Народная артистка СССР

Фаина Васильевна Шевченко

Имена

(5.4.1892, Воронеж — 10.5.1971, Москва)

Актриса. Народная артистка СССР (1948).

Окончив гимназию, поступила в 1909 г. в сотрудницы МХТ. С 1911 по 1914 г. одновременно училась в школе МХТ. Оставаясь в театре по 1959 г., сыграла 31 роль. Первая исполнительница ролей: горничная (“Братья Карамазовы”, 1910), Настасья Ивановна (“Смерть Пазухина”, 1914), Матрена (“Горячее сердце”, 1926), Васка (“Унтиловск”, 1928), Эмилия (“Отелло”, 1930), Мелания (“Егор Булычов и другие”, 1934; “Достигаев и другие”, 1938), Кабаниха (“Гроза”, 1934), Дунька (“Любовь Яровая”, 1936), Глафира Фирсовна (“Последняя жертва”, 1944), Гурмыжская (“Лес”, 1948), Толбухина (“Плоды просвещения”, 1951), Табун-Турковская (“Золотая карета”, 1957) и др. Введена на роли, которые множество раз исполняла: Василиса (“На дне”, 1916), Мамаева (“На всякого мудреца довольно простоты”, 1919), Марселина (“Безумный день, или Женитьба Фигаро”, 1929) и др.
“Ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем” — так описал ее П. А. Марков (“Книга воспоминаний”, с.251). Уже после того, как она в студийные годы сыграла “Ведьму” Чехова, критики заговорили о прорыве из быта в густоту жизни, в ее недра, в ее “земляное”. Такому прорыву так же могла служить колдовская удаль красавиц — “ведьмы” или унтиловской самогонщицы Васки, как и бесстыдство разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, — Настасьи из “Смерти Пазухина” или Матрены из “Горячего сердца”. Актриса и им дарила своеобразный размах. Бытовые краски приобретали вызывающую театральную смелость, которая и была главной приметой искусства Шевченко. Недаром актрисе шел живописный слог Бориса Кустодиева в спектакле по Салтыкову-Щедрину и безудержно-правдивая выдумка художника Николая Крымова в могучей комедии Островского. Многие узнавали черты Шевченко в картине Кустодиева “Купчиха” — в этой фигуре в полный рост на фоне русского города.

И. Соловьева