Имена | Анатолий Смелянский о новом сезоне МХТ Пресс-служба МХТ, 28.10.2014 Первый заместитель художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова, президент Школы-студии МХАТ, театральный критик Анатолий Смелянский размышляет о новом сезоне МХТ. - 26 октября Художественному театру исполнилось 116 лет. Чем сегодня он живет? Можно ли наметить итоги и перспективы? 116 лет это преклонный возраст. И как историк, и как действующее лицо МХТ я вспоминаю, что театр этот «хоронили» уже много раз. Хоронили в период революции, хоронили и до нее, хоронили и после. Например, когда в Париже советский Художественный театр увидела белая эмиграция. Добужинский зашел за кулисы и долго возмущался тем, что в «Анне Карениной» не тот костюм у офицера. На что один из артистов сказал: «Послушайте, Мстислав Валерьянович, кому теперь до этого есть дело?» На что последовал вердикт замечательного художника: «Художественного театра больше нет». Интересно, как изменялись горизонты ожидания от того, что начиналось как Художественно-общедоступный. Был общедоступный, потом просто Художественный, потом академический, потом СССР имени Горького, потом имени Чехова и каждый раз эти горизонты менялись. «Это не тот Художественный театр», слышишь и по сей день. Ну, да, что тут спорить, давно не тот Художественный, с которого все начиналось и, многократно преображаясь, существовал под другими именами. Но все же память места многое определяет в том, что происходит и сейчас в этом здании. Здесь что-то делать все равно нельзя, запрещено. Невозможно нагло и бесстыдно угождать власти, например. Хотя в какие-то годы и этот запрет отменялся. Одна из черт Олега Ефремова, который руководил МХТ почти 30 лет, была ненависть к МХАТ СССР начала 1950-х, в который его не взяли по окончании Школы-студии. Его «Современник» начинался под крылом МХАТ СССР, но потом был отторгнут, как только «мхатчики» догадались, что это абсолютно не их «дитя». Ефремов застал МХАТ после войны, «в глухую пору листопада», когда театр провалился в дыру безвременья. Особым способом определялся современный репертуар, в основном в расчете на Сталинскую премию. Мизансцены строились с разворотом по диагонали, к ложе Сталина. Туда обращались ударные монологи. Старики рассказывали, что артист мог Сталинскую премию получить только за положительную роль. Стоит вспомнить это, чтобы понять, какие были горизонты ожидания… Будущий сезон в чеховском МХТ для меня тридцать пятый. Пришел в МХАТ СССР им. Горького по приглашению Ефремова в 1980 году. Так что не раз слышал про смерть этого театра и при Ефремове, и после Ефремова. Но театр наш жив. Он будет, наверное, не раз еще умирать и возрождаться, но в каком-то смысле он повязан с Россией, то есть давно и прочно уподоблен стране, которая призвала его к жизни. Очень рано у Станиславского возникает это чувство странной близости. Не только театр похож на страну, в которой он существует, но и страна похожа на театр, судьбы их моделируют друг друга. Когда-то в «Московских новостях» была страница трех колонок: именовались они «в мире», «в стране» и «во мне». Вот тогда в ранние 90-е я написал личный текст («во мне») про раздел МХАТ СССР им. Горького. Текст был, естественно, субъективный («во мне»), Ефремов сказал, что может это и так, но как-то пугающе звучит: раздел МХАТ и раздел страны. А потом, спустя годы, вспомнив эту историю, согласился: да, похоже. Раздел МХАТ произошел за четыре года до развала страны. И раздел проходил примерно в тех же формах. В духе «Бобка» Достоевского. Но началось это, еще раз скажу, давным-давно. Есть важное полуироническое замечание Василия Качалова. 1915 год, идет война, мало кто понимает, куда катится страна. В Художественный театр пришли новые зрители, беженцы. МХТ полтора года не выпускает ни одного спектакля, репетирует «Село Степанчиково». И вот Качалову кто-то сказал: «Что-то потускнел Художественный театр», и артист замечательно парировал: «Вся Россия потускнела, от чего же не потускнеть Художественному театру?» Олег Ефремов был, безусловно, режиссером и идеологом театра. Он пришел в советский МХАТ в 42 года. Его тридцатилетний марафон попал большей частью на развал советской системы. Он заканчивал жизнь так казалось с очень близкого расстояния с ощущением катастрофы. Краха того ефремовского эксперимента, который заключался в попытке возвращения к истокам Художественного театра. Олег Табаков возглавил театр в мае 2000 года, начинались нулевые, начиналась иная эпоха. Пришедший на смену новый Олег не позиционировал себя как идеолог МХТ или даже как режиссер – «строитель театра». И он не поставил в руководимом театре ни одной пьесы. Чаще