Имена

Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой

Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
Вчера, 17 марта, в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова состоялась презентация книги Анатолия Смелянского «Товарищество на вере», посвящённой памяти историка театра Инны Натановны Соловьёвой. Книга недавно увидела свет в издательстве «НЛО».

Инна Натановна Соловьёва ушла из жизни в мае прошлого года в возрасте 96 лет. Благодаря ей история Московского Художественного театра, его большое и разнообразное наследие, приключения идеи, некогда сформулированной Станиславским и Немировичем-Данченко и положенной в основу их дела, не отходит для нас в область сугубо музейного знания, а живет с нами в нынешнем дне.

Книга Анатолия Смелянского состоит из четырех частей. В первой автор пишет портрет Соловьёвой, реконструирует её творческую и человеческую биографию, рассказывая и о работе Научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ, который возглавляла Инна Натановна, и о создании двухтомной энциклопедии, вышедшей к столетию Художественного театра, и обо всех важнейших трудах Соловьёвой, вплоть до издания дневников артиста МХАТа Ивана Кудрявцева в 2019 году.

Вторая часть, центральная, – это переписка Смелянского и Соловьёвой, которая возникла десять лет назад, после того, как Анатолий Миронович, оставив должности заместителя художественного руководителя МХТ и ректора Школы-студии МХАТ, уехал жить и работать в Америку. Даже через Атлантический океан они продолжали диалог, рассуждая о судьбе Художественного театра.

В третьей и четвёртой частях книги собраны тексты Анатолия Смелянского разных лет, посвящённые ключевым мхатовским сюжетам и внутренне связанные с работами Соловьёвой.

В Портретном фойе 17 марта собрались те, кто имел счастье находиться рядом с Инной Натановной Соловьёвой, они же стали и первыми читателями книги Анатолия Смелянского. Презентацию вел ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. Встречу открыло видеообращение автора:

«В дни прощания с Инной в Москве я, здесь в Америке, стал перечитывать нашу многолетнюю переписку. По мере погружения в забытые тексты я вдруг почувствовал, что наши “ауканья через океан”, не рассчитанные на публикацию, свободные от внутренней и внешней цензуры, сами по себе сложились в какой-то драматический сюжет. Про что? – Про нашу общую жизнь. И в Школе-студии, и в Художественном театре, и в родной стране».

Художественный руководитель МХТ Константин Хабенский сказал, что тоже уже начал читать книгу «Товарищество на вере» — медленно, постоянно возвращаясь к тому, что особенно впечатлило его в этом тексте:

«Удивительно, как два этих человека, прекрасно понимающих, что значит слово, ценность слова, делая общее дело, доставляют друг другу радость и удовольствие от общения в эпистолярном жанре. Как просто и точно ставится вопрос, и как легко и грациозно находится ответ».

Михаил Швыдкой, художественный руководитель Театра мюзикла, президент Международного Чеховского фестиваля говорил о том, что Соловьёва и Смелянский сделали для осмысления истории МХАТа:

«И Инна Натановна, и Анатолий Миронович прекрасно понимают, что выше идеи Художественного театра, которая имела свою судьбу, свою трагедию, превращения, смерть, возрождение… Выше этой идеи ничего не было. Их публикации, открывающие жизнь театра с разных сторон, не всегда, может быть, благостных, полны любви к этому дому, к Станиславскому, к Немировичу-Данченко, к их прекраснодушному пониманию того, что искусство способно спасать и менять мир».

Свои мысли по поводу книги передал в видеообращении и шекспировед Алексей Бартошевич:

«Меня поражает соотношение между объёмом этой книги и её содержанием. Когда я читал её в электронном виде, мне казалось, что она огромна, ведь она настолько насыщена идеями и смыслами. И вдруг оказывается, что это – довольно тонкая книга. Но какая содержательная, сколько в ней ходов мысли, сколько до восклицания неожиданных приёмов, поворотов. Это одна из самых глубоких книг о театре, вышедших в последнее время. Это настоящий и очень заслуженный памятник нашей великой театроведке, историку театра, одной из тех, кого можно назвать духовными вождями того удивительного поколения, которое пришло в первые послесталинские времена».

