Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Гастроли в Пензе начались с шикарного «трагического балагана» «Последних» режиссера Адольфа Шапиро. За участие в этом спектакле исполнительница главной женской роли Ольга Яковлева была удостоена Государственной премии РФ, а Олег Табаков стал призером Российской национальной театральной премии «Золотая маска».
Пьеса «Последние» была написана Максимом Горьким в 1908 году. И почти сразу ее запретили в России, но с успехом играли в Германии. Два года назад «Табакерка» вновь отыграла «Последних» в Берлине, на русском языке, с Олегом Табаковым в главной роли.
Пензенские зрители шли на спектакль почти не дыша. Первыми на сцене появились артист МХТ им. Чехова Евгений Киндинов и легендарная актриса Москвы, любимица Анатолия Эфроса Ольга Яковлева. Софью Коломийцеву она играла с таким надрывом, что, казалось, умрет на сцене. Выступающий ее партнером Олег Табаков в роли Ивана Коломийцева, был полной противоположностью легкомысленный весельчак, думающий только о своей персоне, примитивный до смешного, и жестокий в своем недомыслии. Такой контраст между главными героями делал все происходящее на сцене фантастически правдоподобным. А Евдокия Германова вкупе с молодыми актерами довела драматургию постановки до кипящей точки. В конце спектакля зрители буквально замерли в ожидании развязки семья Коломийцевых разрушалась на глазах.
Извечный русский конфликт отцов и детей, усугубленный сложными отношениями между родителями, постоянной жизнью в долг, сделками с совестью, стремлением найти хоть какой-то выход, наверное, был близок большинству зрителей.
Хороши были молодые актеры в ролях детей Коломийцева, и просто бесподобна в роли няньки Федосьи Наталья Журавлева, которую Табаков пригласим специально в этот спектакль из «Ленкома». А музыкальные вкрапления ансамбля духовых инструментов военно-дирижерского факультета Московской консерватории добавили щемящую ноту в спектакль, сделав его совершенным.
«Последние» поставлен Адольфом Шапиро в 1995 году, и с самого первого показа зал переполнен. Не стал исключением и наш театр, наполненный публикой до предела.
Актерам долго аплодировали, долго не отпускали, словно оттягивая момент прощания. А чуть позже, в гардеробе, можно было наблюдать, как многие женщины кинулись звонить своим детям. После финальной сцены было по-настоящему страшно и хотелось убедиться, что еще не все потеряно?