Народный артист РФ, Лауреат Сталинских премий Илья Яковлевич Судаков | ||
Имена | (17.7.1890, село Ростовка, Пензенская губ. — 1.9.1969, Москва) Актер и режиссер. Народный артист РСФСР (1938). Образование получил в Народном университете Шанявского (Москва). В 1916 г. поступил во Вторую студию. С 1924 г. — в Художественном театре (вводы играл тут и раньше — Васька Пепел, «На дне», 1919; Пес, «Синяя птица», 1922). Режиссурой занялся в студии («Гроза», 1923; работа над «Розой и Крестом»); в МХАТ был одним из самых деятельных строителей нового репертуара. Один или под руководством Станиславского и Немировича-Данченко поставил спектакли: «Дни Турбиных» (1926), «Бронепоезд 14-69» (1927), «Растратчики» Катаева (1928), «Блокада» Вс. Иванова (1929), «Хлеб» Киршона и «Страх» Афиногенова (1931), «Платон Кречет» Корнейчука (1935), «Любовь Яровая» (1936); участвовал в режиссуре «Воскресения» и «Отелло»(1930). Как актер чаще всего выступал в спектаклях, где был сопостановщиком: в «Днях Турбиных» заменял Хмелева в роли Алексея, Вербицкого в роли Тальберга, Добронравова в роли Мышлаевского, Калужского в роли Студзинского, Б. А. Мордвинова и остальных в роли Кирпатого; в «Бронепоезде 14-69» — точно так же заменял Баталова в роли Васьки Окорока, Прудкина в роли Незеласова, Андерса в роли Знобова, Станицына в роли Обаба, Грибова в роли мужика с подвязанной щекой; в «Воскресении» с 1935 г. дублировал Качалова — «От автора», переиграл роли Симонсона, этапного офицера, священника, смотрителя. С 1933 г. возглавлял московский ТРАМ. Судаков был несомненно одарен умением выявлять на сцене драматизм положений и характеров, строить ясно читающиеся мизансцены, энергично и устремленно вести послышавшуюся тему, чем далее, тем меньше смущаясь потерей нюансов и многозначности. Его чувство современности часто становилось опасным для театра, вовсе не с такой решимостью спешившего эту советскую современность принять и обслуживать. Его готовность что-то выбрасывать и что-то вписывать по первому подсказу из партийных сфер шокировало мастеров старой формации, привыкших иначе относиться к авторскому тексту. Еще больше их шокировала нетворческая спешка. Итогом неладов Судакова с основателями МХАТ стал его переход в Малый театр, где в 1937-1944 гг. он был художественным руководителем и главным режиссером. Его работы здесь: «Уриэль Акоста» с Остужевым (1940); «В степях Украины» и «Фронт» Корнейчука (1941 и 1942); «Нашествие» Леонова (1943). В связи с его постановкой исторической трагедии А. Н. Толстого «Орел и орлица», в первой редакции не удовлетворившей Сталина — главного заказчика спектаклей об Иване Грозном, Судаков был отстранен от руководства Малым театром. В 1946-1948 гг. Судаков снова был режиссером в МХАТ (принимал участие в постановках «Дяди Вани»,1947; «Алмазов» Н. Асанова; «Хлеба нашего насущного» Н. Вирты, где сыграл Тихого). В 1948-1952 гг. — главный режиссер Театра транспорта, в 1952-1953 гг. — в Минске. Преподавал в ГИТИСе. После инсульта долгие годы до своей кончины был нетрудоспособен. Оставил неопубликованные мемуары «Моя жизнь в труде и борьбе». И. Соловьева Пресса Константин Сергеевич и Владимир Иванович не могут сговориться
, Марина Токарева, Новая газета, 24.03.2019 |