Имена | Трагический клоунСветлана Хохрякова, Театральная афиша, 24.12.2014 1 января исполняется 60 лет народному артисту России, актеру МХТ им. А. П. Чехова Сергею Сосновскому. Он прошел классический для российской сцены путь. Родился в глубинке, поднабрался жизненного опыта, прежде чем прийти на подмостки, прослужил четверть века в провинции, но тут особый случай: Саратовский театр драмы, которому он отдал годы, провинциальным можно назвать лишь по географии. Потом был замечен и приглашен в столицу. Сергей Сосновский родом из села Макруша Красноярского края. В юности он подумывал о строительном техникуме, учился на автослесаря. Судьба привела его в драмкружок. Потом за компанию Сосновский поступил в Саратовское театральное училище им. И. А. Слонова, которое всегда высоко ценилось в театральном мире. Окончил его в 1976 году и был принят в Саратовский ТЮЗ, живший идеями легендарного режиссера, уникума детского театра Юрия Киселева. И тут Сосновский, как говорится, не зайчиков играл (хотя, возможно, что и их), а Треплева в чеховской «Чайке», Николая Чернышевского в «Что делать?» (после этой роли кто-то из местных художников хотел даже написать портрет своего земляка Чернышевского с Сергея Сосновского). Шут Оселок в «Как вам это понравится» Шекспира тоже был сыгран на тюзовской сцене. Диапазон актера с самого начала оказался широким: от драмы до комедии. Не зря один саратовский клоун, увидев Сосновского в спектакле «Пеппи Длинныйчулок» в роли рыжего Джима, пригласил его поработать в цирк. Говорят, что Сосновский хотел уехать в Сибирь, чтобы там создать собственный коллектив. Но помешал главный режиссер Саратовского театра драмы им. К. Маркса Александр Дзекун: убедил остаться, пригласил в труппу. У него Сосновский проработал 18 лет и расцвел как артист, стал профессионалом высшей пробы. В 1986 году он сыграл Коровьева в знаменитом спектакле «Мастер и Маргарита», шедшем в два вечера. Поставил Дзекун и малоизвестный тогда «Багровый остров» Булгакова, дав Сосновскому роль главнокомандующего Ликки-Тикки. В 1990-м появился «Христос и мы» по «Чевенгуру» А. Платонова, где Сергей Валентинович сыграл Прокофия Дванова, совладав с непростой поэтикой автора. Каждое его слово звучало как музыка. Удивительное свойство Сосновского – универсальность. Счастливцев в саратовских «Мечтателях» (по «Лесу» и «Талантам и поклонникам» А. Н. Островского) – его материал. Но будь он Несчастливцевым, справился бы не хуже. В апреле 2004 года Сергей Сосновский стал актером МХТ им. А. П. Чехова. Пригласил его в Москву Олег Табаков, никогда не забывающий саратовских земляков. Вспомнилось, как про хорошего артиста, перешедшего из Киева в питерский БДТ, говорили: в Киеве он казался петербуржцем, а в Петербурге – киевлянином. Про Сосновского не скажешь: мол, выглядел москвичом в Саратове, а в МХТ – провинциалом. У него иная природа таланта. Другое дело, что Москва многого ему не предложила. Зато удалось поработать с режиссерами молодой генерации. Сосновский сыграл Дух отца Гамлета и Актера в «Гамлете» Юрия Бутусова, не раз работал с Кириллом Серебренниковым: в «Господах Головлевых» по Салтыкову-Щедрину создал колоритный образ упыря-сквернослова Владимира Михайловича Головлева и в «Человеке-подушке» Мартина МакДонаха, верно уловив специфику сложного автора и роли Тупольски, почувствовал себя в родной стихии. Потом были «Трехгрошовая опера» Брехта и роль хитрого Джонатана Пичема, заправляющего фирмой «Друг нищего». Он появляется в ушанке и трениках, а брехтовские зонги переводит в формат приблатненного речитатива. В «Зойкиной квартире» по Булгакову в постановке Серебренникова Сосновский сыграл председателя домкома, но не привычного Анисима Зотиковича Портупею, которого здесь просто нет, а человека по фамилии Аллилуя. Это ему принадлежит коронная фраза: «При советской власти спален не полагается». Сосновскому часто приходится говорить со сцены про современную Россию вне зависимости от времени и места действия. О роли Сарафанова в «Старшем сыне» Вампилова Сосновский и не мечтал: образ Евгения Леонова стоял перед глазами. Но Сарафанова Сосновский все же сыграл в спектакле Константина Богомолова в Театре п/р О. Табакова. И это одна из самых крупных и ярких его ролей московского периода. Неудачник, которого жизнь сделала жестким, поначалу сочувствия не вызывает. Но рядом с неожиданно обретенным сыном в исполнении Юрия Чурсина, несущего заряд отрицательного обаяния, Сарафанов становится нелепым и трагичным. Позднее у Богомолова Сергей Сосновский сыграл в чеховской «Чайке» доживающего вялую жизнь, полуинсультного Сорина. Говорит он как Брежнев, поет голосом Зыкиной, приглашает на танец зрительниц из партера. Но капустнический дух его не поглотил: за Сориным прочитывается судьба. Сосновский хорош для Булгакова и Чехова, Горького и Островского. Он может быть полнокровным и минималистичным, что особенно ценно в кино. На одном из профессиональных киносайтов про него написали: амплуа – романтический герой, трагический герой, комик-буфф, неврастеник. У Сосновского гибкая актерская природа и черты, позволяющие создать любого персонажа. Но он не человек без лица или со стертой внешностью – у него сотни лиц. В кино Сергей Сосновский сыграл более 30 ролей, участвовал в заметных проектах: «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского, «Охота на пиранью» Андрея Кавуна, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Исаев» Сергея Урсуляка. Чаще ему доставались небольшие роли, ни одна из которых не стала проходной. Он – мастер