Роман Григорьевич Виктюк

Имена

(28.10.1936, г.Львов — 17.11.2020, г.Москва)

Родился 28 октября 1936 г. в Львове (Украина) в семье актеров-кукольников.

По окончании в 1956 актерского отделения ГИТИСа (ныне РАТИ) работал в львовском ТЮЗе им. М. Горького, поставил спектакли «Все это не так просто», «Когда взойдет месяц», «Фабричная девчонка», «Город без любви», «Дон Жуан», обнаружив тягу к «нетипичному» прочтению пьес.

В 1971 работал режиссером в Литовском Русском драматическом театре (Вильнюс). Осуществил постановки спектаклей «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова, «Мария Стюарт» Фр. Шиллера, «Валентин и Валентина» М. М. Рощина, «Любовь — книга золотая», «Встречи и расставания», «Продавец дождя» и др.

Всегда придерживаясь авторского текста, ставил спектакли «без купюр».

Творчество Виктюка трудно принималось руководством. Его спектакль «Уроки музыки» Л. С. Петрушевской, поставленный в 1978 в Студенческом театре МГУ, был запрещен. В 1975 в Театре им. Моссовета Виктюк поставил «Вечерний свет» А. Н. Арбузова, в 1977 — «Царскую охоту» Л. Г. Зорина; во МХАТе — спектакли «Муж и жена снимут комнату» Рощина (1976) и «Татуированная роза» Т. Уильямса (1982).

Спектаклем «М. Баттерфляй» (1990) по пьесе Д. Г. Хуана открылся «Театр Романа Виктюка», который объединил артистов из разных театров, близких режиссеру своим мировоззрением. Спектакль по пьесе Н. В. Коляды «Рогатка» (художник В. Боер), в котором Виктюк работал с американскими, «бродвейскими» актерами (в русском варианте в «Рогатке» играл С. В. Маковецкий), в трактовке режиссера поднимал проблемы одиночества, тоски, духовного поиска.

Для творчества Виктюка характерны эстетизм, высокий вкус, сопряженный с философией духа («Служанки» Ж. Жене, «Лолита» Э. Олби по В. В. Набокову, обе 1992).
Своими спектаклями режиссер определяет собственную сверхзадачу: поиск гармонии. Одним из его любимых режиссерских приемов является «театр в театре», когда актеры разыгрывают перед зрителями сюжет, нарушая целостность сценической иллюзии, получая простор для собственного остранения. 

В 1989 году Роман Виктюк пришел в Театр им. Евг. Вахтангова.

Впервые он появился здесь еще в 1983-м, поставив «Анну Каренину» по Л. Толстому. В инсценировке М. Рощина главной была не история любви, а нравственный сюжет романа. Спектакль обращал внимание масштабностью взятых на себя задач, но некоторые находили его слишком красивым, сравнивая с «Дамой с камелиями».

Об этом намеке вспомнилось, когда уже в 1990 году Виктюк поставил на вахтанговской сцене английскую мелодраму «Дама без камелий» вновь с Людмилой Максаковой в главной роли.

>Самой существенной работой Романа Виктюка стали «Уроки мастера» Д. Паунелла на сюжет из советской истории. В черно-белом пространстве художника В. Боера героями политического фарса выступили Сталин, Жданов, Прокофьев и Шостакович. Ульянов играл Сталина бесстрашно: на резких переходах, с грубостью, жестокостью, тяжелой физиологичностью и трагическим нервом. Жданова, сочетавшего прямое подхалимство и наглое чувство независимости, изворотливость и циничную откровенность, А. Филиппенко играл эксцентрично. Возникала фигура мелкого беса, инквизитора с ухватками уголовника. В Прокофьеве, которого играл Ю. Яковлев, был страх и, как писал критик А. Свободин, стремление сохранить достоинство русского интеллигента в обстоятельствах, когда это невозможно. Шостакович Сергея Маковецкого казался совсем юным (эта роль стала настоящим открытием молодого актера, хотя он не первый раз появлялся на вахтанговской сцене).

