Имена | На выдохе, 17.05.2005 День Победы театр «Эрмитаж» отметил премьерой «Последнего письма» (глава из романа Василия Гроссмана)9 мая в саду «Эрмитаж» мысли в голове крутились все больше грустные. Судите сами: в Берлине к этому дню мемориал в память жертв Холокоста открыли, а у нас вот Сталина как будто из-под земли выкопали. Как говорится, почувствуйте разницу. И пусть он там (в саду «Эрмитаж») на земляной клумбе не один сидит, в компании с Черчиллем и Рузвельтом, а все равно неприятно. Не из-за того только, что на фоне этого злодея-истукана тут же, радостно улыбаясь, принялись фотографироваться бездумные молодые люди. Более всего печально, что немцы в день нашей победы пострадавший народ поминают (все шесть миллионов на стелах перечислены, никто не забыт), а мы по неискоренимой привычке властителя. По случайному совпадению в этот день на малой сцене театра «Эрмитаж» сыграли премьеру, мыслям этим неожиданно стойко противостоящую. Люди, к ней так или иначе причастные, без торжественных фанфар и почетных гостей возводили тут свой памятник, и это был памятник не власти народу. Писать подобного рода высокие слова неловко крайне, но «Последнее письмо», увиденное 9 мая, именно их востребовало, ничего не поделаешь. Режиссер Николай Шейко придумал представить на сцене одну главу из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». В годы перестройки роман этот, освобожденный от цензуры, произвел сильное впечатление, читался взахлеб, а потом, как это водится в нашей стремительно несущейся невесть куда действительности, благополучно забылся. Глава «Последнее письмо», может быть, самая в нем впечатляющая. Текст невероятный, в прямом смысле душераздирающий, читать его большая сердечная мука, а слушать еще большая. Пережить ее пожелаю каждому, сейчас она как никогда необходима чтобы от накативших перемен очнуться и почувствовать себя в конце концов человеком. Это предсмертное письмо матери к сыну, написанное из гетто маленького украинского городка. Никаких специальных ужасов там нет, вот только осознание скорой смерти звучит в каждом слове. На спектакль в этот день пускали без билетов, угощали фронтовыми ста граммами, а потом вели в зал. Слово «спектакль» к тому, что мы увидели, подходит плохо. Николай Шейко и художник Валерий Фомин минимально деликатными средствами создали обстановку и музыкальный фон, поддержав актрису Александру Ислентьеву в главном, наверное, событии ее актерской жизни. Ислентьева актриса «Эрмитажа», в репертуаре занята мало, сказать, какая она актриса, не смогу и сейчас. В «Последнем письме» она играет удивительно. Впрочем, слово «играет» тоже сюда не идет. Это, похоже, тот случай, о котором писал Пастернак, здесь и в самом деле кончается искусство «и дышат почва и судьба». Никакого внешнего надрыва (в него так легко скатиться, что и подтвердил ее партнер Александр Скворцов, сына обозначающий и, увы, не удержавшийся от демонстрации переживания), слез и прочих атрибутов, годных для трагедии. Тут переживание, загнанное глубоко внутрь, которое уж точно не стереть финальными аплодисментами, от такого не сразу оправишься. Так сейчас, пожалуй, и не играют, не модно. А в конце случилось и вовсе невиданное актеры, откланявшись, ушли, а публика продолжала сидеть, как придавленная. Наверное, это и есть катарсис. Пресса Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Николай Шейко: Режиссер — это всегда охотник, а актер — жертва, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.06.2018 В чеховском МХТ своих не забывают, Любовь Лебедина, Трибуна, 29.05.2018 МХТ отметил юбилей несгибаемого Николая Михайловича Шейко, Наталия Гопаненко, Э Вести, 26.05.2018 МХТ имени Чехова поздравит Николая Шейко с 80-летием, ТАСС, 24.05.2018 В МХТ имени Чехова отметят 80-летие Николая Шейко, телеканал «Культура», 24.05.2018 Защитник Атлантиды, Александра Машукова, Экран и сцена, 23.05.2018 Шейко отважный, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 23.05.2018 Видеозапись спектакля «Учитель словесности» (2003 г.), культура.рф, 21.10.2015 Сбор труппы в МХТ им. А. П. Чехова. Фоторепортаж Сергея Куксина, Российская газета, 2.09.2015 Человек на букву «К». Виктор Гвоздицкий о Николае Шейко, Петербургский театральный журнал, 24.05.2015 В творческом отпуске. К 75-летию режиссера Николая Шейко, Григорий Заславский, 22.05.2013 Николай Шейко стал заведующим, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008 Режиссер на пенсии, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2008 Столетие со дня рождения Василия Гроссмана отмечают в театре «Эрмитаж», Агентство национальных новостей, 12.12.2005 Смотреть в глаза невыносимо, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.05.2005 Звук лопнувшей струны, Алена Данилова, газета Культура, 26.05.2005 На выдохе, Итоги, 17.05.2005 Посвященный 60-летию Победы спектакль «Последние письма» в театре Эрмитаж отмечен престижной премией, ИТАР-ТАСС, 14.05.2005 А может, «заигрались»?, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005 В театре «Эрмитаж» ставят спектакль по роману Василия Гроссмана, Канал Культура, 3.05.2005 Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003 Неча на зеркало плевать
, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003 Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003 |