Народная артистка СССР, Лауреат Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда

Ангелина Иосифовна Степанова

Имена

(23.11.1905, Ново-Николаевск — 17.05.2000, Москва)

Народная артистка СССР (1960).

В МХАТ вступила в 1924 г., окончив школу Третьей студии. Первые шаги делала под руководством Станиславского, который работал с нею над ролью Мэри в спектакле «Битва жизни» по Диккенсу при переносе его со школьной сцены в МХАТ. В 1925 г. в спектакле «Горе от ума» она играла Софью со Станиславским — Фамусовым. Так же близки были ее контакты с режиссурой Немировича-Данченко. В творчестве Степановой, верной их урокам, можно проследить и воздействие вахтанговской традиции: не отделяя себя от персонажа, актриса идет на заострение образа; глубину психологии она сочетает с четкостью смелого рисунка. Ей свойственна сосредоточенность и неуклонность в том, как она ведет тему, будь то тема роли Бетси Тверской, с ее холодным и развращенным жизнелюбием («Анна Каренина», 1937) или тема роли Ирины из «Трех сестер», в которой Степанова жила беспокойным ожиданием и обманувшейся верой в будущее (1940). Создаваемые ею сценические портреты отточены и нередко язвительны (Мариэтт в «Воскресении» по Толстому, 1930; Бетси в «Плодах просвещения», 1951; Калерия в «Дачниках» Горького, 1953); в лирических ролях (Маринька, «Николай I и декабристы», 1926; Ивонна, «Продавцы славы» Паньоля и Нивуа, 1926; Аня, «Вишневый сад», 1928; Зинаида, «Дядюшкин сон» по Достоевскому, 1938) актриса была чужда сентиментальности и внутренне действенна. Даже роли, которые она получала в порядке ввода, сохраняли навсегда отпечаток ее индивидуальности и трактовки (как случилось с ролью графини, которую Степанова играла в «Женитьбе Фигаро» после Сластениной). Степановой было дано чувство жанра пьесы: старинной мелодрамы (Генриэтта, «Сёстры Жерар» В. Масса по мелодраме Деннери и Кормона, 1927), салонной комедии (Гертруда, «Идеальный муж» Уайльда, 1945). Ей было дано и разгадывать то, что Станиславский называл «характерностью автора»: она шла от творческой личности Горького, играя Шурку в «Егоре Булычёве» (1934); находила разгадку патетичной и непосредственной театральности Корнейчука (Лида в «Платоне Кречете», 1935). Её мощное актёрское создание — королева Елизавета в «Марии Стюарт» (1957) — было одновременно и разрешением проблемы «Шиллер и Художественный театр».

Мастер ансамбля с первых своих шагов, Степанова в поздних работах увлекается искусством дуэтов. В партнёрстве с Кторовым она создала роль Патрик Кемпбелл («Милый лжец» Килти, 1962), вновь явив основные свойства своего дарования: чувство сценической формы, аналитичность, элегантную сдержанность, скрытый лиризм и юмор. В «Живом трупе» (1982) особое значение имела дуэтная сцена Степановой и Прудкина. На дуэт Степановой с Бабановой был рассчитан спектакль «Всё кончено» Олби (1979).

До поздних лет безупречно сохраняя форму, сыграла принцессу Космонополис в «Сладкоголосой птице юности» Т. Уильямса (1975), г-жу Пернель в «Тартюфе» (1981), мать в «Серебряной свадьбе» (1985), Лику в «Московском хоре» (1988).

Блистательная и драматичная личная жизнь этой актрисы могла бы дать материал и романисту, и историку. Вышедшая в свет под редакцией и с комментариями её биографа В. Я. Вульфа переписка Степановой со знаменитым ссыльным драматургом Николаем Эрдманом приоткрывает лишь одну из страниц её биографии. 


Инна Соловьёва
Пресса
Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021
«Наш Иллюзион»: Ангелина Степанова, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 18.06.2020
Исполнилось 110 лет со дня рождения Ангелины Степановой, видеосюжет телеканала «Культура», 23.11.2015
Ангелы и демоны Александра Фадеева, Елена Мащенко, Зеркало недели, 27.05.2006
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Алексей Бартошевич о спектакле Виктора Станицына «Мария Стюарт», энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 1.10.1998
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995