Продолжаем проект к 85-летию Олега Павловича Табакова: в честь юбилея Мастера мы публикуем архивные фотографии, рассказываем истории из его жизни.
Молодёжь – это конкуренция. Это то, чего все боятся, особенно на театре: вот придет «молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли», как пел Борис Гребенщиков. Олег Павлович Табаков конкуренции не опасался никогда. Его дар был абсолютно самодостаточен, и желания ревниво оглядываться на других у него не было и быть не могло. Молодые были предметом его подлинного интереса, его внимания, его любви.
Эта осознанная потребность – стать педагогом, чтобы окружить себя людьми схожей группы крови – возникла в нём рано. Табакову не было и сорока, и его жизнь развивалась триумфально, но чутьё подсказывало: нужно обновление. Он мечтал вдохнуть свежие силы в «Современник».
И вот в 1974 году в московских школах появились объявления: старшеклассников приглашали поступать в театральную студию под руководством Олега Табакова. По сути, драмкружок при Дворце пионеров имени Крупской. Только в драмкружке этом должны были преподавать, в придачу к Табакову, молодые блестящие профессионалы: актёры Константин Райкин и Авангард Леонтьев, режиссёр Валерий Фокин, специалист по пластике и сценическому движению Андрей Дрознин. Наплыв старшеклассников был огромным! Пришло три с половиной тысячи подростков, из которых отобрали 49 человек. Занимались напряжённо, Табаков был жёстким педагогом: через два года из 49 ребят осталось 8. И когда в 1976 году Табаков набрал курс в ГИТИСе, эти восемь поступили туда учиться. В книге Табакова «Моя настоящая жизнь» истории возникновения студийного братства в подвале на улице Чаплыгина и тому, как через несколько лет студии запретили существовать, посвящено много страниц. И счастливых, и горьких. Это ведь настоящая драма: полностью вложиться в учеников, обустроить свой дом и получить запрет от властей, узнать, что театра на основе студии не будет. Этих ребят (среди них были Игорь Нефёдов, Елена Майорова, Сергей Газаров, Александр Марин) Олег Павлович в мемуарах называет своими первенцами, говоря, что вложил в них даже больше, чем в тех, кто учился у него позднее.
Хорошо, образно сказал об Олеге Павловиче-педагоге Евгений Миронов: «Он нас всех снял с дерева, как плоды. Как яблоки, груши. Мы были разными – кто зелёный, кислый, кто жёлтый. Он снимал нас как садовник, хранил, взращивал, чтобы мы созрели». Когда в 1980 году студии было отказано в праве на существование, Табаков заболел. «Свалился с температурой сорок, — вспоминал он, — И, как в каком-то бульварном романе, перепуганные ребята пришли и собрались у моей постели. Я поглядел на их растерянные лица и понял, что им нечего есть. Температура сразу куда-то подевалась, я встал со своего “одра” и стал устраивать их в разные театры».
Но настолько большим, видимо, был запас прочности у этого дела, что студия восстановилась. На новом курсе Табакова в ГИТИСе учились Евдокия Германова, Марина Зудина, Сергей Беляев, Сергей Шкаликов, Александр Мохов, Алексей Серебряков. Должна была наступить совсем другая эра в жизни страны, чтобы в 1986 году власти наконец-то дали добро на открытие театра-студии под руководством Олега Табакова.
На фото: Олег Павлович Табаков; со студентами, 1979 год (в центре – Марина Шиманская и Игорь Нефёдов), фото Валерия Христофорова/ТАСС; с Игорем Нефёдовым, 1990; в спектакле «Анекдоты» со своими учениками уже следующего призыва – Владимиром Машковым, Евгением Мироновым, Виталием Егоровым, 1996; с Мариной Зудиной, Евгением Мироновым и Сергеем Безруковым.