Уже на уходе из Театра Вахтангова, Роман Виктюк поставил здесь свой самый непосредственный и за последние годы самый демократичный спектакль, полный восхищения перед искусством «Я тебя больше не знаю, милый». Постановка дала повод для демонстрации мастерства таких актеров, как Л. Максакова и С. Маковецкий, Ю. Рутберг и молодая М. Аронова.

В 1999«Театр Романа Виктюка» получил собственное здание в ДК имени Горбунова. Виктюк поддерживает связи с театрами российской провинции, в 2001 выпустил спектакль «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову в Нижегородском театре драмы им. М. Горького с участием Г. С. Демурова.


Статья о Романе Виктюке из энциклопедического издания «Московский Художественный театр. 100 лет» (1998)

Родился во Львове. Окончил актерский факультет ГИТИС (1957).
Начинал в Театре юного зрителя в родном городе. Его режиссерская судьба была пестра: служил главным режиссером ТЮЗа в Калинине, ставил в русских драматических театрах в Вильнюсе и в Киеве. С середины 70-х гг. его начали приглашать на постановки в театры Москвы и Ленинграда. На горизонтах Художественного театра Виктюк появлялся трижды: в 1976 г. он поставил тут пьесу М. Рощина “Муж и жена снимут комнату”, в 1982 г. — “Татуированную розу” Теннесси Уильямса и “Украденное счастье” Ивана Франко; в обоих спектаклях, прочно вошедших в репертуар, предложил тонкую и эффектную разработку главной женской роли И. П. Мирошниченко; роль Миколы Задорожного в “Украденном счастье” была удачей Г. И. Буркова.
Везде угадывая потребности труппы, куда пришел, и нигде не стремясь стать до конца своим, Виктюк работал в Театре им. Моссовета (“Вечерний свет” А. Н. Арбузова, “Царская охота” Л. Г. Зорина) и у вахтанговцев (“Анна Каренина” по Л. Н. Толстому, “Дама без камелий” Т. Рэттигана, “Уроки мастера” Д. Паунэлла, пьеса Нины Садур по роману Н. С. Лескова “Соборяне” и др.).
Творческую программу Виктюка, однако, выражали не столько эти многочисленные спектакли, а его работа в самодеятельной студии “Уроки музыки” Л. С. Петрушевской (1980). Режиссер угадал авторскую манеру — единство шокирующего жизнеподобия с абсурдом, но открывал (или вносил) некую поэзию, безотносительную и к натуре, и к абсурду. Эта поэзия проступала в ритмах, во взаимодействии пластических группировок с пространством. Найденные тут принципы он в дальнейшем несколько огрублял на профессиональной сцене, ставя ту же Петрушевскую (“Квартира Коломбины”, театр “Современник”,1986), других авторов “новой волны” или примкнувших к ним драматургов старшего поколения (“Стена” А. М. Галина, “Современник”, 1987). Фантазийность и эротичность нарастают в его постановках: “Федра” Марины Цветаевой, Театр на Таганке (1988); “Служанки” Ж. Жене, театр “Сатирикон” (1988); “Наш Декамерон” Э. С. Радзинского, Театр им. Ермоловой (1989); “Мелкий бес” Ф. К. Сологуба, “Современник” (1989). В этот цикл его работ вписывается и постановка в МХАТ им. Горького — “Старая актриса на роль жены Достоевского” Радзинского (1988) с Т. В. Дорониной и Г. И. Бурковым. Виктюк сумел увлечь обоих стихией экстравагантной и злой игры, сплести природный реалистический дар исполнителей с темой абсурда.
В 1991 г. был создан Театр Романа Виктюка, где режиссер повторил с новыми исполнителями свои прежние работы (“Служанки”, “М. Баттерфляй” Д. Хуана, “Рогатка” Н. Коляды) и поставил “Двое на качелях” У. Гибсона с Наталией Макаровой, “Лолиту” Э. Олби по роману В. Набокова и др. В таланты Виктюка входит талант создания собственного имиджа, он театрализует свое поведение, дает блестящие и не связанные верностью фактам интервью, участвует в фильмах о себе и пр.

Инна Соловьёва