Дмитрий Петрович Смолин

Имена

(18.5.1891 — 19.12.1955)

Драматург.

Окончил в 1910 г. Московскую академию коммерческих наук. После революции был секретарем влиятельной организации — Госполитпросвета, заправлял в Масткомдраме (Мастерская Коммунистической драматургии); здесь ставилась его перелицовка “Ревизора” на современные нравы “Товарищ Хлестаков” (1921). Хорошо владея театральным ремеслом, он стал с начала 20 х гг. “кассовым” авто¬ром, быстро уловив спрос на полуразоблачительную, полуромантическую трактовку тайн царской фамилии: в 1925 г. в Москве пошли три его пьесы — “Елизавета Петровна” в МХАТ, “Пугачев и Екатерина II” в Театре б.Корш и в Студии Малого театра, “Семь жен Иоанна Грозного” в Малом. В той же энергичной бравурной манере Смолин театрализовал сегодняшнюю жизнь (приключенческая революци¬онная пьеса “Иван Козырь и Татьяна Русских”, 1925, Малый театр. Татьяну играла В. Н. Пашенная). Несколько раньше Немирович-Данченко воспользовался его услугами, адаптируя для сцены “Лизистрату” Аристофана. Успех этого блистательного спектакля и долговечность “Елизаветы Петровны” на сцене МХАТ (349 представлений) побуждали Смолина считать себя “автором театра”; в предложении своих услуг он бывал более чем настойчив (так, ссылаясь на давние пере¬говоры, драматург требовал, чтобы МХАТ ставил его, а не булгаковскую инсценировку “Мертвых душ”, и т.п.).

И. Соловьёва