всего называл и продолжает именовать себя кризисным менеджером. Сейчас, конечно, уже нет того кризиса, да и Табаков любит подчеркивать, что МХТ сегодня успешен. Слово «успех» у нас совершенно по-разному трактуется, и есть ряд людей, которые именно успеха и не могут табаковскому МХТ простить. Заполняемость зала, важная для Табакова, для многих оппонентов показатель неуспеха. И опять эти самые «горизонты ожидания» Настойчивость Олега Павловича в педалировании «успеха», идет, мне кажется, от многолетней полемики с театральными оппонентами. Ему важно утвердиться в мысли, что современный МХТ востребован публикой. Мы можем по-разному к этому относиться, но в то же время ясно, что множество театров действительно публикой не востребованы. Даже оппоненты Художественного театра признают теперь именно эту продюсерскую заслугу Табакова. В этом смысле Табаков напоминает не Станиславского, а Немировича, который очень часто подходил к репертуарным решениям с точки зрения успеха. Пьесы «Осенние скрипки», «У жизни в лапах» были как бы недостойны афиши МХТ, но народ валил на эти работы. В репертуарной стратегии частного театра было даже такое понятие как «летняя пьеса», то есть последняя пьеса сезона. Под настроение человека, предвкушающего отдых. Они это понимали, у них было реальное представление о том, как живет театральный организм. Начало этому «направлению» в современном табаковском МХТ положил Володя Машков с его «№ 13», который был сделан с такой комедийной хваткой, что, в конце концов, все хулители отступили. Этот спектакль вернул публику в театр. Сходно поступил Товстоногов, который рядом с великим «Идиотом» ставил «Шестой этаж». Если хотите, это продюсерское трезвое прагматическое понимание театра. - Как сегодня репертуар подбирается, по каким законами? Интуитивно, конечно. Никто не думает, разумеется, о том, что театр должен реагировать на то или иное событие. Все складывается из потока режиссерских, актерских, писательских предложений, самых разнообразных. Ну, на какие «вызовы» времени отвечает спектакль о Первой мировой войне «19.14» молодого актера и режиссера Александра Молочникова? Чистой воды сочинительство людей, «которым не наплевать». Успех этой работы очевидный, но когда начинали – никто не знал, куда это все повернет. Ждем сейчас пьесы по мотивам романа Клауса Манна «Мефисто» пьесу и потом спектакль должен делать Адольф Шапиро. Константин Богомолов думает о «Гамлете». Марина Брусникина сочиняет спектакль по повести «Деревня дураков» Натальи Ключаревой. Продолжаем программу «Впервые на русском». Представляем пьесы и режиссеров из Франции, Финляндии, Испании, Германии. Новая сцена стала лабораторией таких проб что-то бывает удачно, что-то не очень. Но без этих проб нет современного МХТ. Это нужно для творческого здоровья театра и его актеров, чтобы не закостенеть, не «оборзеть». Немирович в 1917 году размышлял о будущем, совершенно не зная, какая партия придет к власти в ближайшие месяцы: кадеты, большевики, эсеры, террористы. Есть письмо о стратегии сезона (накануне Гражданской войны) и там есть фраза – вопрос о том, как идти в неизвестное будущее: «со знаменем или на манер шакалов». Вот такая альтернатива очень часто стояла перед Художественным театром. Нынешний МХТ открыт молодым. Даже если кто-то конкретно не очень нравится Олегу Табакову. Он оценивает талант, а не эстетическую приближенность к себе. Он готов дать человеку попробовать и доказать. Мечтаем о том, чтобы в МХТ вернулся все доказавший Юра Бутусов. Выбираем пьесу с Кириллом Серебренниковым. Очень хотели бы, чтобы из Лондона приехал Тревор Нанн. К 80-летию Олега Табакова готовится новый спектакль по пьесе «Юбилей ювелира» Николы МакОлифф, ставит пьесу Константин Богомолов. В пьесе трагифарсовая ситуация человека в преклонном возрасте, который ясно понимает свои пределы, но очень спокойно, достойно смотрит в будущее. Пьеса из разряда «хорошо сделанных», но у режиссера есть желание изменить легкий ход пьесы во втором акте, сделать ее более сложной и непредсказуемой. Хотим, чтобы Александр Огарев начал репетировать с Ольгой Яковлевой пьесу Островского «Правда хорошо, а счастье лучше». Французский режиссер Марсьяль Ди Фонзо Бо, выросший из наших лабораторий, репетирует «Опасные связи». Первым проектом испанской лаборатории станет постановка пьесы «Кликни здесь» про сегодняшний сумасшедший мир, опутанный социальными сетями, живущий исключительно виртуально и зависимый от этого. И это тоже важная краска для репертуара. Все 14 лет Олег Табаков готовит какой-то другой Художественный театр, который здесь когда-нибудь возникнет. Горизонты ожидания будут меняться в связи с