эпизода, но и актер для главных партий. Совсем недавно Сосновский сыграл Сатина в современной киноверсии «На дне» Владимира Котта, где персонажи Горького отправлены на гигантскую свалку. Сатин с разбитой физиономией, напоминающий бомжа, буднично и без хрестоматийного пафоса произносит монолог: «Человек – это звучит гордо». Работа спорная, но для актера интересная. К Сосновскому всегда идут режиссеры в поисках чего-то нового, а он бесстрашно откликается на эксперимент, вызывая огонь критики на себя. Статья опубликована в журнале «Театральная афиша» (№ 1, 2015 г.). Пресса В Москве простились с артистом Сергеем Сосновским: видео прощания, Московский комсомолец, 7.07.2022 Константин Хабенский и Константин Богомолов проводили в последний путь Сергея Сосновского, StarHit, 6.07.2022 Саратовская душа МХТ. Ушёл из жизни Сергей Сосновский, Филипп Марков, Barb24, 5.07.2022 Ушел из жизни Сергей Сосновский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2022 «Душа нашего спектакля». Коллеги о Сергее Сосновском, ТАСС, 4.07.2022 Боролся до последнего. Дочь и коллеги из Саратова о Сергее Сосновском, Аргументы и факты (Саратов), 4.07.2022 Друзья и коллеги вспоминают Сергея Сосновского, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2022 «Начинающий худрук». Сергей Сосновский о Константине Хабенском, Известия, 11.01.2022 Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021 Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021 Фоторепортаж Виктора Крамера с репетиций спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», 7.06.2021 Премьера в Московском Художественном театре – спектакль «В окопах Сталиграда», видеосюжет Ticketland.ru, 26.05.2021 И занавес срывает взрывной волной, Анна Чепурнова, Труд, 14.05.2021 Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021 «В окопах Сталинграда»: Сергей Сосновский, Медиацентр МХТ, 8.05.2021 В МХТ имени Чехова представили спектакль «В окопах Сталинграда», видеосюжет ОТР, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, видеосюжет Первого канала, 5.05.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Сергей Сосновский: «Разве можно исчерпать тему отцов и детей?!», Денис Сутыка, Культура, 28.01.2020 Буклет к юбилею Сергея Сосновского (pdf), 9.01.2020 Покоривший столицу неврастеник. К юбилею Сергея Сосновского, Филипп Марков, Babr24.com, 1.01.2020 Цена свободы, Нина Карпова, Театральная афиша, 25.11.2019 Сергей Сосновский: «Раздавят человека и ничто в их душах не шелохнётся», Александра Антонова, Театрал, 11.10.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Венецианский купец в МХТ – о многогранном Шейлоке Сосновского, Андрей Дворецков, Э Вести, 4.08.2019 Встреча Майкла Добсона с артистами и режиссёром спектакля"Венецианский купец. Фото Екатерины Цветковой, 30.06.2019 Полный Цахес, Марина Токарева, Новая газета, 23.06.2019 «Венецианский купец». Неклассическая премьера в МХТ, Мария Куликовская, LOCALDRAMAQUEEN, 20.06.2019 В МХТ имени Чехова новый спектакль «Венецианский купец», видеосюжет телеканала «Культура», 9.06.2019 «Человек-подушка» — страшная сказка Мартина МакДонаха и Кирилла Серебренникова, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.01.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Один вариант на миллион, Александр Малюгин, Аргументы недели, 18.02.2016 На открытии МХТ им. Чехова Табаков назвал русских артистов нахалами. Фоторепортаж Кирилла Искольдского, Московский комсомолец, 2.09.2015 Трагический клоун, Светлана Хохрякова, Театральная афиша, 24.12.2014 9 вопросов для Сергея Сосновского, Пресс-служба МХТ, 6.11.2014 Фоторепортаж: «Человек-подушка» на фестивале М. МакДонаха в Перми. II действие, Дмитрий Кириченко, 14.10.2014 Фоторепортаж: «Человек-подушка» на фестивале М. МакДонаха в Перми. I действие, Дмитрий Кириченко, 14.10.2014 Алексей Кравченко для спектакля по МакДонаху вживался в роль в психушке, Марина Шнайдер, Комсомольская правда (Пермь), 14.10.2014 В Пермь приехала труппа актеров МХТ им. А. П. Чехова, РБК Пермь, 14.10.2014 «Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014 МХТ имени Чехова продолжает знакомить свою публику с французским театром, телеканал «Культура», 19.12.2013 Люди и премьеры. «Зойкина квартира» Кирилла Серебренникова, телеканал «Театр», 09.2012 Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012 Кирилл Серебренников поселил в «Зойкину квартиру» оппозиционеров, видеосюжет телекомпании «Мир», 16.06.2012 Салон, бомонд и проходимцы: премьера «Зойкиной квартиры» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 9.06.2012 Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009 Люди и премьеры. «Иванов» Юрия Бутусова, телеканал «Театр», 11.2009 Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009 Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков: «Дети и внуки наводят на мысли о бессмертии», Елена Ямпольская, Известия, 10.01.2007 Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006 Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006 Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006 Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006 Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006 Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005 Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005 СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005 Кровать для десятерых, Александр Смольяков, Культура, 3.03.2005 КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005 31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005 |