Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 3.03.2007
Московский театр под руководством Олега Табакова, ласково прозванный в народе «Табакеркой», в четверг празднует юбилей. Театру исполняется 20 лет.
Казалось бы, что такое 20 лет? Но сколько же за эти два десятилетия театр взрастил актеров, уважаемых во всем мире, известных каждому человеку на всей территории одной шестой части суши, любимых миллионами зрителей вне географических категорий!
В театрах принято перечислять актеров по алфавиту, якобы чтобы никому обидно не было; в «Табакерке» как ни перечисляй все равно не получится ранжирования ни по популярности, ни по выслуге лет, ни по возрастному признаку. Вишенка на торте одна, и это Табаков, но вот как делить дальше, непонятно: не будет кусков больших или меньших. Только вслушаться: Владимир Машков, Марина Зудина, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Евдокия Германова, Александр Мохов, Андрей Смоляков, Наталья Журавлева, Михаил Хомяков, Сергей Беляев, Алексей Золотницкий, Ольга Блок-Миримская, Марианна Шульц, Виталий Егоров, Анастасия Заворотнюк, Ольга Красько, Ярослав Бойко, Денис Никифоров, Игорь Петров, Сергей Угрюмов и еще несколько десятков имен, одно только произнесение которых повергнет в трепет любого человека. Кто-то приходит, кто-то уходит, выбирая иные пути, а значит, театр живет. Молодежь наступает: то тут то там можно видеть Дарью Калмыкову, вот Лина Миримская появляется на большом экране все чаще, Яна Сексте получает премию «Триумф», поклонницы Ивана Жидкова уже оккупируют служебный вход, большое будущее критики прочат совсем новым членам труппы. Перечислить всех актеров невозможно. Этот торт совсем другого свойства, здесь не кондитерская и не булочная. Олег Табаков и его шоколадная фабрика.
Всё началось с его курса. Простого кружка, который он организовал, будучи директором «Современника», в 1973 г., когда собрались вместе Валерий Фокин, Андрей Дрознин, Константин Райкин, Авангард Леонтьев, Иосиф Райхельгауз, Владимир Поглазов, Сергей Сазонтьев: все те, кто влияет сейчас на театральную атмосферу не одной только столицы, но и мира. В 1977 г. им передали угольный склад на улице Чаплыгина, 1а, который они своими силами разобрали и сделали из него крохотную подвальную студию. Первым спектаклем стал «С весной я вернусь к тебе» по пьесе Александра Казанцева. Но долго просуществовать подвалу не дали чиновники, закрыли. И только в 1986 году был подписан приказ о создании театра-студии.
Андрей Смоляков вспоминает тот период, когда он, вынужденный скитаться без работы после запрета играть в подвале, вдруг узнал о том приказе 1986 года:
Открытие «табакерки» было праздником для актеров. Тогда ведь была уже практически потеряна надежда на открытие этого театра, и все, как нам казалось, кануло в небытие. И вот, вдруг, разрешили. Это была радость, счастье.
Тогда они, ученики и уже настоящие актеры своими силами отстроили заново маленький зальчик на 110 мест, и театр заработал официально.
Конечно, это вовсе не означает, что ровно 1 марта 1987 года для широкой публики открылись двери подвала на Чаплыгина. Становление театра проходило непросто и подчас держалось на одном энтузиазме актеров, взращенных по большему счету в Школе-студии при МХАТ им. А. П. Чехова на курсе Олега Павловича Табакова. Но с первого же спектакля зритель всё прибывал и прибывал. Слава театра росла с каждой секунды. С какого-то момента попасть в подвал простому зрителю стало невозможно. «Матросская тишина», «Билокси-блюз», «Ревизор», «Механическое пианино», «Затоваренная бочкотара», «Звездный час по местному времени», «Страсти по Бумбарашу» счастливчики смотрели их по нескольку раз, сцены из этих постановок заучивались наизусть, реплики становились паролями для посвященных.
Были и трудные времена. В середине 90-х Олег Табаков понял, что всех не прокормить, и придумал ставить спектакли на несколько человек, что становится очередным «ноу-хау» «Табакерки». Сейчас спектакли могут идти и в тысячных залах, и в подвале, и в маленьких нищих театрах районных центров Московской области, и на главных сценах Америки, Европы, Японии? Проблемы, из-за которых театр лишается многих ведущих актеров, существуют и сейчас: что поделать, «дети Табакова» растут и хотят большего. Но костяк остается прежний. И подвал на Чаплыгина все тот же. Более красивый и обустроенный, но тот же.
Лучшие спектакли труппы удостоены престижных театральных премий. Большая половина актеров уже не вмещается в программках из-за указаний их наград и регалий. Да и причём здесь программки и регалии, если на праздновании 15-летия пять лет назад ни зал, ни фойе не вмещали всех гостей. Высшие государственные чины буквально стояли на столах. Поэтому в этом году всех примет другой театр Табакова МХТ им. А. П. Чехова. Вокруг связей между двумя театрами, которыми руководит Олег Павлович, ходит масса ничем не подкрепленных слухов о ревности одних к другим, но всё это выдумки. И подвал на Чаплыгина, и Художественный в Камергерском дружат, ходят друг к другу в гости, ставят спектакли, перемешивая труппы обоих театров. Значит, будут сегодня и капустники, и радость встречи, и поздравления, и всё будет по-табаковски.
«Наше дело Табак“», спел когда-то большой друг подвала Сергей Никитин. И кажется, особенно в такие дни, что эти слова могут примерить на себя многие, очень многие, не обязательно связанные со сценой люди, живущие в разных точках мира. Поздравляем, «Табакерка»!