тем, как будет развиваться и дышать страна. Невозможно забыть о том, что Художественный театр это часть не только русской или европейской культуры, но и мировой. Наш двуглавый орел посматривать должен и на Запад и на Восток в блоковском смысле: «нам внятно все, и острый галльский смысл и сумрачный германский гений. ..» Хорошо бы это почаще вспоминать. - В чем Вы завидуете молодым? Завидую их внутренней свободе. И их наивности. Более опытные товарищи живут, ну, как бы с хиной во рту. Всё знают заранее. Как в пьесе «Багровый остров», что бы композитору Ликую Исаевичу ни начинали говорить, он прерывает: «Не продолжайте, я уже понял». Смотрю на наших выпускников Артема Быстрова и Артема Волобуева в спектакле «19.14». Какое неожиданное и мощное проявление недавних студентов Школы-студии. Ради таких превращений и существует театр. Много талантливых ребят, даже есть ощущение, что слишком много. Им тесно. Думаем еще об одной лаборатории, для своих. Чтобы вместе с ними и с нашей режиссурой почувствовать «куда ж нам плыть?» Мы же не монастырь, а в труппе МХТ не только выпускники Школы-студии. Мы давно ушли от этой идеи. Художественный театр сегодня гораздо более «собирательный», чем раньше. Мы должны быть открыты городу и миру, вот что важно. - В чем ответственность современного МХТ перед историей? Это нечто трудно формулируемое. Чувство вины или, если хотите, боли за то, что происходит вокруг. Мне кажется важным, как Михаил Федотов сказал на последнем собрании президентской комиссии по правам человека: «Нужна демилитаризация сознания». Это проблема всего нашего общества. Искусство должно выступать хоть каким-то противовесом мощной энергии пропаганды, которая окружает человека со всех сторон. - Какой эпизод или фраза из долгой жизни МХТ Вам теперь вспоминается чаще всего? Есть замечательная, быть может, лучшая мемуарная книжка о Художественном театре Вадима Шверубовича, сына Качалова, основателя постановочного факультета Школы-студии. Он побывал в Белой армии, а потом в «Качаловской группе», покинувшей Советский Союз. Был с МХАТом на гастролях в Европе и США в 1920-х. Шверубович определяет одно из качеств того театра, который он застал: «В Художественном театре не любили только то, над чем нельзя было смеяться». Пресса «Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024 Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024 На церемонии вручения премии «Золотая маска» раздали 41 награду, ТАСС, 10.11.2020 Анатолий Смелянский лауреат почётной премии «Золотая маска», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.11.2020 Телеверсия вечера к 70-летию Иосифа Бродского «Потому что искусство поэзии требует слов
» (27 июня 2010 г.), 31.05.2020 Видеозапись лекции Анатолия Смелянского «Художественный театр: два Олега (сравнительное жизнеописание)», 23.03.2020 Презентация книги «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 10.12.2019 В МХТ им. Чехова презентовали книгу «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники», видеосюжет телеканала «Культура», 10.12.2019 Анатолий Миронович Смелянский и Инна Натановна Соловьева представят книгу «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники», Эксперт, 9.12.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 «Олег Табаков: как он воспитывал свободных людей». Фильм Юрия Дудя, вДудь, 20.11.2018 Легендарная Школа-студия МХАТ отмечает 75-летний юбилей на сцене МХТ имени Чехова, Ольга Свистунова, ТАСС, 12.11.2018 Интервью с Анатолием Смелянским об Олеге Табакове, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 18.03.2018 Память места. Речь Анатолия Смелянского памяти Олега Табакова на панихиде 15 марта 2018 г., 17.03.2018 Мединский поздравил с юбилеем критика Анатолия Смелянского, Культуромания, 13.12.2017 Анатолию Смелянскому 75, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 13.12.2017 Анатолий Смелянский принимает поздравления с 75-летием, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2017 «Мы разбили себе голову в Художественном театре». Интервью с Анатолием Смелянским, Юлия Зиньковская, телеканал «Культура», 12.12.2017 Видеозапись вечера памяти Беллы Ахмадулиной «Не плачьте обо мне я проживу», телеканал «Культура», 13.08.2017 «Марина Голуб в жизни, театре, кино. Воспоминания друзей». