«Московский Художественный театр. Энергия места»: Портретное фойе
Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 31.03.2020
У Портретного фойе МХТ любопытная предыстория. Фотогалерею людей, сыгравших большую роль в жизни театра, придумал еще архитектор Федор Шехтель. Но поначалу здесь были представлены только портреты писателей, определявших репертуарную политику театра, а также крупнейших актеров Малого и петербургской Александринки — таким образом МХТ подчеркивал связь с лучшими традициями русского театра XIX века.
Только в 30-х годах Немирович-Данченко предложил добавить в галерею фотографии артистов труппы. Кстати, изначально маленькие «окошки» под каждой из рам были пустыми, выполняя исключительно декоративную функцию. Добавлять в них снимки артистов в ролях было решено гораздо позже, в процессе одной из реконструкций.
Со временем в Портретном фойе расположилась постоянная экспозиция под условным названием «Сто портретов». Это изображения главных для МХТ людей, от отцов-основателей Станиславского и Немировича-Данченко до первого работника поворотного круга сцены Ивана Ивановича Титова. Последним, кого добавили в галерею, был Олег Павлович Табаков.
Галерею действующей труппы, расположенную по барабану Основной сцены, придумал Табаков, стилистически она повторяет идею Шехтеля – только в Портретном фойе рамы темного дерева, а здесь светлого.
Михаил Булгаков в «Театральном романе» иронически описал фойе Художественного театра. Конечно, ни золоченых рам, ни портретов маслом там не было – это художественный вымысел: «… мы вошли в громадное фойе, также устланное серым сукном. Простенки фойе в несколько рядов были увешаны портретами и увеличенными фотографиями в золоченых овальных рамах. Из первой рамы на нас глянула писанная маслом женщина лет тридцати, с экстатическими глазами, во взбитой крутой челке, декольтированная. Сара Бернар“, – объяснил Бомбардов».
Благодарим за помощь Марию Полканову, заместителя директора по научной работе Музея МХАТ.