Пётр Фёдорович Шаров | ||
Имена | (12.05.1886, Пермь — 18.04.1969, Рим) Актёр, режиссёр. Родился 12 мая 1886 года в Перми. Учился в школе МХТ, работал в студии на Поварской у Вс. Мейерхольда. В 1917-1919 годах — в труппе МХТ, после 1919 года жил за границей. С 1919-1922 в составе Качаловской группы играл Горацио в «Гамлете», Смердякова в «Братьях Карамазовых», Бубнова в «На дне», Прохожего в «Вишневом саде», был помощником режиссера. В 1923-1927 годах был артистом Пражской группы МХТ, играл Гаева в «Вишневом саде», Луку в «На дне», Серебрякова в «Дяде Ване», по-прежнему Смердякова — свою лучшую роль. В 1927 году возглавил театр в Дюссельдорфе. Превосходно знал иностранные языки, свободно владел немецким, итальянским, французским, выучил голландский. В 1927 году впервые поставил в Амстердаме «У врат царства» Гамсуна, с декорациями М. Добужинского. В 1929 году переехал в Италию, где работал режиссером в разных театрах. В 1938 году в Риме создал театр «Элезио», в 1945 году основал Свободную академию театра. В 1949 году возглавил Национальный театр Амстердама (Штадтшаубург). Первым его спектаклем был «Месяц в деревне» с известной в то время голландской актрисой Энк ван дёр Моер. В Амстердаме Петр Федорович ставил в основном русскую классику. Почти ежегодно игрались пьесы Чехова, Горького, Гоголя, Островского. Огромный успех имели «Три сестры», поставленные им трижды в сезонах 1949, 1954 и 1965 годов. «В Голландии Шарова называли нидерландский Станиславский. С его приездом в Амстердам возникла новая театральная ситуация, которую старый голландский театр не знал, да и, по-видимому, не считал возможной. Понятие правды в искусстве, усвоенное Шаровым в Художественном театре, стало единственным критерием его режиссуры и важнейшим императивом человеческого духа. Режиссерское искусство Шарова сводилось к тому, чтобы обосновывать и мотивировать любое действие актера на сцене. Для театров Амстердама и Роттердама это было внове». (Виталий Вульф) В Амстердаме Шаров создал свою школу, воплощая идею театра, как «идеальной семьи». Учеников он опекал и нежно любил. Семьи у него не было, человек он был одинокий, благороднейший и бескорыстный. В 1967-м в Роттердаме Шаров выпустил «Дядю Ваню» в театре «Шаубург», спектакль шел более двух лет, что было невероятно для этой маленькой страны. В годы работы в Голландии Шаров ставил в Гааге «Горе от ума», оперу «Евгений Онегин», в Амстердаме — «Женитьбу» Гоголя, «Иванова» Чехова «Село Степанчиково» по Достоевскому и много раз «Вишневый сад» с голландской актрисой Идой Вассерман. 29 мая 1968 года состоялась последняя премьера Шарова: в частном театре «Де Нурдер компани» он поставил вечер одноактных пьес Чехова: «Медведь», «Предложение» и «Юбилей». Петр Шаров умер в Риме в 1969 году. На могильной плите, установленной от имени Нидерландов, скульптор Мари Андриссен, изобразила последнюю сцену из «Трех сестер», надпись гласит: «Большое сердце артиста и режиссера Петра Федоровича Шарова перестало биться в Риме 18 апреля 1969 года. Он родился в г. Перми 12 мая 1886. Был награжден орденом Оранж Нассау голландской королевой Юлианой». Виталий Вульф, «Театральный дождь», серия «Мир искусств» |