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 29.03.2017 Презентация книги «Марина Голуб в жизни, театре, кино». Фоторепортаж Михаила Белоцерковского, 29.03.2017 Презентация книги Инны Соловьевой «Первая студия — второй МХАТ. Из практики театральных идей XX века», AprilClubNews, 24.05.2016 Люди театра против трагической реальности в книге «Первая студия Второй МХАТ», видеосюжет телеканала «Культура», 23.05.2016 Анатолий Смелянский: «Началось новое удушение», Роман Супер, радио «Свобода», 13.12.2015 117-й день рождения и вручение памятных «чаек» в МХТ имени Чехова. Фоторепортаж Светланы Яковлевой, Мир женской политики, 27.10.2015 В МХТ вручили награды, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2015 Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015 День рождения МХТ. Фоторепортаж Галины Фесенко, 26.10.2015 В МХТ чествовали старейших артистов и сотрудников театра, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2015 Олег Табаков наградил премией «Чайка» самых преданных артистов МХТ, Юлия Чечикова, Москва 24, 26.10.2015 Олег Табаков раздал «Чайки» в МХТ имени Чехова, ТАСС, 26.10.2015 Дмитрий Крымов и Анатолий Смелянский в программе «Наблюдатель». К 90-летию Анатолия Эфроса, Фекла Толстая, телеканал «Культура», 15.07.2015 Восемь строк о свойствах страсти, Анатолий Смелянский, The New Times, 1.07.2015 Выставка «Космический актер» в МХТ имени Чехова, видеосюжет «Новых известий», 1.04.2015 «Новости культуры» об открытии выставки к 90-летию И.М. Смоктуновского, видеосюжет телеканала «Культура», 27.03.2015 Фоторепортаж Екатерины Цветковой с открытия выставки к 90-летию И.М. Смоктуновского «Космический актёр», 27.03.2015 Иннокентию Смоктуновскому посвящена выставка в МХТ, телеканал «Культура», 27.03.2015 Фоторепортаж Дмитрия Дубинского с места будущего филиала МХТ, Окно в Москву, 26.03.2015 Олег Табаков открыл стройку филиала МХТ и написал потомкам письмо, Анна Балуева, Комсомольская правда, 25.03.2015 МХАТовцы побывали на месте строительства своего филиала, Юлия Чечикова, teatrall.ru, 25.03.2015 В Москве заложили капсулу под строительство нового филиала МХТ, Мир 24, 25.03.2015 Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015 В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015 Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015 Анатолий Смелянский о новом сезоне МХТ, Пресс-служба МХТ, 28.10.2014 В репертуаре МХТ имени Чехова появился спектакль о Первой мировой войне, видеосюжет телеканала «Культура», 9.10.2014 Вручение премии фонда О. П. Табакова, телеканал «Театр», 27.03.2014 Табакову вручили Орден почетного легиона, телеканал «Культура», 19.11.2013 Во МХАТе появились кавалеры и офицеры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.11.2013 Безруков на юбилее Школы-студии МХАТ стал барином, 7 дней, 12.11.2013 Школа-студия МХАТ — приговор: «Пожизненно», РИА-Новости, 12.11.2013 Юбилей школы-студии МХАТ, Сибирское агентство новостей, 12.11.2013 Школа-студия готовится отметить 70-летие, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 8.11.2013 Грандиозным «капустником» 11 ноября отметит Школа-студия МХАТ свое 70-летие, телеканал «Культура», 8.11.2013 Школа-студия МХАТ готовится отметить 70-летие, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.11.2013 Школе-студии МХАТ семьдесят!, ИТАР-ТАСС, 8.11.2013 Анатолий Смелянский: «Никаких тут правил нет. Никаких», Марина Давыдова, «Театр» № 10, 23.10.2013 Анатолий Смелянский: «Театр – нервное окончание страны», Азамат Рахимов, Наша газета (Женева), 16.10.2013 Проект «Немецкий театр. Впервые на русском» стартовал в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.06.2013 «Срез общества» это когда бритвой по лбу!, Сергей Шахиджанян, Комсомольская правда, 9.06.2013 Карина Мелик-Пашаева и Анатолий Смелянский в программе «Наблюдатель», телеканал «Культура», 8.04.2013 Смех да и только, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 28.03.2013 Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013 Презентация книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь», видеосюжет Театра п/р О. Табакова, 27.03.2013 Олег Табаков вручил награды имени себя, Марина Шимадина, Известия, 27.03.2013 Олег Табаков раздал премии и представил свою новую книгу, видеосюжет телекомпании «ТВ-Центр», 27.03.2013 Анатолий Смелянский стал лауреатом премии председателя Союза театральных деятелей, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2013 У Школы-студии МХАТ будет новый ректор, Новые известия, 11.03.2013 Интернет-проект «Наследие художественного театра» представил МХТ имени Чехова, телеканал «Вести-Москва», 21.02.2013 МХАТ распахнул двери в интернете, видеосюжет ИТАР-ТАСС, 21.02.2013 Новые интернет-территории МХТ, телеканал «Культура», 21.02.2013 Другой Станиславский, Юрий Богомолов, РИА-Новости, 25.01.2013 Открытие Года К. С. Станиславского в Художественном театре, телеканал «Театр», 18.12.2012 Анатолий Смелянский отметил 70-летний юбилей праздничным вечером, видеосюжет телеканала «Культура», 14.12.2012 С днём рождения, Анатолий Миронович!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 13.12.2012 Путин поздравил ректора Школы-студии МХАТ с юбилеем, РИА-Новости, 13.12.2012 Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2012 Один из тысячи, Михаил Швыдкой, Российская газета, 12.12.2012 Анатолий Смелянский: Константин Сергеевич нужен, чтобы нам было стыдно, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 8.11.2012 Театральные школы со всего мира собрались в Москве на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 21.10.2012 Жить надо вертикально, Андрей Васянин, Российская газета, 18.10.2012 Необычное прочтение чеховских «Трех сестёр» на фестивале «
