Имена | Болеро на днеРоман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000 В Театре под руководством Олега Табакова показали премьеру спектакля «На дне». Это вторая постановка, осуществленная в популярном табаковском подвале режиссером Адольфом Шапиро. В прошлый раз он ставил здесь другую пьесу Горького, «Последние». Как и тот, новый спектакль заметен, прежде всего, актерскими совершениями.В старые времена считалось, что русская труппа правильно сформирована, если в ней «расходится» грибоедовское «Горе от ума». Еще одним тестом на правильную комплектацию театра может служить «На дне». В Театре Табакова пьеса «разошлась» замечательно (с учетом того, что на роль Сатина пригласили Александра Филиппенко). Понятие «актерский спектакль» у нас давно скомпрометировано всякими халтурными антрепризами, но постановка Адольфа Шапиро может служить примером театра, действительно ценного соединением в небольшом пространстве многих интереснейших и запоминающихся индивидуальностей. Чтобы понять, что имеется в виду, достаточно посмотреть на Андрея Смолякова Актера. В четвертом акте он, не сходя с места и почти не произнося ни слова, умудряется сыграть последнее отчаяние человека перед самоубийством. Еще очень хороши Виталий Егоров в роли Барона и Сергей Беляев, играющий полицейского. Надо видеть, как подле умирающей жены жадно ест пельмени Клещ Александр Мохов. Еще непременно надо видеть, как произносит знаменитый монолог о якобы гордом звучании человека Филиппенко зло, равнодушно, глядя в пустоту остекленевшим взглядом. Наконец, как играет загадочного странника Луку сам Олег Табаков, расчетливо маневрирующий между своими звездными повадками и объективными требованиями роли. Не так уж важно понять, врун Лука или спаситель. А вот то, как точно схватывает Табаков опасливую повадку героя, жалкую стариковскую готовность к чужой грубости и хитрое стремление всех утешить, увидеть важно. Короче говоря, следить за подробностями и мелочами актерского существования гораздо увлекательнее, чем ломать голову над общей идеей постановки или над побудительными мотивами, заставившими театр и режиссера схватиться за хрестоматийный горьковский текст. Благо, что единственный внятный намек на замысел дан сразу, в начале. Как только отдергивается легкий черный занавес, скрывающий от публики тесное игровое пространство подвала, взгляд упирается в коллективный «портрет» персонажей. Они раскиданы режиссером по поднимающейся уступами скамеек вверх трибуне, зеркально отражающей амфитеатр зрительного зала. Художник Александр Боровский даже обозначил на этих сценических нарах номера мест для рассадки возможных зрителей. Ночлежники очень долго, сосредоточенно смотрят на зрителей и выразительно молчат, так, что в зале даже назревают недоуменные смешки. Пошляки могут сразу выдавать расхожую формулу замысла «это все про нас, про нашу жизнь». Вряд ли опытный режиссер Шапиро ставил задачу именно так. Но он, кажется, сделал все возможное, чтобы происходящее в «На дне» не казалось философской или социальной абстракцией, хотя другие театры эту пьесу играют то как трагикомическую мистерию про человечество, то как шокирующее откровение про изнанку благополучия. Общеизвестно театральное предание о том, как артисты Художественного театра начала века снарядили целую экспедицию в московские ночлежки. Актерам «Табакерки», чтобы сыграть своих персонажей, кажется, было необязательно даже как-то особенно пристально вглядываться в бомжей у метро «Красные ворота». Обитатели этого дна не так уж далеко зашли за ту зыбкую черту, которая отделяет обычного человека от опустившегося парии. Гордого романтизма тут не более, чем бытовой безнадеги. Ночлежники много пьют, но толком даже не пьянеют. Нескончаемо монотонное болеро Равеля, на которое положен спектакль, служит не столько волшебным звуком из другой жизни, сколько музыкальным знаком безвыходного рондо бытия вообще. Устроенное Адольфом Шапиро дно «Табакерки» оказалось обыденным и неглубоким. Ровно настолько неглубоким, чтобы не дать возможности смотреть на обитателей этого близкого дна свысока. Новая московская версия великой горьковской пьесы создание умных профессионалов, знающих, что в России непростительно дожидаться, пока тебя упрекнут в забвении униженных и оскорбленных. Пресса Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023 Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Режиссёр Адольф Шапиро: «Увидел Ренату Литвинову и понял вот моя Раневская», Айсылу Кадырова, Вечерняя Казань, 22.11.2016 Адольф Шапиро: «Любая диктатура возникает от неуверенности в себе», Сергей Элькин, Театрал, 28.09.2016 Фоторепортаж «Вручение юбилейной 20-й театральной премии газеты Московский комсомолец», Фотохроника ТАСС, 10.11.2015 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 МХТ имени Чехова привез в столицу Латвии «Вишневый сад», ТАСС, 26.10.2015 Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015 Проект «Чехов жив» «Цветы запоздалые», 25.09.2015 «Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015 Ольга Яковлева в программе «Большая семья» (эфир от 2 мая 2015 г.), телеканал «Культура», 3.07.2015 Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015 Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015 Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015 Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015 Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015 «Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015 Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015 Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015 «Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015 Адольф Шапиро: «Я ставлю спектакль, чтоб люди, среди которых я живу, поняли, что мир на краю…», Елена Дьякова, Новая газета, 15.05.2015 Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015 Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015 Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015 Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015 Быть или не быть: «Мефисто. История одной карьеры» в МХТ имени Чехова, Анастасия Каменская, Бюро 24/7, 30.04.2015 Спектакль по роману Клауса Манна поставили в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 24.04.2015 Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015 «Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015 Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015 История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Сергея Петрова, 20.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Екатерины Цветковой, 20.04.2015 В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015 «Мефисто» новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015 МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015 Премьера спектакля «Мефисто» состоится в МХТ имени Чехова, РИА Новости, 17.04.2015 «Мефисто» в фотографиях Геннадия Усова, 17.04.2015 Интервью с Адольфом Шапиро, Open minded people, 13.04.2015 Адольф Шапиро репетирует новый спектакль в МХТ имени Чехова, teatrall.ru, 25.02.2015 Адольф Шапиро: «Рената Литвинова никогда не откажется от Вишневого сада, Анжелика Заозерская, Москвичка, 4.07.2014 На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010 «Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010 Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010 Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010 Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010 Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010 В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010 Художественный театр в этом сезоне сделал акцент на русскую классику, РИА Новости, 12.04.2010 Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010 «Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010 РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007 «Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004 ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002 В компании с толстяком, Итоги, 26.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001 Мольер упал
У нас несчастье
, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001 Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001 Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001 Жил да был один Мольер по прозванью Табаков
, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001 Лучше только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001 Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001 Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001 Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001 «ПОСЛЕДНИЕ» ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000 Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000 Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000 Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000 Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000 Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000 Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000 Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000 Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000 И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998 Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995 Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995 «Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995 Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995 ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995 Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995 «Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995 ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости Из последних сил, Элина Мосешвили Отцы и дети, Нина Агишева |