Степанова Ангелина Иосифовна

Ангелина Иосифовна Степанова

Лауреат Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда
(23.11.1905, Ново-Николаевск — 17.05.2000, Москва)

Народная артистка СССР (1960).

В МХАТ вступила в 1924 г., окончив школу Третьей студии. Первые шаги делала под руководством Станиславского, который работал с нею над ролью Мэри в спектакле «Битва жизни» по Диккенсу при переносе его со школьной сцены в МХАТ. В 1925 г. в спектакле «Горе от ума» она играла Софью со Станиславским — Фамусовым. Так же близки были ее контакты с режиссурой Немировича-Данченко. В творчестве Степановой, верной их урокам, можно проследить и воздействие вахтанговской традиции: не отделяя себя от персонажа, актриса идет на заострение образа; глубину психологии она сочетает с четкостью смелого рисунка. Ей свойственна сосредоточенность и неуклонность в том, как она ведет тему, будь то тема роли Бетси Тверской, с ее холодным и развращенным жизнелюбием («Анна Каренина», 1937) или тема роли Ирины из «Трех сестер», в которой Степанова жила беспокойным ожиданием и обманувшейся верой в будущее (1940). Создаваемые ею сценические портреты отточены и нередко язвительны (Мариэтт в «Воскресении» по Толстому, 1930; Бетси в «Плодах просвещения», 1951; Калерия в «Дачниках» Горького, 1953); в лирических ролях (Маринька, «Николай I и декабристы», 1926; Ивонна, «Продавцы славы» Паньоля и Нивуа, 1926; Аня, «Вишневый сад», 1928; Зинаида, «Дядюшкин сон» по Достоевскому, 1938) актриса была чужда сентиментальности и внутренне действенна. Даже роли, которые она получала в порядке ввода, сохраняли навсегда отпечаток ее индивидуальности и трактовки (как случилось с ролью графини, которую Степанова играла в «Женитьбе Фигаро» после Сластениной). Степановой было дано чувство жанра пьесы: старинной мелодрамы (Генриэтта, «Сёстры Жерар» В. Масса по мелодраме Деннери и Кормона, 1927), салонной комедии (Гертруда, «Идеальный муж» Уайльда, 1945). Ей было дано и разгадывать то, что Станиславский называл «характерностью автора»: она шла от творческой личности Горького, играя Шурку в «Егоре Булычёве» (1934); находила разгадку патетичной и непосредственной театральности Корнейчука (Лида в «Платоне Кречете», 1935). Её мощное актёрское создание — королева Елизавета в «Марии Стюарт» (1957) — было одновременно и разрешением проблемы «Шиллер и Художественный театр».

Мастер ансамбля с первых своих шагов, Степанова в поздних работах увлекается искусством дуэтов. В партнёрстве с Кторовым она создала роль Патрик Кемпбелл («Милый лжец» Килти, 1962), вновь явив основные свойства своего дарования: чувство сценической формы, аналитичность, элегантную сдержанность, скрытый лиризм и юмор. В «Живом трупе» (1982) особое значение имела дуэтная сцена Степановой и Прудкина. На дуэт Степановой с Бабановой был рассчитан спектакль «Всё кончено» Олби (1979).

До поздних лет безупречно сохраняя форму, сыграла принцессу Космонополис в «Сладкоголосой птице юности» Т. Уильямса (1975), г-жу Пернель в «Тартюфе» (1981), мать в «Серебряной свадьбе» (1985), Лику в «Московском хоре» (1988).

Блистательная и драматичная личная жизнь этой актрисы могла бы дать материал и романисту, и историку. Вышедшая в свет под редакцией и с комментариями её биографа В. Я. Вульфа переписка Степановой со знаменитым ссыльным драматургом Николаем Эрдманом приоткрывает лишь одну из страниц её биографии. 


Инна Соловьёва

Ангелина Иосифовна Степанова

Роли

Пресса

Поиск по сайту