Станиславский продолжается», видеосюжет телеканала «Культура», 16.10.2012 К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012 Олег Табаков: «Искусство нужно для того, чтобы доказать существование Бога», Ася Иванова, Вечерняя Москва, 11.10.2012 Год Станиславского откроется фестивалем актерских школ мира в Москве, РИА-Новости, 11.10.2012 Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012 Вечер памяти Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод восьмой. «Художественное целое», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 27.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод седьмой. «Аритмия», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 26.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод шестой. «Четвертая работа», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 25.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод третий. «Только с восклицательным знаком…», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 19.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод второй. «Сборная страны», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 18.09.2012 Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод первый. «Нижнее фойе», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 17.09.2012 Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012 Анатолий Смелянский в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 16.05.2012 Дефицит режиссерских сил в российском театре восполнят из-за рубежа, видеосюжет МТРК «Мир», 28.03.2012 Чудо внятной человеческой речи, Анатолий Смелянский, Новая газета, 23.03.2012 Программу «Французский театр. Впервые на русском» представят в МХТ, Анна Банасюкевич, РИА-Новости, 16.03.2012 К 150-летию со дня рождения мецената Саввы Морозова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2012 Анатолий Смелянский: «В чем прелесть свободы?», Сергей Элькин, Частный корреспондент, 18.01.2012 В театре им. Евгения Вахтангова прошла 20-я церемония вручения театральной премии «Хрустальная Турандот», телесюжет телеканала ТВ-Центр, 13.06.2011 В Москве вручили театральную премию «Хрустальная Турандот», видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2011 Театральная премия «Хрустальная Турандот» вручена в 20-й раз, Кристина Матвиенко, Известия, 13.06.2011 В Камергерском переулке открылась выставка, посвященная Михаилу Булгакову и МХАТу 20-30-х годов, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 17.05.2011 МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010 Олег Табаков, Анатолий Смелянский, Кирилл Серебренников о проекте «Французский театр. Впервые на русском», 22.10.2010 «Живёшь в таком климате» авторский цикл Анатолия Смелянского к 150-летию А.П. Чехова, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 2010 «Михаил Чехов. Чувство целого». Авторская программа Анатолия Смелянского, телеканал «Культура», 2009 За 110 лет зеркало не потускнело, Ксения Щербино, Культура, 30.10.2008 С табу и без табу, 2006 ДЕСЯТЬ РЕПЛИК В СТАРОМ СПОРЕ, Алексей Филиппов, Известия, 20.10.2003 Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002 Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002 Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002 АНАТОЛИЙ СМЕЛЯНСКИЙ: МЫ ПРОШЛИ УРОВЕНЬ КРИКА, Наталия Каминская, Культура, 20.06.2002 Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002 Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002 Когда разгуляется 2, Известия, 1.10.2001 Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001 Искусство разговора, 7.08.2001 И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001 Отчего вы всегда ходите в черном?, Анатолий Смелянский, Московские новости, 21.05.2001 «Михаил Булгаков. Чёрный снег» авторский цикл программ Анатолия Смелянского, телеканал «Культура», 15.05.2001 Анатолий Смелянский: У меня давно репутация серого кардинала, Эдуард Саркисов, Время MN, 29.09.2000 Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000 |