Ведущий актёр Малого театра Василий Бочкарёв также выступил на презентации книги:

«Когда Инна Натановна ушла из жизни и разбирали её архив, из одной книги выпала записка Константина Рудницкого, выдающегося нашего театроведа, датированная 26 ноября 1976 года. Константин Лазаревич пишет Соловьёвой: “Передо мной сейчас лежат четыре твои статьи – о спектаклях “Царь Фёдор”, “Вишнёвый сад”, “Три сестры” и “Месяц в деревне”. Все четыре – великолепны. Две последние – особенно восхитительны. Мне очень хочется, чтобы была книга. Это будет не только книга о Художественном театре и Константине Сергеевиче, но и книга, в которой наше поколение твоими устами выскажет себя, свои надежды, верования и возражения”. И вот эта книга вышла. В ней – всё то, о чём мечтал Рудницкий».

О профессиональной и человеческой школе, полученной в Научном-исследовательском секторе Школы-Студии МХАТ рядом с Соловьёвой и Смелянским, говорила профессор Ольга Егошина:

«Инна Натановна была абсолютным человеком эпохи Просвещения, она была убеждена, что самое большое удовольствие в жизни – хороший собеседник. Мы разговаривали с ней каждый день по полтора часа, мы могли начать с чего угодно, а дальше этот разговор начинал расширять круги. Ей было необыкновенно важно общаться с людьми, не похожими на неё. В этом смысле Анатолий Миронович и Инна Натановна – полярные люди. У них была разная дистанция взаимоотношения с театром. Анатолий Миронович – всегда в гуще событий, он практик театра. Инна Натановна всегда сохраняла свою отдельность. Когда уехал Анатолий Миронович, я поняла, что она потеряла именно собеседника. Их ауканье через океан не было частной перепиской. Это касается нас всех. И Инна Натановна это понимала. В этих письмах чувствуется её умение превращать быт в историю».

Владислав Иванов, заведующий сектором театра Государственного института искусствознания:

«Последние годы Инне Натановне постепенно отказывали глаза, пальцы, её тело угасало, но мозг работал с какой-то вулканической силой. Это потрясающе и трагично. Инна Натановна не очень любила Вахтангова, но в её последних годах было что-то общее с вахтанговским последним сезоном, когда жизнь перед концом не иссякает, а взрывается. Она говорила с такой силой, мощью, она помнила весь XX век в подробностях. Но дело не только в памяти. В обычных телефонных разговорах она воздвигала новые идеи, предложения».

Нина Шалимова, профессор кафедры истории театра России ГИТИСа:

«Инна Натановна поразительно умела быть живым свидетелем живого театрального процесса, идеальным зрителем, умеющим формулировать то, что она пережила на спектакле. Эта книга говорит о человеческой щедрости Инны Натановны. Она такие сгустки театроведческой мысли выдавала в обыкновенном разговоре, это заметно и в этой переписке».

Вадим Щербаков, заведующий сектором изучения и публикации наследия В. Э. Мейерхольда ГИИ, главный редактор журнала «Вопросы театра. Proscaenium»:

«Многое из того, что Инна Натановна пишет о театре Анатолию Мироновичу, она говорила всем. Когда я читал их переписку, я как бы заново пережил то время, когда мне звонила Инна Натановна, и начинала этот неостановимый монолог. Это действительно было невероятно щедро. Такой полёт мысли, совершенно замечательный. Она разворачивала перед собеседником веер возможностей».

Виктор Рыжаков, режиссёр, профессор кафедры актёрского мастерства Школы-студии МХАТ:

«Инна Натановна любила не просто абстрактный театр, а именно идею Художественного театра. Она оберегала её на протяжении всей жизни и доказывала её сущность и наличие в нашей повседневности. Эта же идея оберегается и через океан».

Завершил встречу, обращаясь к молодому поколению и студентам, Игорь Золотовицкий:

«Такие как Инна Натановна – удивительные, штучные люди, рождающиеся очень редко. Мы так привыкаем к этому пространству, театру, к Портретному фойе. А Инна Натановна никогда не привыкала, для неё это были – святые места. Но как они откровенно с Анатолием Мироновичем вскрывали все проблемы этого пространства! Путешествие идеи Художественного театра продолжается и сегодня».

