Это может показаться странным, но это факт. В нашей столь «монументально» богатой столице, в городе, повсеместно почитаемом в качестве признанной театральной Мекки, в Москве, где старейшая драматическая сцена издавна почиталась «вторым университетом», по сути, нет памятников нашим деятелям сцены.
Да, есть изваяние Владимира Высоцкого, но увековечен всё же он в первую очередь как бард. Есть Щепкин, надёжно укрытый от посторонних глаз во дворе училища его имени. Но не возвышаются на наших улицах и площадях ни Станиславский с Немировичем-Данченко, ни Ермолова с Мочаловым, ни Таиров с Алисой Коонен, ни Мария Николаевна Ермолова, ни Всеволод Мейерхольд, ни Михаил Чехов? Кто знает, может быть, всё дело в том, что самое живое из всех искусств каким-то мистическим образом противится тому, чтобы выдающиеся творцы его навеки застывали на улицах и площадях в бронзе или камне.
В таком случае положение могли бы выправить драматурги, которые по праву должны разделить с артистами и режиссёрами двух с половиной вековую славу единственного в своём роде «российского феатра». Но и их у нас увековечено не так, чтобы соответственно их коллективному вкладу в отечественную и мировую культуру. Вот уже на протяжении почти столетия надёжно охраняет свой Дом, тот самый «второй университет», наше драматургическое «всё» Александр Николаевич Островский. На Чистых прудах с полстолетия высится гениальный автор бессмертной и что немаловажно московской комедии Александр Сергеевич Грибоедов. Не так давно у стены одного из строений по Камергерскому переулку скромно притулился великий Антон Павлович Чехов, без сомнения, входящий в тройку главных драматургов всех времён и народов. И, пожалуй, всё.
Со вчерашнего дня число отныне и навсегда возвеличенных городом театральных писателей удваивается. Во дворе хорошо знакомого каждому театралу дома по улице Чаплыгина были торжественно открыты памятники сразу трём выдающимся русским советским драматургам. Александр Вампилов, Виктор Розов, Александр Володин. Авторы, не просто удивительным образом запечатлевшие в диалогах, монологах и ремарках своё время, но и по сей день остающиеся для наших подмостков живыми, волнующими собеседниками. Подлинно действующими лицами.
Событие это стало возможно прежде всего благодаря Олегу Табакову, давно вынашивавшему эту замечательную идею. И благодаря автору проекта замечательному петербургскому скульптору Альберту Чаркину. Спасибо им! Думается, что лучшего подарка в Международный день театра наша театральная Мекка и все её многочисленные священнодействователи и паломники и придумать бы не смогли.