Зал набит, перед входом спрашивают лишний билет (такого ажиотажа, как на ???13?, тем не менее, нет и в помине), в фойе выгуливает себя публика ? и тут становится ясно, что чего-то театру уже удалось добиться. Здесь не было олигархов, политиков и примкнувшей к ним попсы ? на ранг пятизвездочного светского мероприятия мхатовская ?Кабала святош? еще не вышла. Но публика обновилась, появились новые для этого зала персонажи ? крепко и просто сработанные лица, широкие плечи под дорогими пиджаками, конкретные затылки и важно вышагивающие рядом холеные женщины в бриллиантах и чересчур коротких юбках. За последний год МХАТ стал если не главным, то уж, во всяком случае, наиболее информационно раскрученным театром страны, а о ?Кабале? говорили так много, что спектакль, еще не появившись на сцене, стал главной премьерой сезона. Ожидания зрителей он не обманул, а критика получила отличный повод для того, чтобы почесать языки и перья
Публика тоже не осталась внакладе ? такого пышного, красивого, стильного спектакля в Москве не было давно. Эдуард Артемьев написал отличную музыку, Юрий Хариков придумал очень красивые декорации и костюмы. Белые ширмы и пышные белые драпировки, накладные носы, маски, кринолины, шляпы, шпаги, красные каблуки, черные плащи мушкетеров, живое пламя свечей: много простора и света, много изумительно красивых массовых сцен ? и большие проблемы с режиссурой.
Спектакль Адольфа Шапиро воистину бесподобен ? если относиться к нему как к череде сменяющих друг друга картинок. Восхитителен танец черных мушкетеров, размахивающих надетыми на острия шпаг широкополыми шляпами, восхитительна и последняя сцена: финал ?Тартюфа?, заканчивающийся смертью Мольера, поставлен как фантасмагория и морок, танец масок (здесь драматический спектакль начинает походить на балет). Зритель получил красивое зрелище и играющих в нем главные роли любимых артистов. На Табакова в роли Мольера пойдет кто угодно, Ольга Яковлева (здесь она играет Мадлену Бежар) давно превратилась в театральную легенду. После спектакля их проводят овациями, и Мольер-Табаков со свистом перекрестит воздух шпагой ? знай наших, из поединка с пьесой МХАТ вышел победителем! Но это все же сомнительно.
Длинный и тяжеловесный спектакль режиссерски не собран: трудно понять, что играют главные герои, внутренней доминанты в их работах нет. Табаков как всегда обаятелен и органичен (главная профессиональная проблема артиста заключается в том, что любая его роль обречена на бурный успех ? зал будет ему хлопать только за то, что он Табаков), но значительного, одаренного, крупного человека за его героем не видно. Станиславский хотел, чтобы Булгаков превратил Мольера в гения, и автор сопротивлялся этому изо всех сил. Он видел суть пьесы не в противостоянии гения и тирана, а в конфликте человека с государственной машиной, но в спектакле Шапиро акценты сместились. Мольер, маленький, растерянный, сбитый с толку изменой жены и пасынка, не бунтующий, а бессильно и жалко ропщущий, кажется незначительным. А временами ? и пустым.
Табаков ? изумительный артист, может быть, наиболее интересный из ныне живущих. Но для того, чтобы он заиграл в полную силу, необходим не только умный, но и сильный режиссер: актер, как большой корабль ракушками, оброс приемами, штампами и штампиками: у обычного артиста их несколько десятков, у Табакова в десятки раз больше, но дела это не меняет. У жесткого Гинкаса в ?Комнате смеха? Олег Табаков играл гениально. В ?Кабале святош? он все тот же, любимый публикой Табаков: зрители узнают его и радуются. Но подминающей все и вся государственной машиной в спектакле не пахнет (умный артист Андрей Ильин выкроил для себя хорошую роль, сыграв Людовика Великого как всеобщего доброжелателя и благотворителя, этакого абсолютистского Горбачева), и конфликт оказывается мелок. Мольер не попадает под тоталитарный пресс ? он становится жертвой недоброжелателей и семейной измены. У Адольфа Шапиро это не трагический герой, а скорее тяжко страдающий Сганарель (тут пасынок Мольера Захария Муаррон, наставивший отчиму рога, оказывается прав).
Спектакль рождался долго, но сказать, что он вполне готов, еще нельзя. Ольга Яковлева, похоже, не очень понимает, что ей делать в роли старой подруги Мольера, и прячется за своими фирменными, памятными еще по спектаклям Эфроса интонациями, другие актеры справляются со своими персонажами так, как им позволяет профессиональная форма и желание работать.
Андрей Смоляков, умный и тонкий театральный актер, до мельчайших деталей отточил роль угрюмого и галантного дуэлянта д?Орсиньи; Игорь Верник (шулер маркиз де Лесаж) изобразил одетого в парик и кафтан разбитного телеведущего? Каждый сделал то, что смог, а режиссер в спектакле не виден. Даже контрапункты ?Кабалы?, ключевые реплики и проходы идут через пень-колоду, не задавая спектаклю ритм. МХАТ получит свои аншлаги, ?Кабала? будет жить в репертуаре, и, может быть, станет расти ? это свойственно спектаклям Шапиро. Но по гамбургскому счету, знаковый спектакль МХАТа, отнявший у театра много времени и сил, не задался.
Вырваться вперед с одним спектаклем не удалось ? для того, чтобы воссоздать театр, нужна долгая работа, Табакову придется выращивать новый МХАТ так же кропотливо, как он занимался своей студией. Это дело не одного-двух сезонов, а многих лет, и поражений здесь будет не меньше, чем побед.
Ирина Антонова, директор Пушкинского музея:
По моему, это блестящий спектакль. Все его компоненты ? режиссерская работа, свет и актерская игра ? показались мне очень значительными. На занятую в спектакле молодежь было смотреть интересно, но поразили меня Олег Табаков и Ольга Яковлева.