцене есть какой-то барьер к страданиям, я защищаюсь от них. На сцене мне легче всего перенести страдание в комическую природу. Так сбивается пафос. И этот парадоксальный эффект работает. Роль, которая изначально не подразумевала комедийности, становится таковой. Наверное, я еще не встретила человека, который бы смог учесть эту мою особенность и переломить ход вещей. Это было бы очень полезно, я думаю. - Чем ваше – молодое – поколение отличается от старших? Как вы это ощущаете? — Возможно, я буду когда-нибудь думать иначе, но люди сходятся по каким-то совершенно иным параметрам, вне зависимости от возраста или школ. Способность удивляться, поражаться, ни на что не закрывать глаза и дальше развиваться – она не зависит от того, когда ты закончил обучение. - Есть у вас кумиры? — Конечно! Актриса, глядя на которую я понимаю, что до вершины мне очень далеко, и на которую я поэтому готова смотреть бесконечно, — это Джульетта Мазина. Невероятный подъем испытываю, когда пересматриваю фильмы с ее участием. - Какое самое экзотичное место, в котором вы побывали? — Станция Тайга на Транссибе. Это очень экзотично даже по отношению к Томску. Как-то мы ехали зимой из Томска в город Братск. Единственный способ туда добраться – это доехать до этой станции и переночевать там в ночлежке. И вот ночь, и вот ты, станция Тайга, ночлежка. И ничего вокруг. Весьма экзотично! - Что бы вы не смогли сыграть? Какие есть запреты? — Я бы хотела всё попробовать, чтобы потом уже ответственно от чего-то отказаться. Конечно, для актера маленькая роль – очень большое испытание. Это невероятный труд, иногда требующий дополнительных ресурсов. Когда у тебя какой-то обслуживающий рисунок в спектакле, ты не всегда на сцене, ты не всегда знаешь, что тебе делать, от тебя не всегда зависит ход спектакля, смысл удержать сложно. В таком режиме на самом деле невероятно трудно работать. - А вводы – тоже испытание? — Ой, нет. Вводы мне очень нравятся! В этом году у меня впервые в жизни было три ввода. Например, «Обрыв» Адольфа Шапиро – это ты будто в чужой сон попадаешь. Репетиций было не так много, в процессе создания спектакля ты не участвовал, и вот уже открывается занавес, и зрители в зале. И ты в костюме, и партнеры с тобой заговаривают… У тебя есть рисунок и узкая дорога. Ты свободен от штампов и совершенно невольно вносишь обновления в сам немолодой спектакль. Таких ощущений странных и ярких при полноценном выпуске не бывает. У меня еще был ввод в «Старосветских помещиков» — они пятнадцать лет уже идут. На моем вводе обновился почти весь состав (кроме Александра Семчева). - Про что для вас спектакль «19.14»? — Когда мы делали его, мы все немного опасались темы. Вот про то, что соседские народы воюют… И становятся не соседями, а народами. И что вчерашнего домохозяина и прилежного мужа волнует сегодня вопрос не что купить на ужин, а как убить всех. Эта искра ненависти зажигается в секунду. Когда мы ставили себя в эти обстоятельства, это давало много новых мыслей и красок. Проблема ведь эта, увы, не становится менее актуальной. - Есть ли фраза педагогов, которая в вас запала, завет, с которым вы сверяетесь в профессии ежедневно? — Если серьезно отвечать, то была у нашего мастера — Леонида Ефимовича Хейфеца — такая фраза: «Надо копать свою ямку». Каждый эту фразу понимает, как может. Я часто ее вспоминаю, очень много сил придает. А если несерьезно, то вот, например, на третий курс к нам в ГИТИС приехал один очень серьезный режиссер, долго и подробно описывал, какой он с нами будет ставить спектакль. Последней его фразой было: «И вообще, нет времени на неправду!» Сказал он это и больше к нам не приезжал! Пресса Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021 Фильм о спектакле Сергея Женовача «Заговор чувств», Медиацентр МХТ, 26.04.2021 «Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021 Премьера в МХТ — «Заговор чувств» (видео), Ticketland.ru, 23.04.2021 Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021 Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021 Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021 Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021 На «Заговоре чувств» в МХТ имени Чехова зрителям предложили колбасу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.04.2021 Заговорщики. О новом спектакле «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, Нина Агишева, Сноб, 1.04.2021 Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 «Мужья и жены»: бег по кругу, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.06.2017 Женюсь? Женись, Анастасия Вильчи, Index-art, 16.06.2017 Премьера спектакля «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова, Сергей Чалый, Русский блоггер, 28.09.2016 Пресс-показ нового музыкального спектакля «Гордость и предубеждение». Фоторепортаж Михаила Ветлова, Geometria.ru, 24.09.2016 «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова. Фоторепортаж Ильи Золкина, Культура двух столиц, 24.09.2016 МХТ «Гордость и предубеждение» по роману Дж. Остин. Фоторепортаж Михаила Белоцерковского, часть 1, 24.09.2016 Мюзикл «Гордость и предубеждение»: МХТ им. Чехова представляет премьеру, видеосюжет телеканала «Культура», 23.09.2016 «Макбет» в фотографиях Галины Фесенко, 20.04.2016 «Макбет» в фотографиях Евгения Люлюкина, 16.04.2016 «Макбет» в фотографиях Владимира Майорова, 16.04.2016 «Макбет» в фотографиях Леонида Казаринова, 15.04.2016 13 вопросов для Софьи Райзман, Пресс-служба МХТ, 25.03.2016 Телеверсия юбилейного вечера Олега Табакова, Первый канал, 16.01.2016 Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015 МХТ в Томске: гастроли 30 лет спустя, Мария Симонова, westsib.ru, 27.08.2015 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 В МХТ имени Чехова покажут премьеру спектакля «19.14», видеосюжет телеканала «Москва 24», 9.02.2015 «19.14». И смех, и слезы, и война, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 1.12.2014 На Восточном фронте без перемен, Ольга Фукс, Экран и сцена, 30.11.2014 «19.14». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 19.11.2014 Вечная мировая, Ирина Алпатова, Театрал, 20.10.2014 Битва стереотипов и немного абсурда: «19.14» на сцене МХТ имени Чехова, Сергей Багулин, Бюро 24/7, 17.10.2014 В репертуаре МХТ имени Чехова появился спектакль о Первой мировой войне, видеосюжет телеканала «Культура», 9.10.2014 Режиссер-дебютант превратил МХТ в кабаре, видеосюжет телеканала «Мир 24», 6.10.2014 «19.14» в фотографиях Галины Фесенко, 5.10.2014 «19.14» — фоторепортаж Дмитрия Рухлецкого, Вечерняя Москва, 5.10.2014 «19.14» в фотографиях Олега Черноуса, 4.10.2014 «Война ж совсем не фейерверк…», Столичный информационный портал, 4.10.2014 К акции “Ice bucket challenge” присоединились актеры МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 11.09.2014 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 |