В последние месяцы, особенно перед открытием нового сезона, меня беспрерывно спрашивают о новой программе МХАТ. Вот уж полночь, мол, близится, а у Табакова программы-то еще и не видно. Еще с юности, с современниковских времен не люблю слово «программа». Театр это живой организм, его программа не выдумывается и не высасывается из пальца. Лицо театра, его направление прорастает так же естественно, как прорастает зерно, как формируется творческий человек. Те, кто знают меня как театрального практика, актера и педагога, те, кто знакомы с тем, что я делал на нашей сцене, наверное, не станут спрашивать меня о программе. Как пел Булат Шалвович, как мы дышим, так и пишем. Так и играем, так и пьесы выбираем. Программа это не слова, а действия, и они обеспечиваются всем опытом прожитой театральной жизни. В Художественном театре я собираюсь продолжить то, чем занимаюсь всю свою жизнь. Настолько, насколько Бог даст сил и таланта. Настолько, насколько сложится команда людей, которые будут со мной работать. Настолько, насколько придет та публика, которая нас поддержит. Насколько пофартит с пьесами, с актерами, с художниками, спонсорами и черт знает с чем еще. Если кто-то не сочтет это за программу не обижусь.
Я всегда полагал, что живой театр должен жить, зорко глядя во все стороны. И в сторону классики, и в сторону современной пьесы. Художественный театр в лучшие свои годы умел великолепно сочетать эти начала. Поэтому мы начинаем сезон с символической для МХТ пьесы и важнейшего для нас автора с булгаковской «Кабалы святош». В каком-то смысле это еще и поклон Олегу Ефремову, который в свое просил меня войти в этот спектакль в роль Мольера. Пьеса эта была многострадальной в прошлом, но оказалась многострадальной и для нас. Целый сезон ушел на то, чтобы этот спектакль родился, и родился в том качестве, в каком хотели его видеть режиссер Адольф Шапиро, художник Юрий Хариков, композитор Эдуард Артемьев, и актеры, которые на этот раз собрались и из самого МХАТа и из Театра на Чаплыгина, и из других московских театров. Ведь «Мольер», помимо всего прочего, это еще и пьеса о театре, о том, как рождается истинный театр, как он умеет себя защищать. И от Короля, и от святош, которых и сейчас не меньше, чем триста лет назад. То, что в этом спектакле рядом с Ольгой Яковлевой, Борисом Плотниковым, Виктором Гвоздицким, Владимиром Кашпуром, Андреем Смоляковым, Андреем Ильиным, играют недавний выпускник Петра Фоменко Никита Зверев и студенты нашей Школы-студии Дарья Калмыкова и Наталья Бочкарева такие сочетания мне всегда казались важными, формирующими театр.
Мне также кажется важным, что рядом с Булгаковым появятся пьесы современных авторов – «Ю» Оли Мухиной (режиссер Евгений Каменькович) и «Скрипка и немножко нервно», дебют совсем неизвестного молодого драматурга с Кубани Светланы Савиной. Эта пьеса попала ко мне случайно, автора потом пришлось разыскивать при помощи телевидения. Готов идти на любой риск, чтобы открыть талантливое имя.
Надо дать шанс новому поколению обрести свою публику вовремя. В этом я вижу одну из первостепенных задач именно Художественного театра. Помню, через какие препятствия прошел Александр Вампилов, пробиваясь к публике. Кстати, в планах этого сезона его «Утиная охота», которую будет ставить Александр Марин. Это уже классика ХХ века, не менее значимая для Художественного театра, чем чеховский «Иванов» или «На дне» Горького.
В конце сентябре на Основной сцене состоится премьера «Антигоны» Жана Ануя в постановке режиссера Темура Чхеидзе и художника Георгия Алекси-Месхишвили. Антигону сыграет Марина Зудина, а в роли Креонта впервые на русскую сцену выйдет выдающийся грузинский актер Отар Мегвинетухуцеси. Так что у нас начинают играть не только артисты московских театров, но и выдающиеся мастера других стран. Приглашение художников других театральных культур будет продолжено и, может быть, из этого тоже выстроится какая-то живая линия нашего мхатовского направления.
Вскоре в репертуар вернется ефремовская «Чайка». Режиссер Николай Скорик готовит новую актерскую версию этого, на мой взгляд, лучшего чеховского спектакля Олега Николаевича. Аркадину будет играть Ирина Мирошниченко, Машу Евгения Добровольская, Нину, Треплева и Тригорина артисты Театра на Чаплыгина Марина Салакова, Евгений Миронов и Михаил Хомяков.
И, наконец, совсем близкая радость: осенью в Художественном театре откроется Новая сцена третья сцена МХАТ. Это тоже не случайно таким образом можно будет практически реализовать идею ввода в жизнь нового поколения художников. Здесь будут идти не только спектакли нашего театра, но и лучшие работы выпускников Школы-студии МХАТ. Уже в октябре здесь выйдет дипломный спектакль IV курса «Зыковы» Максима Горького в постановке Михаила Лобанова. Первой мхатовской премьерой на Новой сцене станут «Старосветские помещики» по повести Николая Гоголя в постановке Миндаугаса Карбаускиса, недавнего выпускника Петра Фоменко.
В планах театра пьеса Сомерсета Моэма «Священный огонь» (ее впервые в России поставит руководитель Московского театра «Модернъ» Светлана Врагова), и «Вечность и еще один день» одного из крупнейших современных европейских писателей Милорада Павича, к работе над которой вскоре приступит Владимир Петров, до недавнего времени возглавлявший Омский академический театр драмы. Есть и другие планы, есть проблема формирования новой труппы Художественного театра и еще множество иных тем, которые не хочу обсуждать, чтобы не превратиться в человека, который решил «отчитаться» за проделанную работу и объявить на весь свет «программу». Самые важные вещи в театре, убежден, вообще не надо публично обсуждать. Надо их делать, смотреть на реакцию публики, не бояться ошибок, и идти своим путем дальше. Когда в театре прожито почти полвека, что ж нам бояться ярлыков и словечек?!.