Оригинал статьи
Пресса
Презентация книги Анатолия Смелянского об Инне Соловьёвой, Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 18.03.2025
«Побредём ещё, Петрович. ..». Памяти Инны Соловьёвой, Анатолий Смелянский, Петербургский театральный журнал, 3.06.2024
Не очень своевременные мысли, Анатолий Смелянский, Театрал, 12.04.2024
Анатолий Смелянский — лауреат почётной премии «Золотая маска», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.11.2020
Интервью с Анатолием Смелянским об Олеге Табакове, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 18.03.2018
Анатолию Смелянскому — 75, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 13.12.2017
Анатолий Смелянский принимает поздравления с 75-летием, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2017
Анатолий Смелянский: «Началось новое удушение», Роман Супер, радио «Свобода», 13.12.2015
В МХТ вручили награды, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2015
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
В МХТ чествовали старейших артистов и сотрудников театра, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2015
Восемь строк о свойствах страсти, Анатолий Смелянский, The New Times, 1.07.2015
Выставка «Космический актер» в МХТ имени Чехова, видеосюжет «Новых известий», 1.04.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Вручение премии фонда О. П. Табакова, телеканал «Театр», 27.03.2014
Табакову вручили Орден почетного легиона, телеканал «Культура», 19.11.2013
Во МХАТе появились кавалеры и офицеры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.11.2013
Юбилей школы-студии МХАТ, Сибирское агентство новостей, 12.11.2013
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 8.11.2013
Школа-студия МХАТ готовится отметить 70-летие, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.11.2013
Анатолий Смелянский: «Никаких тут правил нет. Никаких», Марина Давыдова, «Театр» № 10, 23.10.2013
Анатолий Смелянский: «Театр – нервное окончание страны», Азамат Рахимов, Наша газета (Женева), 16.10.2013
Проект «Немецкий театр. Впервые на русском» стартовал в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.06.2013
«Срез общества» — это когда бритвой по лбу!, Сергей Шахиджанян, Комсомольская правда, 9.06.2013
Смех да и только, Анастасия Скорондаева, Российская газета, 28.03.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Презентация книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь», видеосюжет Театра п/р О. Табакова, 27.03.2013
Олег Табаков вручил награды имени себя, Марина Шимадина, Известия, 27.03.2013
Олег Табаков раздал премии и представил свою новую книгу, видеосюжет телекомпании «ТВ-Центр», 27.03.2013
МХАТ распахнул двери в интернете, видеосюжет ИТАР-ТАСС, 21.02.2013
Новые интернет-территории МХТ, телеканал «Культура», 21.02.2013
Другой Станиславский, Юрий Богомолов, РИА-Новости, 25.01.2013
С днём рождения, Анатолий Миронович!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 13.12.2012
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2012
Один из тысячи, Михаил Швыдкой, Российская газета, 12.12.2012
Жить надо вертикально, Андрей Васянин, Российская газета, 18.10.2012
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012
Вечер памяти Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод седьмой. «Аритмия», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 26.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод шестой. «Четвертая работа», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 25.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод второй. «Сборная страны», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 18.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод первый. «Нижнее фойе», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 17.09.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Чудо внятной человеческой речи, Анатолий Смелянский, Новая газета, 23.03.2012
К 150-летию со дня рождения мецената Саввы Морозова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2012
Анатолий Смелянский: «В чем прелесть свободы?», Сергей Элькин, Частный корреспондент, 18.01.2012
МХТ отметил 112-летие вручением Чеховских медалей, видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 27.10.2010
За 110 лет зеркало не потускнело, Ксения Щербино, Культура, 30.10.2008
ДЕСЯТЬ РЕПЛИК В СТАРОМ СПОРЕ, Алексей Филиппов, Известия, 20.10.2003
Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому — 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002
Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
АНАТОЛИЙ СМЕЛЯНСКИЙ: МЫ ПРОШЛИ УРОВЕНЬ КРИКА, Наталия Каминская, Культура, 20.06.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Отчего вы всегда ходите в черном?, Анатолий Смелянский, Московские новости, 21.05.2001
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000