Заслуженный деятель искусств РФ

Вадим Васильевич Шверубович

Имена

(28 июля [10 августа] 1901, Москва —13 июня 1981, Москва)

Сотрудник постановочной части МХАТ, педагог.

3аслуженный деятель искусств РСФСР (1948).

Сын В. И. Качалова и Н. Н. Литовцевой, Шверубович был в детстве и отрочестве любимым воспитанником Л. А. Сулержицкого, от которого, как и от родителей, на всю жизнь воспринял благородство принципов, способность брать на себя обязанности других, демократизм, верность своему слову. Высшего образования Шверубович не успел получить в силу обстоятельств: ушел в 18 лет добровольцем в Белую армию, а после тифа начал работать как помреж и сотрудник постановочной части «качаловской группы», гастролировавшей с 1919 по 1922 г. по югу России, а затем за границей. Те же обязанности были на него возложены Станиславским и во время зарубежных гастролей воссоединившегося в Москве Художественного театра (1922-1924).

С 1932 г. Шверубович — заместитель заведующего, а затем заведующий постановочной частью МХАТ (в 1926-1930 — зав. постановочной частью Ленинградской академической драмы, в 1930-1932 гг. — Студии Малого театра). Оба основателя, как и все «старики» МХАТ, видели в Шверубовиче одного из тех строителей театра, которым он обязан мировой славой. К этому были все основания. И. Я. Гремиславский и Шверубович превратили постановочную часть театра из вспомогательно-служебной в творческую, а постановочную технику возвели в степень искусства.

Как работник МХАТ Шверубович с начала Отечественной войны имел бронь, но ушел в ополчение. Под Вязьмой попал в плен. Его дальнейшая эпопея включает побег из лагеря, переход через Сен-Готар в Италию, где его спрятали в одном из горных монастырей монахи-бенедиктинцы, участие в итальянском антифашистском Сопротивлении на севере страны. После победы он работал в резервации бывших военнопленных в Модене, где его по запросам отца разыскали; он получил бумаги для возвращения на родину, но с пограничной станции был немедленно отправлен в другой лагерь — советский. Ограбленный до нитки, в рубище из мешковины, истекающий кровью от дизентерии и побоев, он был чудом вновь найден и после десятидневного допроса на Лубянке вернулся наконец домой и на работу в МХАТ. 

С 1946 г. начал театрально-педагогическую деятельность в Школе-студии, где с 1954 г. возглавил постановочный факультет после кончины его основателя Гремиславского. Он был одним из создателей вышедшего из недр Школы-студии театра «Современник».

Незаурядный литературный дар Шверубовича открылся в мемуарных книгах «О людях, о театре и о себе» (1976) и «В старом Художественном театре» (посмертное издание, 1990). Автобиография как бы сливается здесь воедино с биографией Художественного театра. Подкупает живость намеренно «нелитературного», «разговорного» повествования. Уникально его проникновение во внутренний творческий мир Качалова. Перу Шверубовича принадлежит едва ли не самый живой портрет Станиславского: всего на нескольких страницах книги — восприятие духовной квинтэссенции и мирового значения его знаменитой «системы».


В. Виленкин