Имена

Столетие Иннокентия Смоктуновского: МХТ отмечает юбилей великого артиста

Марина Чечушкова, Московский комсомолец, 21.04.2025
В этом году страна празднует столетие одного из величайших отечественных актеров Иннокентия Смоктуновского. В МХТ своего артиста помнят и любят, а потому к юбилею подготовили ряд праздничных мероприятий. Первой праздничной «ласточкой» стала выставка в Зеленом фойе театра, подготовленная Музеем МХАТ, а второй — спектакль, основанный на переписке Иннокентия Смоктуновского с женой Суламифь.

Премьера спектакля «Люблю. Целую. Кеша» на Малой сцене МХТ им. А. П. Чехова — пространство камерное, полумрак — все усиливает ощущение интимности происходящего момента. Все собравшиеся здесь вот-вот нарушат тайну переписки двоих любящих людей и подслушают, о чем они разговаривали в своих посланиях…

Спектакль соткан фрагментов переписки Иннокентия Смоктуновского и его супруги Суламифь. Обоим тогда было по 30 лет. «Не мало, но и не много, не много, но и не мало», — начало их трогательных и в то же время бурных и ярких отношений, рождение детей, первые шаги Смоктуновского на пути к вершине актерского Олимпа. А пока — гастроли, поездки, снова гастроли, съемки…

Режиссер постановки Павел Ващилин занимается не только театральной деятельностью. Он руководит Музеем МХАТ. Кому как не ему заниматься документальными постановками? Эту фишку здесь просекли и в последние несколько месяцев выставки, посвященные великим актерам открываются небольшими постановками-капустниками или вкусными «затравочками» будущих постановок. Подобное мы уже видели на открытии двух выставок о Качалове, на вечере, посвященном памяти Софьи Пилявской. Открытие экспозиции о Смоктуновском в Зеленом фойе тоже началось театрализовано. Правда тогда мы увидели лишь фрагмент будущей премьеры «Люблю. Целую. Кеша».

Мог ли молодой Смоктуновский представить себе, что он по приезде в Москву останется в летнюю городскую жару в одном лыжном костюме, без вещей, что придется ночевать на лестничной клетке? И что именно при таких обстоятельствах он познакомится с художником по костюмам театра «Ленком» по имени Суламифь — будущей любовью всей его жизни? А ведь именно так и случилось. Перед нами разворачиваются живые и яркие образы «многоликого, но единственного» Иннокентия Смоктуновского (Илья Козырев) и «единственной, но многоликой» Суламифь (Ульяна Глушкова, Елизавета Ермакова, Мария Сокольская и Владислава Сухорукова). И пусть не удивляет эпитет «яркий». То, что мы видим на сцене так назвать сложно — все актеры в черном, причем это скорее всего не костюмы, а их личная одежда. Из декораций — несколько стульев, качели на веревочках и музыкальные инструменты — фортепиано, барабанная установка, пара гитар… Нас ничего не отвлекает от происходящего между Ним и Ей. Насколько живо и красочно рисуются фрагменты жизни Его и Ее. В их письмах с «юмором на грани хамства» трогательные впечатления и отклики на вести из дома. Она беременна. Он — сначала испугался, затем «почувствовал что-то другое» и наконец — понравилось.

«Значит Шлемка очень верит в меня, в наше будущее, раз с такой простотой пишет об этом. Это очень важно», — такова реакция Смоктуновского на весть о первенце, который скоро появится на свет. То была их дочка Надя, которой было суждено не прожить и года. В другом письме иначе. Суламифь отвечает на вопрос супруга, ходит ли на кладбище. Да, ходит. Цветы на маленькой могилке почернели, их выдернули. Куплено пальто, в котором Суламифь похожа на итальянскую актрису. Снег быстро сменил вчерашний листопад. Странный набор вестей говорит о трагедии, которая разворачивается внутри женщины, громче любых других слов. Затем — снова хорошие новости уже о второй беременности. Сын. Будущую маму мутило так, что она «не задумывалась о композиции» в еде и смешивала воблу с маслинами и боржоми.

Впечатление об идиллии между ними будет ошибочным. Оказывается, были и страшные ссоры не на жизнь, а на смерть. Но это есть у всех, пожалуй. Но не каждому везет в жизни так, как Смоктуновскому с женой.

«Мужчина становится совершенством, когда в его жизнь приходит женщина, движимая любовью…» — одна из главных мыслей постановки. Его «неверие в собственный талант потерпело сокрушительное поражение», а ее уверенность в исключительный и несравненный актерский дар мужа вышла победительницей. Да и сам он высказывается вполне прямо: «Что такое Смоктуновский? Это во многом жена. Любовь моя. Соломея».

Оригинал статьи
Пресса
Космический артист. Ко дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2022
Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021
К дню рождения Иннокентия Смоктуновского, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 28.03.2021
Иннокентий Смоктуновский: «Природа рождает нас богатыми», Светлана Новикова-Ганелина, Story, 27.06.2020
Иннокентий Смоктуновский в роли Фарбера (фильм «Солдаты»), Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 3.03.2020
Планета под именем Смоктуновский, Лариса Катаева, Хакасия, 30.06.2015
Смоктуновский, Юрий Рост, Новая газета, 10.04.2015
Выставка «Космический актер» в МХТ имени Чехова, видеосюжет «Новых известий», 1.04.2015
Актер милостью Божьей, Ольга Егошина, Новые известия, 30.03.2015
Гамлет с глазами князя Мышкина: Смоктуновскому 90 лет, видеосюжет телеканала «Мир 24», 28.03.2015
Уроки Смоктуновского, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.03.2015
Планета 5246, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.03.2015
Первый канал отметит юбилей Иннокентия Смоктуновского, Сусанна Альперина, Российская газета, 23.03.2015
Окопная правда Иннокентия Смоктуновского, Александр Хохлов, Российская газета, 10.03.2015
Мария Смоктуновская: «Папа отправил свое сердце в нокаут», Олег Перанов, Российская газета, 27.03.2014
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012
Демократическая тирания. Заметки о «ефремовском МХАТе», Вячеслав Долгачев, Петербургский театральный журнал, № 68, 1.02.2012
Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008