Представьте себе картину. Олег Павлович Табаков, напившись в стельку, трясет за грудки оппонента и задает ему любимый вопрос всех находящихся в подпитии россиян: «Ты меня уважаешь?» Нет, персонажа, сыгранного Табаковым, в таком раскладе представить нетрудно кого и какие состояния он только не играл! А вот самого Олега Павловича невероятно, не его грех, это уж точно. В общем, он не спрашивал, но мы ответим: у-ва-жа-ем! Всенародная любовь ко всенародному артисту не требует аргументов. А вот уважение к театральному деятелю предмет для юбилейного разговора. Хотя спросите у самого Олега Павловича, какое из его амплуа ему дороже, и он, скорее всего, ответит: актерство. Ну так играет же! С тех пор как из руководителя родного «подвала», как до сих пор именует свою Табакерку, он превратился в главу Московского Художественного театра, то есть в одну из первых руководящих персон театральной России, он успел сыграть на сцене Мольера, Нильса Бора, Тартюфа, профессора Серебрякова, купца Прибыткова Это из новых ролей, но есть ведь еще и старые, продолжающие свою жизнь и в МХТ, и в Табакерке. Репетируя, играя премьеры и текущие спектакли, он сложил с себя полномочия ректора Школы-студии МХАТа, но остался педагогом и в Школе, и в американской студии. Сначала был только художественным руководителем МХТ, но затем стал и его директором. Плюс кино и сонм общественных обязанностей. По складу личности Табаков не только не тяготится количеством ответственности, а, наоборот, считает, что так и надо жить. Факт престижа, имидж продвинутого деятеля новой формации эти вещи для него важны, да он этого и не скрывает. Все последние годы Табаков постоянный наш ньюсмейкер. Вокруг того, что делается в МХТ (вот и в самой аббревиатуре его волей убрана буква «а», означающая «академический»), не смолкает шум. А тем временем начальство утверждает его руководящую кандидатуру в этом театре на новый срок. Табаков кого только не звал за эти годы на постановки: молодых, старых, радикальных, консервативных, умелых, беспомощных. В один сезон зарубил большинство уже вышедших премьер, плюнул на потраченные время, усилия и деньги. Назревал скандал, а хитрый Табаков собрал критиков «поговорить». Поговорили. Сам Олег Павлович был неподражаем, превратил нелицеприятный диалог в остроумный спектакль, главный герой которого открыт для критики во всех своих достоинствах и слабостях. Готов прислушаться к конструктивным советам. Хотя держит удар так ловко, что скорее нападает, чем защищается. Его здравый смысл артистичен. Незабвенная интонация кота Матроскина, от которого в Простоквашине была большая польза, нет-нет да и звучит в его разговорах. Но предсказать, что в очередной раз преподнесет неизменно подтянутый, энергичный и элегантный Олег Павлович, почти невозможно.
Табаков знает модные слова: «интендант», «бренд» и прочее. Но надо слышать, как он их поизносит. Дескать, вот я, бывалый русский артист, люблю жизнь человеческого духа, самое главное для меня сильная труппа, как при Станиславском, человеческие истории люблю, психологический театр, из Саратова мы и все такое Но Тадаси Судзуки бренд, Кирилл Серебренников бренд и сам я - бренд. А что, лучше тихо, без популярности, без очередей в кассу, при полупустых залах? Такой хотите МХТ в XXI веке?
Когда-то, создавая Табакерку, Олег Павлович заявил миру свою способность выращивать новое, создавать театральный организм. А теперь явил собой тип европейского руководителя, интенданта, собирающего под крышу своего театра самые разнообразные актерские и режиссерские силы. Мог ли нынешний Художественный театр жить по-другому? Мог бы. Хорошо бы жил? Это для кого как. Нынешний МХТ продолжает быть «государством в государстве», маленькой моделью нашего взбаламученного, потерявшего ориентиры мира. Табаков же, презирая нищету, гордую застенчивость изгоя, любые симптомы театрального прозябания, всяческое аутсайдерство, ведет театр путем проб и ошибок, но к успеху, к чувству самодостаточности и вере в перспективу. В один момент его мхатовской эпопеи начала вспоминаться какая-то «булгаковщина», навис образ театра-молоха, «небывалого государства», самовоспроизводящего организма, сводящего на нет усилия что драматурга Максудова, что убежденного строителя Олега Ефремова, что отчаянного артиста Олега Табакова. Но Табаков сказал: «Дудки!» Вот за это и уважаем. За фантастическую энергию. За оптимизм. За артистизм менеджера и предприимчивость артиста. За талант, который, если его много, проявляется во всем. Да и фамилия у него подходящая еще даст прикурить!
Сейчас, в отпускное затишье, Олег Павлович отпразднует свой юбилей негромко, в семейном кругу. Но будьте готовы к тому, что осенью нас еще ожидают шумные торжества и в чеховском МХТ, и в Табакерке. И не потому, что Табаков так уж любит комплименты, поздравления и подарки. Просто огромное число людей непременно пожелает выразить свою любовь Олегу Павловичу, и желательно публично.
Не забыта и малая родина, то есть город Саратов. 8 сентября там откроется оригинальный фестиваль под названием «Юбилей в родном городе (семь дней с Олегом Табаковым)», куда под предводительством юбиляра съедутся знаменитые артисты Московского Художественного и Табакерки. Будет сыграно шесть популярных спектаклей этих коллективов, причем как с участием Олега Павловича, так и без него (заметим, фестиваль не «имени себя»). В их числе: «Обыкновенная история», «На дне», «Бумбараш», «Мещане», «Белая гвардия» и «Амадей». День седьмой пройдет под знаком Табакова в Саратовском театре оперы и балета юбиляр даст творческий вечер. А еще пройдет немало встреч, мастер-классов и прочих любопытных мероприятий. В общем, жизнь продолжается